Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 23:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии и формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам и учетной политике.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются: исследование источников информации о видах, формах расчетов, выбор методов проверки и установлении достоверности и законности учетных данных о состоянии расчетов.
Методическими основами для написания работы, проведения
аудита послужили нормативные документы, работы авторов Астахова В.П., Кондракова Н.П., Барышникова Н.П., Суйца В.П., а также материалы периодических изданий.
Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность МУФП «Центральная городская аптека» в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Д 62/2 К 90/1.1 на сумму реализованных товаров;
Д 62/2 К 90/1.2 на сумму реализованной продукции.
Покупатель производит оплату за товар с соблюдением порядка и форм расчетов, предусмотренных в договоре. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то они производятся платежными поручениями.
Оплата может проводиться в наличной и безналичной форме. При оплате за наличный расчет, при приеме денежных средств от покупателей, выписывается приходный кассовый ордер и оформляется запись:
Д 50 К 62/2.
Если оплата производится путем перечисления задолженности покупателем через банк, то составляется проводка:
Д 51 К62/2.
Помимо обычного погашения
задолженности поступают
Д 51 К 86/1;
Д 86/1 К62/2.
С 2003 г. счет 86 «Целевое финансирование» не используется, несмотря на то, что данные денежные средства не могут использоваться на финансирование других категорий больных.
При расчётах с покупателями могут применяться авансовые платежи. Суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются на счёте 62 обособленно.
В подтверждение своих намерений по своевременному расчёту с кредиторами покупатели и заказчики могут перечислять авансы в счёт предстоящих обязательств по поставкам. Их получение отражается в учёте
записью: Д 50,51, др. К 62 субсчёт «Расчёты по авансам полученным» на всю сумму, указанную в документах по полученным авансам.
В МУФП «ЦГА» поступают авансовые платежи от покупателей, но они не учитываются и не выделяются отдельно, а проходят как обыкновенный платёж за поставку товара.
С полученных сумм аванса организации начисляют НДС, который подлежит взносу в бюджет (Д 62 К 68).
При отгрузке товаров покупателям полученные суммы аванса засчитывают в уменьшение задолженности покупателей и заказчиков и относят в Д 62/1 и К 62/2. При этом на сумму НДС, ранее начисленную по полученным авансам, делают восстановительную запись (Д 68 К 62).
Невостребованные авансы списывают с Д 62 в К 91/1.
После приобретения медицинскими учреждениями медикаментов, изготовленных МУФП «ЦГА», производится возврат покупателем посуды многоразового использования [Приложение 12], в результате происходит снижение дебиторской задолженности и оформляется запись:
Д 41/2 К62/2.
На возвращенную посуду составляется ведомость на прием посуды от лечебных учреждений. Каждому покупателю выдается экземпляр ведомости для отражения в учете.
Прекращение обязательств с покупателями и заказчиками (помимо надлежащего исполнения) как и при расчете с поставщиками и подрядчиками, осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ по основаниям: при зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица.
Бывают ситуации, когда возникают взаимные обязательства. В основном они появляются при расчетах с предприятиями коммунальной сферы, которые оказывают услуги МУФП «ЦГА». В данном случае эти предприятия приобретают медикаменты и в счет оплаты предлагают провести зачет услугами, которые осуществляют.
Так как все расчеты с поставщиками услуг учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», то составляют записи:
Д 62/2 К 90/1.1 реализованы товары;
Д 44/0.4 К 76 отражены приобретенные услуги;
Д 76 К62/2 зачет взаимных требований.
При данной операции необходимо наличие письма от поставщика, с которым производится взаиморасчет, подписанного руководителем и главным бухгалтером с прошением провести зачет взаимных требований, должны быть приложены счета-фактуры, которые подтверждают оказание услуг предприятию.
В соответствии с заключенным
договором с Краевым
Принятые на комиссию товары учитываются на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», хотя в соответствии с Планом счетов [15] товар должен отражаться на счете 004 «Товары, принятые на комиссию». Проданные товары списывают со счета 002 на основании составленных отчетов по движению товаров, принятых на комиссию.
Отпуск медикаментов производится населению с использованием ККМ на основании рецептов врачей лечебных учреждений. При частичной оплате за медикаменты производится запись: Д 50 К 76. В дальнейшем полученные денежные средства перечисляются в Краевой департамент здравоохранения.
На отпущенный товар составляется отчет для департамента с указанием суммы комиссионного вознаграждения, которое причитается МУФП «ЦГА». Начисление комиссионного вознаграждение оформляется записью:
Д 62/2 К 90/1.3.
Поступившие денежные средства по комиссионному вознаграждению
отражаются проводкой: Д 51 К 62/2. Хотя в соответствии с Планом счетов [15], комиссионное вознаграждение должно производиться записью:
Д 76 К 90/1.3.
В случае несоответствия товара, полученного от поставщика по каким-либо параметрам, согласно договору (бой, брак, нетоварный вид, другие причины), не всегда составляется претензия, иногда оформляют как возврат товара. Оформляется он так же, как и обычная реализация медикаментов, кредитуется счет 90 «Продажи» и дебетуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Впоследствии с целью уменьшения задолженности перед поставщиком, производят зачет требований:
Д 60 К 62/2.
При расчётах с покупателями и заказчиками могут возникать претензии, как и при расчёте с поставщиками и заказчиками. Покупатель может предъявить к организации претензию по полученному товару. Составляется акт на претензию и представляется организации с предъявлением документов, подтверждающих факты недостачи, боя, брака и т.д. Претензия отражается на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», субсчёт «Расчёты по претензиям». Составляют запись:
Д 62 К 76/2.
После рассмотрения претензии, её закрывают по дебету счёта 76/2 и кредиту счёта 51 (если организация перечисляет сумму претензии), 10,41 (если производит отпуск материалов, товаров на сумму недостачи) и т.д.
Особое значение имеет управление дебиторской задолженностью, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных средств из оборота. Поэтому предприятию необходимо научиться управлять долгами дебиторов, чтобы не утратить полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь.
Можно использовать ряд
способов предотвращения неоправданного
роста дебиторской
испытывающие финансовые трудности;
Управлять дебиторской задолженностью можно путем стимулирования покупателей за досрочную оплату счетов, сделать это можно путем предоставления скидки, если платеж осуществлялся ранее договорного срока.
Некоторым покупателям, которые сотрудничают долгое время с МУФП «ЦГА» регулярно предоставляются скидки с оплаты за счет чистой прибыли предприятия. Создается приказ, который подписывается директором.
Предоставленные скидки оформляются проводками:
Д 84 К 62/2.
Выигрыш предприятия в данном
случае будет состоять в том, что
получив выручку ранее
Учёт расчетов с покупателями и заказчиками ведётся на счёте 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», счёт активно-пассивный, может отражаться как в активе, так и в пассиве баланса. По дебету счёта отражается отпуск товаров, работ, услуг покупателям и заказчикам, по кредиту счёта отражается оплата за товар (работы, услуги).
Аналитический учёт по счёту 62 ведут по каждому предъявленному покупателям счёту, а при расчётах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учёта должно обеспечить получение данных по покупателям и заказчикам по расчётным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок документам; авансам полученным;
векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям дисконтированным (учтённым) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
2.3 Учет дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей системы расчетов между предприятиями, при которой всегда наблюдается разрыв во времени платежа и момента перехода права собственности на товар; предъявления платежных документов и их оплаты. Дебиторская и кредиторская задолженность может возникнуть по всем видам расчетов с другими предприятиями и является их составной частью. Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская задолженность – на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
В настоящее время организации могут создавать резервы по сомнительным долгам с отнесением этих сумм на финансовые результаты организации.
Согласно ст.265 Налогового Кодекса [3] суммы безнадежных долгов включаются в состав внереализационных расходов, а если предприятием принято решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы по безнадежным долгам не покрытые за счет средств резерва.
Сомнительным долгом признаётся дебиторская задолженность организации не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями.
Резервы сомнительных долгов создаются на основе произведённой инвентаризации дебиторской задолженности.
Безнадёжными долгами являются те долги перед предприятием, по
которым истёк установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации [3,ст.266].
Предприятие в соответствии с законодательством может выбрать один из методов формирования расходов: либо по факту признания долга безнадежным эта сумма будет включаться в состав внереализационных расходов, либо по факту формирования резерва. Создание резерва должно быть заявлено в учетной политике предприятия.
Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
Основанием для создания резерва являются результаты проведенного на конец отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации должны фиксироваться в акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф.ИНВ-17).
В зависимости от срока возникновения задолженности сумма отчислений в резерв определяется следующим образом (табл. 2.1)
Таблица 2.1
Порядок отнесения сумм дебиторской задолженности в резерв по сомнительным долгам
Сумма возникновения сомнительной задолженности |
Сумма, в которой задолженность включается в резерв |
более 90 дней |
полная сумма |
от 45 до 90 дней |
50 % |
менее 45 дней |
не увеличивает сумму резерва |
Сумма соответствующих отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последний день отчётного (налогового) периода.