Болезни органов слуха. Профилактика нарушений слуха у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы ознакомить человека с органами чувств – слухом. Рассказать о строении, функциях уха, а также как сохранить слух, как бороться с заболеваниями органа слуха.Также о разных вредных факторах на производстве, которые могут повредить слух, и о мерах защиты от таких факторов, так как различные заболевания органа слуха могут привести к более тяжелым последствиям – потере слуха и болезни всего организма человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Анатомия органов слуха…………………………………………............4
Потеря слуха, связанная с шумом……………………………………….8
профилактика нарушения слуха………………………………………..11
Диагностика и профилактика снижения слуха у детей……………….13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

медикобиологичесие контр.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

Областное государственное  образовательное учреждение

 среднего профессионального  образования 

«Ангарский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

по дисциплине «Медико биологические и социальные основы здоровья»

Тема: «Болезни органов слуха. Профилактика нарушений слуха у дошкольников»

 

 

 

Выполнила:

 студентка  заочного отделения I курса, группа 111

специальность 05014

«Дошкольное образование»  Ведиянцева А.И.

 

Проверил:

преподаватель медико биологических и социальных основ здоровья., I квалифицированой категории, Степанова О.Е.

 

отметка ___________________

 

  Подпись преподавателя_________

 

 

 

Ангарск 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Анатомия органов слуха…………………………………………............4
  2. Потеря слуха, связанная с шумом……………………………………….8
  3. профилактика нарушения слуха………………………………………..11
  4. Диагностика и профилактика снижения слуха у детей……………….13

Заключение……………………………………………………………………..18

Список литературы…………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наш мир наполнен звуками, самыми разнообразными. Шум волн, голоса других людей, гром и многое другое – всё это мы слышим, все эти звуки воспринимаются нашим ухом. В ухе звук превращается в «пулемётную очередь» нервных импульсов, которые по слуховому нерву передаются в мозг. Звук, или звуковая волна – это чередующиеся разряжения и сгущения воздуха, распространяющиеся во все стороны от колеблющегося тела. Такие колебания воздуха с частотой от 20 до 20000 в секунду мы слышим. 20000 колебаний в секунду – это самый высокий звук самого маленького инструмента в оркестре – флейты-пикколо, а 24 колебания – звук самой низкой струны – контрабаса.  О том, что звук «влетает в одно ухо, а вылетает в другое» - абсурд. Оба уха выполняют одну и ту же работу, но друг с другом не сообщаются. Например: звон часов «влетел» в ухо. Ему предстоит мгновенное, но довольно сложное путешествие к рецепторам, то есть к тем клеткам, в которых при действии звуковых волн рождается звуковой сигнал. «Влетев» в ухо, звон ударится в барабанную перепонку. Перепонка на конце слухового хода натянута сравнительно туго и закрывает проход наглухо. Звон, ударяя в барабанную перепонку, заставляет ее колебаться, вибрировать. Чем сильнее звук, тем сильнее колеблется перепонка. Человеческое ухо – уникальный по чувствительности слуховой прибор. Цели и задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы ознакомить человека с органами чувств – слухом. Рассказать о строении, функциях уха, а также как сохранить слух, как бороться с заболеваниями органа слуха.Также о разных вредных факторах на производстве, которые могут повредить слух, и о мерах защиты от таких факторов, так как различные заболевания органа слуха могут привести к более тяжелым последствиям – потере слуха и болезни всего организма человека.

 

Анатомия органов  слуха

                  Органы слуха разделены на  три отдела:

1. Наружное ухо.  В наружном ухе располагаются  наружный слуховой проход и  ушная раковина с мышцами и  связками.

2. Среднее ухо.  В среднем ухе находится барабанная  перепонка, сосцевидные придатки  и слуховая труба.

3. Внутреннее  ухо. Во внутреннем ухе находятся  перепончатый лабиринт, располагающийся  в костном лабиринте внутри  пирамиды височной кости.

 Наружное ухо.

 Ушная раковина  – эластичный хрящ сложной  формы, покрытый кожей. Ее вогнутая  поверхность обращена вперед, нижняя  часть – долька ушной раковины  – мочка, лишена хряща и  заполнена жиром. На вогнутой  поверхности расположен противозавиток, спереди от него углубление  – раковина уха, на дне которого  находится наружное слуховое  отверстие ограниченное спереди  козелком. Наружный слуховой проход  состоит из хрящевого и костного  отделов.

 Барабанная  перепонка отделяет наружное  ухо от среднего. Она представляет  собой пластинку, состоящую из  двух слоев волокон. В наружном  волокна расположены радиально,  во внутреннем циркулярно.

 В центре  барабанной перепонки вдавление  – пупок – место прикрепления  к перепонке одной из слуховых  косточек – молоточка. Барабанная  перепонка вставлена в борозду  барабанной части височной кости.  В перепонке различают верхнюю(меньшую)  свободную ненатянутую и нижнюю(большую)  натянутую части. Перепонка расположена  косо по отношению к оси  слухового прохода.

Среднее ухо.

Барабанная полость  – воздухоносная, расположена в  основании пирамиды височной кости, слизистая оболочка выстлана однослойным  плоским эпителием, который переходит  в кубический или цилиндрический.

В полости находятся  три слуховые косточки, сухожилия  мышц, натягивающих барабанную перепонку  и стремя. Здесь же проходит барабанная струна – ветвь промежуточного нерва. Барабанная полость переходит в  слуховую трубу, которая открывается  в носовой части глотки глоточным  отверстием слуховой трубы.

Полость имеет  шесть стенок:

  1. Верхняя – покрышечная стенка отделяет барабанную полость от полости черепа.
  2. Нижняя – яремная стенка отделяет барабанную полость от яремной вены.
  3. Медианальная – лабиринтная стенка отделяет барабанную полость от костного лабиринта внутреннего уха. В ней имеются окно преддверия и окно улитки, ведущие в отделы костного лабиринта. Окно преддверия закрыто основанием стремени, окно улитки закрыто вторичной барабанной перепонкой. Над окном преддверия в полость выступает стенка лицевого нерва.
  4. Литеральная – перепончатая стенка образована барабанной перепонкой и окружающими ее отделами височной кости.
  5. Передняя – сонная стенка отделяет барабанную полость от канала внутренней сонной артерии, на ней открывается барабанное отверстие слуховой трубы.
  6. В области задней сосцевидной стенки расположен вход в сосцевидную пещеру, ниже его имеется пирамидальное возвышение, внутри которого начинается стременная мышца.

Слуховые косточки – стремя, наковальня и молоточек.

Они названы так  благодаря своей форме – самые  мелкие в человеческом организме, составляют цепь, соединяющую барабанную перепонку  с окном преддверия, ведущим во внутреннее ухо. Косточки передают звуковые колебания от барабанной перепонки  окну преддверия. Рукоятка молоточка  сращена с барабанной перепонкой. Головка молоточка и тело наковальни соединены между собой суставом и укреплены связками. Длинный отросток наковальни сочленяется с головкой стремечка, основание которого входит в окно преддверия, соединяясь с его краем посредством кольцевой связки стремени. Косточки покрыты слизистой оболочкой.

 Сухожилие  мышцы, напрягающей барабанную  перепонку, прикрепляется к рукоятке  молоточка, стременной мышцы - к стремени рядом с его головкой. Указанные мышцы регулируют движение  косточек.

 Слуховая труба  (Евстахиева) длиной около 3.5 см. выполняет  очень важную функцию – способствует  выравниванию давления воздуха  внутри барабанной полости по  отношению к наружной среде.

 Внутреннее  ухо.

 Внутреннее  ухо расположено в височной  кости. В костном лабиринте,  изнутри выстланном надкостницей, залегает перепончатый лабиринт, повторяющий формы костного лабиринта.  Между обоими лабиринтами имеется  щель, заполненная перилимфой. Стенки  костного лабиринта образованы  компактной костной тканью. Он  расположен между барабанной  полостью и внутренним слуховым  проходом и состоит из преддверия, трех полукружных каналов и  улитки.

 Костное преддверие  – овальная полость, сообщающаяся  с полукружными каналами, на ее  стенке имеется окно преддверия, у начала улитки – окно улитки.

 Три костных  полукружных канала лежат в  трех взаимно-перпендикулярных плоскостях. Каждый полукружный канал имеет  по две ножки, одна из которых  перед впадением в преддверие  расширяется , образуя ампулу. Соседние  ножки переднего и заднего  каналов соединяются, образуя  общую костную ножку, поэтому  три канала открываются в преддверие  пятью отверстиями. Костная улитка  образует 2.5 завитка вокруг горизонтально  лежащего стержня – веретена, вокруг которого наподобие винта  закручена костная спиральная  пластинка, пронизанная тонкими  канальцами, где проходят волокна  улитковой части преддверно-улиткового  нерва. В основании пластинки расположен спиральный канал, в котором лежит спиральный узел – кортиев орган. Он состоит из множества натянутых, словно струны, волокон.

Эти волокна не одинаковы: у них различные периоды  колебаний. Пластинка вместе с соединяющимся  с ней перепончатым улитковым  протоком делит полость канала улитки на две лестницы: преддверия и барабанную, сообщающиеся между собой в области  купола через отверстие улитки. Стенка перепончатого лабиринта образована соединительной тканью, изнутри она  выстлана эпителием, лежащим на базальной  мембране, и заполнена эндолимфой.

 Щель, заполненная  перилимфой, сообщается с подпаутинным  пространством на нижней поверхности  пирамиды височной кости через  проток, проходящий в костном  канальце улитки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потеря слуха, связанная с шумом

 

 Мы живем  в мире шумов. Шумы и шорохи  доминируют в окружающем нас  звуковом фоне. В лесу это –  шелест листьев, в поле –  шум ветра, и так далее. В  природе нет абсолютной тишины. Тем более не бывает тишины  в городе, здесь мы можем говорить  только о большем или меньшем  уровне шума.

 Уровень окружающего  непромышленного шума в целом  ниже многих производственных  шумов, но время воздействия  на человека такого шума несоизмеримо  больше. Это, по современным представлениям, может привести к необратимым  изменениям слуха. У людей,  долгие годы работающих в шумном  цехе, постепенно происходит гибель  клеток кортиева органа. Сначала  человек перестает различать  высокие звуки. Со временем  под влиянием шума, слух становится  все хуже и хуже, вплоть до  полной его потери. Есть ситуации, когда человек сам провоцирует  ухудшение слуха, поступая не  лучшим образом. Имеется в виду  отношение к внешнему шуму. Расплата  за неумеренные шумовые нагрузки  неизбежна, если нет достаточной  компенсации полноценного отдыха. Шум изнашивает нежные волосковые  клетки внутреннего уха. Их  энергетический потенциал под  действием перегрузок истощается. Оглушенность проявляется все  чаще. Некоторые ученые пагубное  влияние громких звуков на  организм сравнивают с повышенной  радиацией. Любой звуковой раздражитель  при большой силе и продолжительности  действия способен нанести травму  органу слуха. Особенно вреден  для организма интенсивный шум  (выше 95 децибел), под воздействием  которого понижается работоспособность,  сужаются периферические сосуды, нарушается сердечный ритм.

 Внезапные  громкие звуки влияют на вегетативную  нервную систему, одна из важных  функций которой – регулирование  просвета кровеносных сосудов.  Степень их сужения и увеличение  интенсивности шума непосредственно  связаны между собой. Резкий неприятный звук вызывает сердцебиение, повышение кровеносного давления и содержания адреналина в крови. Все это сигнализирует человеку об опасном уровне шума.

 Особенно вреден  производственный шум. Долгое  время считалось, что пилоты, летающие  на реактивных самолетах, защищены  от шума специальными наушниками  и шлемами. Но это ошибочное  мнение – слух все равно  ухудшается.

 Шум, вибрация  на железнодорожных путях остаются  такими же актуальными, как  и 150 лет назад. От шума страдают  машинисты тепловозов, ткачи, работники  металлургических производств, особенно  те, кто окружен импульсным шумом.  При ударах по металлу чувствительные  клетки уха то включаются, то  выключаются, и поэтому быстро  изнашиваются.

 Профессиональная  тугоухость связана с повреждением  определенных участков кортиева  органа улитки. Чаще всего выпадают  клетки, воспринимающие частоты  от 2 до 6 тысяч герц.

 Наш орган  слуха, чрезмерно перегруженный  высокими шумами современного  города, страдает еще и от телефона. Исследования показали, что кто  много говорит по телефону, теряет  слух раньше других и в большей  степени. Если шум превышает  80 децибел, то такой шум, особенно  длительный, может вредно влиять  на здоровье. Очень сильный шум (до 180 децибел) может вызвать разрыв барабанной перепонки. Известно, что шум при воздействии на орган слуха вызывает развитие тугоухости, а иногда и глухоту. Чаще изменение слуха возникает при действии высокочастотного шума. Однако низкочастотный и среднечастотный шумы большой интенсивности также ведут к нарушению слуха. Для профессиональной потери слуха характерно медленное развитие процесса и постепенное прогрессирование с возрастом и стажем. Наряду с воздействием шума на орган слуха имеет место и общее действие шума на организм, в первую очередь на нервную и сердечно-сосудистую системы. В связи с этим характерны головная боль, повышенная утомляемость, нарушение сна, ухудшение памяти и так далее. Появляются боли колющего и ноющего характера в области сердца, изменение пульса. Все это в целом способствует снижению производительности труда, повышению травматизма. В предупреждении травматизма большая роль отводится правильной организации труда, рабочего места, исправности оборудования, инструмента, использованию спецодежды, обуви, защитных очков и других СИЗ.

 Пороговые  уровни звука.

 Пороговые  уровни звука или критерии  опасности повреждения органа  слуха следует определить в  соответствии с поставленной  целью, а именно предупреждением:

 А) опасности  повреждения органа слуха;

 Б) возникновение  помех общению, что чрезвычайно  важно с точки зрения обеспечения  безопасности;

 В) нервного  утомления, принимая во внимание  характер выполняемого производственного  задания.

 Повреждение  органов слуха.

 В зависимости  от требующего уровня защиты  необходимо установить максимальные  значения:

 А) порог  воздействия, представляющий собой  уровень звука, ниже которого  опасность повреждения органа  слуха сведена к минимуму;

Информация о работе Болезни органов слуха. Профилактика нарушений слуха у дошкольников