Автоматизированная система регистрирования приема в стоматологической поликлинике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время информационные технологии играют важную роль практически во всех сферах человеческой деятельности. С развитием уровня бизнеса человечество все больше нуждается в соответствующих информационных системах. Сейчас невозможно представить фирму, даже самую маленькую, без компьютера в офисе. Бизнес – это очень хрупкая система, которая без участия компьютера уже не может существовать, в котором даже малейшая ошибка может стать причиной серьезных последствий вплоть до полного крушения. Для предотвращения этих ошибок и сведения их к минимуму необходим своевременный и надежный доступ к необходимой информации. На предприятии в основном компьютеры выполняют две роли:
системы, которые выполняют накопление, обработку и хранение информации – так называемые Банки Данных или серверы баз данных. Эти системы очень дороги и очень сложны в исполнении, как программная, так и аппаратная части. Над их созданием работает не один человек.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_text.doc

— 2.42 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по специальности

080801 - «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (В ЭКОНОМИКЕ)»

 

«Автоматизированная система регистрирования приема

в стоматологической поликлинике»

 

 

 

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Доцент кафедры ИС

 

 

 

______________ Шмытов Б.Б.

«_____»______________2013 г.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ:

студент 147 группы

 

 

 

 

 

 

_______________ Малыгин С.С.

«_____»______________2013 г.

 

 

Аннотация

 

В проекте детально изучен бизнес - процесс регистрирования приема в стоматологической клинике города Сыктывкара. В программе BPwin построены модели IDEF0 «как должно быть» с точки зрения регистратора и точки  зрения медсестры. В Microsoft Office Access 2010 была разработана база данных, а для создания программного интерфейса была использована среда программирования Delphi. Благодаря средствам MS Visio построен календарный план проекта. После этого были произведены расчеты стоимости каждого из этапов разработки системы, а также стоимость её владения.

 

Ключевые слова: СУБД, IDEF0, регистратура, прием в стоматологической клинике, диаграмма Ганта, бизнес процесс, Delphi.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время информационные технологии играют важную роль практически во всех сферах человеческой деятельности. С развитием уровня бизнеса человечество все больше нуждается в соответствующих информационных системах. Сейчас невозможно представить фирму, даже самую маленькую, без компьютера в офисе.  Бизнес – это очень хрупкая система, которая без участия компьютера уже не может существовать, в котором даже малейшая ошибка может стать причиной серьезных последствий вплоть до полного крушения. Для предотвращения этих ошибок и сведения их к минимуму необходим своевременный и надежный доступ к необходимой информации.  На предприятии в основном компьютеры выполняют две роли:

  • системы, которые выполняют накопление, обработку и хранение информации – так называемые Банки Данных или серверы баз данных. Эти системы очень дороги и очень сложны в исполнении, как программная, так и аппаратная части.  Над их созданием работает не один человек.
  • системы, которые позволяют получать доступ к накопленной в этих Банках Данных информации в удобном для пользователя виде. Эти системы менее дороги и менее сложны, для их создания, в некоторых случаях, хватает и одного человека. Как правило, над их созданием работает сотрудник фирмы, на котором используется эта информационная система.

 

Объектом исследования данной курсовой является регистратура стоматологической поликлиники.

Целью работы является разработка информационной системы, способной автоматизировать и упростить процесс ведения приема.

Задачи проекта:

  • Создание базы, включающую в себя информацию о клиентах и приемах;
  • Осуществление возможности работы по сети;
  • Вывод на печать сформированных отчетов о приеме;
  • Получение финансовых итогов по врачам в заданные промежутки времени.

Точки зрения:   регистратор, медсестра.

Методы, использующиеся в работе: анализ и моделирование бизнес-процессов, технологии проектирования баз данных и программных комплексов, методология программирования в конкретной среде разработки.

Используемый инструментарий: среда программирования Delphi 2007, язык манипуляции данными и управления СУБД Access, программа BPWin, MS Office Word, MS Visio.

  Требуется разработать базу данных, содержащую информацию: о пациентах, о каждом приеме,  обо всех видах услуг и ценах на них. 

Обозначим требования к реализации программы:

    • функционирование в едином информационном пространстве
    • поддержка единой технологии обработки и представления данных
    • использование системы в рамках системы единого набора инструментальных средств
    • открытость структур хранения информации, удобный интерфейс, возможность работы по сети

 

  1. Анализ объекта исследования

 

Работа регистратора на неавтоматизированном рабочем месте представляется не удобной и даже нерациональной. Однако, даже имея компьютер со специальным программным обеспечением, возникает вопрос в осуществлении коммуникации между профессионалом врачом (медсестрой) и регистратором, не обладающего полной информацией о всех нюансах выполняемого стоматологом лечения.

Предложенное решение позволит медсестре указывать нужные позиции прайс-листа в кабинете, благодаря компьютерам, установленным в регистратуре и кабинетах и подключенных к локальной сети, а регистратору в свою очередь вносить информацию о пациентах и распечатывать готовые отчеты.

Разрабатываемая база данных предназначена для координации и удобства регистрирования приема стоматолога, технология бизнес-процесса которого сводится к следующему:

  • Внесение клиента в БД, либо нахождение его в ней в случае не первого обращения
  • Подготовка пациента к приему (добавление в список клиентов, готовых к прохождению приема прямо сейчас)
  • Оформление оказанных в кабинете услуг
  • Распечатка подготовленного отчета

Построим IDEF0 модель данного процесса, после внедрения разрабатываемого ПО,  с точки зрения регистратора (рисунок 1.1) и точки  зрения медсестры (рисунок 1.2) [2]

 

 

Рисунок 1.1

Рисунок 1.2

 

От каждого участника процесса требуется минимум усилий, а главное все манипуляции проводятся непосредственно на их рабочих местах. Ранее медсестра должна была вручную заполнять информацию о лечении в кабинете, и передавать их вместе с больным в регистратуру, где эти данные приходилось вводить в компьютер и производить расчет. Разрабатываемая программа избавит участников процесса от этих нерациональных действий.

 

  1. Экономический анализ проекта

 

При разработке системы использовались платные программные инструментарии, поэтому одну часть составляют расходы на инструментарий, а вторую часть оплата труда специалиста. Оценочные данные по стоимости представлены в таблице 1.

 

Наименование

Тип

ЕИ

∑ за ед.

№ этапа

ПК

оборуд.

шт.

20 000 р.

3

Delphi XE4 Enterprise Network Named AppWave

оборуд.

комплект

71 049 р.

3

MS Office Visio

оборуд.

комплект

6299 р.

3

MS Office профессиональный 2010 

оборуд.

комплект

17 999 р.

3

Специалист

люди

час

400 р.

2, 4,5


Таблица 1. Стоимость ресурсов.

 

Построим календарный план проекта в Ms Visio (рис 2.1)

 

Рисунок 2.1 Диаграмма Ганта

 

Чтобы рассчитать общую стоимость затрат, надо посчитать оплату труда специалиста за каждый этап разработки и добавить к полученному результату сумму затрат на программные продукты. В таблице 2 отражено примерное количество времени (в часах), в течение которого осуществляется рабочий процесс.[6]

 

Написание технического задания

4 часа

Разработка БП

6 часов

Разработка БД

6 часов

Проектирование системы

32 часа

Программирование ИС

56 часов

Всего

104 часа


Таблица 2. Временной вклад специалиста в реализацию проекта

 

По результатам таблицы 2, можем посчитать стоимость каждого этапа.

Написание Технического залания, включает в себя точно поставленные цели и задачи с заказчиком и составляет: 4 ч * 400 руб./ч = 1 600 руб.

Разработка БП, считая модели “as is” “to be”:

6 ч * 400 руб./ч = 2 400 руб.

Этап разработки БД обходится: 6 ч * 700 руб./ч =2 400 руб.

Проектирование системы, в том числе разработка эргономичного интерфейса: 32 ч * 400 руб./ч = 12 800 руб.

Программирование ИС, включая тестирование и доработку в случае неисправностей: 56 ч * 500 руб./ч = 22 400 руб.

По представленным данным, можно рассчитать примерную величину оплаты труда за весь срок реализации:

∑ = 1 600 + 2 400 + 2 400 + 12 800 + 22 400 = 41 600 руб.

Общая сумма затрат на реализацию составляет:

41 600 + 20 000 + 71 049 + 6 299+ 17 999 = 156 947 руб.

Расчет затрат на внедрения системы

При внедрении системы в эксплуатацию используем методику оценки эффективности TEI – совокупный экономический эффект. В данном методе, опираемся на модель TCO – совокупная стоимость владения. Предполагаем количественную оценку на внедрение и сопровождение ПО .

TCO = Cэвм + Спо + Суст + Спод + Спот

В таблице 3 предоставляем данные о стоимости ЭВМ и ПО.

Таблица 3. Стоимость системы

ПК

20 000 руб.

ПО

95 347 руб.


 

Необходимо учитывать, что данные затраты имеют разные сроки использования. Средний срок эксплуатации ЭВМ 5 лет, а для ПО показатель составляет 3 года. Соответственно для расчета ТСО необходимо привести все показатели в единому расчетному периоду, в нашем случае 1 год.

Расчет затрат на оборудование: Cэвмn=Cэвм*(период / срок эксплуатации)

Cэвм = 5*20 000 *1/5 = 20 000 руб.

Затраты на ПО будем рассчитывать по формуле: Cпоn=Cпо*(период/срок эксплуатации)

Cпо = 95 347 * 1/3 = 31 783 руб.

Стоимость установки ПО: Суст = Зсп * Вруст + Nкоп * (период * Кнад + 1), где

Зсп – затраты на 1 час специалиста по установке = 400 руб.;

Вруст – время установки ПО = 1,5 ч;

Nкоп – число копий установки = 1 шт.;

  Кнад – коэффициент, определяющий среднее количество переустановок за 1 год = 0,01.

Суст = 700 *1,5 *1 * (1 * 0,01 + 1) = 606 руб.

Стоимость поддержки: цена поддержки за год составляет 10 000 руб.

Спод = 10 000 руб.

Потери, связанные с неработоспособностью приобретенного ПО теоретически рассчитывают Cпот = Ценапот * (tвосстановления + tожидания) * период * Кнад.

Стоимость владения системой за год составляет

ТСО = 20 000 + 31 783 + 606 + 10 000 = 62 389 руб.

Время потерь по причине неработоспособности, при времени восстановлении 1,5 ч, время ожидания 0,4 ч.

  Cпот =62 389 * (1,5 + 0,4) * 1* 0,01 = 1 186 руб. за год

 

  1.   Проектирование БД и реализация программного интерфейса

    1. Проектирование БД: общие понятия

 

БД – это организованная структура, предназначенная для хранения информации.

Хорошо спроектированная БД позволяет быстро и без особых усилий ответить на многие вопросы. Сегодня БД играют большую роль в успешном развитии бизнеса. Хорошо упорядоченная информация о продуктах, услугах, ценах, клиентах, сотрудниках - вот не полный перечень удобства хорошо разработанной БД. Сейчас очень важно держать оперативную информацию в одном месте, а просматривать из любого удобного места. Такую информацию можно оперативно менять, добавлять и отправлять заказчику в удобном виде.

Прежде чем приступать к проектированию БД, необходимо изучить основные требования к ее созданию, иначе говоря  - общий набор их рабочих характеристик:

  • полнота - чем полнее БД, тем вероятнее, что она содержит нужную информацию (однако, не должно быть избыточной информации);
  • правильная организация - чем лучше структурирована БД, тем легче в ней найти необходимые сведения;
  • актуальность - любая БД может быть точной и полной, если она постоянно обновляется, т.е. необходимо, чтобы БД в каждый момент времени полностью соответствовала состоянию отображаемого ею объекта;
  • удобство для использования - БД должна быть проста и удобна в использовании и иметь развитые методы доступа к любой части информации.

Методически правильно начинать проектирование БД работу с карандашом и листом бумаги в руках, не используя компьютер. На данном этапе он просто не нужен. Неоптимальные решения и прямые ошибки, заложенные на этапе проектирования, впоследствии очень трудно устраняются, поэтому этот этап является основополагающим.

Техническое задание на проектирование базы данных должен предоставить заказчик. Однако для этого он должен владеть соответствующей терминологией и знать, хотя бы в общих чертах, технические возможности основных систем управления БД (далее СУБД). К сожалению, на практике такое положение встречается не всегда. Поэтому проектировщику БД необходимо выделить ключевые слова, которые в итоге составят части БД.

При подготовке технического задания составляют:

  • список исходных данных, с которыми работает заказчик;
  • список выходных данных, которые необходимы заказчику;

Информация о работе Автоматизированная система регистрирования приема в стоматологической поликлинике