Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:42, контрольная работа
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Введение.
Биохимические основы функционирования здорового образа организма.
Основные факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное и общественное здоровье.
Психологические основы здоровья. Психика и её компоненты.
Рациональная организация жизнедеятельности студентов.
Заключение.
Список литературы.
Психические процессы проявляются у разных людей по-разному, характеризуются определенным уровнем активности, формирующим фон, на котором протекает практическая и психическая деятельность личности.
Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состояниями. Это – вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельности, – психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.
Таким образом, психика человека
– это сложная система
Рациональная организация жизнедеятельности студентов.
Учебная деятельность студента,
требующая значительного
Является ли такая нагрузка
чрезмерной для учащегося? Дать однозначный
ответ на этот вопрос затруднительно,
так как степень ее влияния
определяется многими обстоятельствами:
индивидуальными особенностями
учащегося, организацией и методикой
образовательного процесса, организацией
режима жизнедеятельности и т. д.
Тем не менее, существуют определенные
обстоятельства, которые в процессе
учебной деятельности оказывают
несомненное отрицательное
К ним следует отнести:
– высокую плотность необходимой к усвоению новой информации;
– необходимость в течение
длительного времени
– длительное поддержание вынужденной позы и малоподвижность;
– большую нагрузку на зрительный аппарат;
– частые нарушения режима питания и сна;
– свойственную многим учащимся неорганизованность в обеспечении режима дня и учебы;
– отсутствие оптимальных условий в учебном заведении для обеспечения здоровья (мебель, освещение, вентиляция, питание, тепловой режим, возможность для рекреации и др.) и т. д.
Существующая в настоящее
время система относительно жестких
учебных планов, графиков учебного
процесса, учебного расписания строго
регламентирует жизнь учащегося
в течение всего периода
Работоспособность студентов во время учебной деятельности изменяется в том закономерном соответствии, которое уже было отмечено выше: в начале она повышается (вырабатывание), затем устанавливается на высоком уровне (устойчивая работоспособность) и постепенно снижается (развитие утомления). В соответствии с такой особенностью, естественно, начало каждого указанного периода должно быть облегчено.
У студентов в начале учебного года учебная активность минимальна и в основном ограничивается аудиторными занятиями. Затем постепенно нагрузка возрастает за счет индивидуальной и самостоятельной работы, к концу семестра эти формы дополняются отработками, консультациями и др., и к самой сессии студент подходит если и не переутомленным, то в довольно близком к этому состоянии. В период сессии (особенно летней, когда количество зачетов и экзаменов больше) это состояние у большей части студентов все-таки наступает.
Жизнедеятельность студента насыщена разнообразными обстоятельствами. Однако и она может быть рационально регламентирована и организована целенаправленным планированием при условии четкого распределения приоритетов на данном этапе жизнедеятельности.
Важным обстоятельством,
которое следует учитывать при
разработке режима дня учащегося, является
его согласование с режимом семьи
в целом – искусственная
Видимо, наиболее разумно поступают те учащиеся, которые уже в воскресенье определяют круг обязательных дел, необходимых для выполнения в предстоящую неделю помимо тех, которые строго регламентированы во времени (учебные занятия по расписанию, занятия в секции, на курсах и т. д.). Практика показывает, что если такие дела четко выделены, то распределить их в течение недели уже не представляет труда. Вместе с тем важно в конце недели подвести итог выполнения намеченного на прошедшую неделю плана и проанализировать причины возможного невыполнения его, с тем, чтобы в дальнейшем внести соответствующие коррективы либо в планирование жизнедеятельности, либо в свое поведение.
К сожалению, зачастую многие учащиеся неоправданно легкомысленно относятся к планированию выходного дня. Одна часть из них предпочитает «ничегонеделание», считая, что заслужили его напряженной учебной неделей. Однако такой режим не позволяет им не только освободиться от накопившейся усталости, но и снять рабочую доминанту, которая и привела к возникновению утомления. Другая часть учащихся использует выходной день для того, чтобы доделать то, что не успели сделать в течение недели. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они в понедельник приступают к занятиям на фоне не только усталости, но и утомления.
Наиболее рационально посвятить выходной день активному отдыху, который в значительной степени должен не только снять умственную доминанту, но и компенсировать неблагоприятные последствия влияния учебной деятельности на здоровье учащихся: гиподинамии, нервно-психического напряжения, жесткого режима деятельности и т. д. Кроме того, сама жизнь студента должна быть наполнена не только учебными и регламентированными обязательными делами, но и личными интересами, без которых сама жизнь становится скучной и обыденной. Уже исходя из этих предпосылок становятся понятными основные формы и средства организации и проведения выходного дня учащимся. Тем не менее необходимо предложить по этому вопросу несколько советов и пожеланий.
По возможности следует сменить обстановку и отвлечься от той, с которой связываются у учащегося (даже на уровне подсознания) представления о повседневной деятельности, которая, собственно, и привела к возникновению усталости. Поэтому следует постараться провести выходной день вне дома с его обстановкой, книгами, конспектами и т. д. – всем тем, при взгляде на что, невольно возникают мысли о предстоящей новой учебной работе.
Воскресный отдых должен
быть обязательно активным, а не
заключаться только в том, чтобы
предаваться лени или пассивному
восприятию информации (например, просмотру
телепередач). Сам активный отдых
предполагает, как уже отмечалось,
переключение на виды деятельности, отличные
от тех, которые привели к
В воскресном отдыхе обязательно должен быть представлен двигательный компонент, который сам по себе снимает накопившееся нервно-мышечное напряжение за счет нейтрализации гормонов стресса и вместе с тем – стимуляции формирования в ЦНС двигательной доминанты, способствующей улучшению психо-эмоционального состояния и настроения человека.
Анализ жизни выдающихся людей показывает, что большинству их присущи не только достижения в своей профессиональной деятельности, но и широкий круг интересов (вполне возможно, что именно последнее обстоятельство позволяло деятелям науки широко взглянуть на проблему и найти ее решение), когда научная деятельность сочеталась с глубоким интересом к искусству (А. Эйнштейн), к спорту (академик А. Тамм, академик С. Федоров), к общественной деятельности (академик Д. Лихачев) и т. д. Подобную высокую работоспособность и плодовитость все они несомненно связывали и связывают с жесткой регламентацией режима своей жизни, в котором находилось место не только для профессиональной деятельности, но и тому, что составляло круг их личностных, человеческих интересов, – именно это и позволяло им, не упуская ничего важного из поля зрения своих интересов, свести к минимуму затраты времени, сделать свою жизнь насыщенной и интересной и, вместе с тем, добиться высоких профессиональных достижений.
Заключение.
Итак, как уже говорилось ранее, здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогенетика, дефектология, и другие.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В контрольной работе
мной были разобраны следующие вопросы:
биохимические основы здорового
образа жизни; основные факторы, определяющие
здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное
и общественное здоровье; психологические
основы здоровья. Психология и её компоненты;
рациональная организация жизнедеятельности
студентов. Каждый из данных вопросов
представляет собой огромную ценность,
так как рассматривает
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Как говорится в одноимённой пословице: «В здоровом теле - здоровый дух».
Список литературы.
1. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.: Инфра-М, 1999.
2. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
3. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Здоровье. - 1999. - 10.
4. Хухлаева Д.В. Эликсир жизни. - М.: Просвещение, 1994.
5. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев.
Школа здоровья. 2005г.
6. Бароненко. Здоровье и физическая культура;
7. Качашкин В.М. Методика физического воспитания
Информация о работе Биохимические основы функционирования здорового образа организма