Болезни органов слуха. Профилактика нарушений слуха у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Цели и задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы ознакомить человека с органами чувств – слухом. Рассказать о строении, функциях уха, а также как сохранить слух, как бороться с заболеваниями органа слуха.Также о разных вредных факторах на производстве, которые могут повредить слух, и о мерах защиты от таких факторов, так как различные заболевания органа слуха могут привести к более тяжелым последствиям – потере слуха и болезни всего организма человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Анатомия органов слуха…………………………………………............4
Потеря слуха, связанная с шумом……………………………………….8
профилактика нарушения слуха………………………………………..11
Диагностика и профилактика снижения слуха у детей……………….13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

медикобиологичесие контр.docx

— 38.64 Кб (Скачать файл)

 Б) порог  опасности, определяющий уровень  звука, выше которого возможно  повреждение органа слуха и  возникает опасность глухоты.

 В настоящее  время можно рекомендовать следующие  значения:

- порог воздействия  – 85 децибел;

- порог опасности  – 90 децибел.

 

 

 

 

 

 

Профилактика нарушения слуха

 

Формирование  устной речи зависит от способности  слышать речь. Критический период становления речи - первые 2 года жизни. Поэтому чрезвычайно важно как  можно раньше выявить нарушения  слуха, чтобы уже в первые месяцы жизни можно было начать коррекцию  с помощью слухового аппарата и специального обучения.

Помимо массовой проверки слуха на первом году жизни  необходимо проводить такие проверки перед началом обучения (школьного  или дошкольного), в старшем подростковом возрасте (в этом возрасте уже можно  выявить первые признаки отосклероза  и акустической травмы ), а также  после 50 лет (возраст старческой тугоухости ). Факторами риска нарушений слуха  являются менингит , цитомегаловирусная инфекция , черепно-мозговая травма , гнойный  средний отит и прием ототоксичных препаратов - салицилатов , хинина и  его синтетических аналогов, аминогликозидов , петлевых диуретиков ( фуросемида и  этакриновой кислоты ) и противоопухолевых  средств (например, цисплатина ). При  воздействии любого из этих факторов надо проверить слух независимо от возраста.

Примерно у 10 млн  американцев снижен слух из-за акустической травмы , а испытывают опасные профессиональные шумовые воздействия около 20 млн. Акустическая травма имеет не только профессиональное происхождение. Ей подвергаются уже подростки, особенно мальчики - например, работая на домашних электрических  токарных и сверлильных станках, занимаясь стрельбой по мишеням  или охотясь с мелкокалиберным  ружьем. Имея дело с любым бытовым  двигателем внутреннего сгорания или  электродвигателем - будь то мощная дрель, моторная лодка или электропила, - надо помнить о защитных средствах (беруши или наушники). Практически  любую акустическую травму можно  предотвратить, но разъяснять способы  профилактики нужно уже с младшего школьного возраста.

Существуют производственные профилактические программы для  работающих при шуме, превышающем 85 дБ по шкале А шумомера при восьмичасовом  рабочем дне. Профилактика включает в себя аудиологическое обследование перед поступлением на такую работу и затем ежегодно, а также обязательное использование индивидуальных защитных средств.

Один из путей  профилактики кондуктивной тугоухости - своевременная и рациональная антибиотикотерапия острого среднего отита , а если выпот  в среднем ухе сохраняется 6 нед  и более - дренаж. Чтобы предотвратить  вестибулярные расстройства и глухоту , вызванные аминогликозидами , в  ходе лечения надо контролировать максимальную и минимальную сывороточные концентрации препарата.

Важнейший путь профилактики приобретенной глухоты - вакцинация детей первого года жизни против Haemophilus influenzae типа В (вызывающего менингит ), кори , эпидемического паротита и  краснухи .

Диагностика и профилактика снижения слуха у детей

Слышать – разве это большая ценность? Обычно мы воспринимаем слух как обязательное и всем присущее свойство. К сожалению, это не так. На свете живут тысячи людей, которые никогда не слышали музыки, не знают, как поют птицы по утрам, незнакомы с родительским голосом… По статистике 1-2 ребенка из 1000 рождаются глухими, а еще у 2-3 глухота развивается в первые годы жизни. Как может помочь современная медицина при снижении слуха у ребенка и что надо делать, чтобы обеспечить малышу хороший, здоровый слух? Почему пропадает слух?

Причин нарушений слуха очень много. В основе почти половины всех случаев врожденной глухоты лежат болезни, передающиеся по наследству. У других детей тугоухость возникает во внутриутробном периоде из-за воздействия неблагоприятных факторов. Если мама во время беременности болела, принимала некоторые лекарства, пила или курила, то ребенок может родиться со сниженным слухом. Да, плохой слух у новорожденного малыша может появиться в результате «обычного» курения! Также к нарушениям слуха могут приводить тяжелые роды и гипоксия в процессе родов. Но периодом новорожденности проблема не ограничивается. Слух можно потерять и позже. Способствуют этому:

• осложнения после инфекционных заболеваний, особенно опасны в этом отношении менингит, корь и свинка;

• черепно-мозговые травмы;

• прием антибиотиков, оказывающих токсическое действие на органы слуха.

Аудиоскрининг  новорожденных

Дети начинают слышать очень рано. Плод в матке уже слышит доносящиеся до него голоса и музыку, биение материнского сердца, слова, обращенные к нему и т. д.

Поэтому нарушения слуха можно обнаружить уже сразу после рождения. Это очень важно, т.к. слух необходим для нормального созревания малыша. Первые 18 месяцев жизни маленький ребенок интенсивно накапливает в памяти отдельные элементы речи. Именно благодаря этому кроха начинает говорить сам и понимать обращенную к нему речь. Если же слух снижен, то речевое развитие сильно задерживается или вообще не происходит. Немота в сочетании с глухотой ведет к нарушению социальной адаптации и умственно сохранный ребенок превращается в инвалида. Но это можно предотвратить, если вовремя начать лечить нарушения слуха.

Для максимально раннего выявления тугоухости всех новорожденных еще в роддоме на 3-5 день жизни должен осматривать ЛОР-врач. При проверке слуха используется специальный прибор,  который можно вставить в ушко ребенка. Этот аппарат издает короткий звуковой сигнал, а потом улавливает ответные колебания клеток внутреннего уха, которые возникают при наличии у ребенка сохранного слуха. Такая проверка не занимает много времени и совершенно безболезненна. Надо отметить, что там, где аудиоскрининг используется уже давно, глухонемые  дети практически исчезли. Проблемы со слухом выявляются сразу после рождения, что позволяет легко с ними справиться.

Как самостоятельно проверить слух у ребенка

Родители могут и сами заметить нарушения слуха у ребенка. Для этого надо просто быть чуть-чуть внимательнее.

В 1-1,5 месяца малыш вздрагивает, услышав внезапный громкий звук. Например, хлопок дверью или гудок машины на улице. В возрасте 2 месяцев, иногда чуть раньше, иногда чуть позже, ребенок начинает оживляться, если слышит голос матери. После 3-4 месяцев ребенок начинает искать взглядом источник звука, поворачивает голову в сторону звука, пытается повернуться, если источник звука находится у него за спиной. Во втором полугодии нормально слышащие дети лепечут не только одно- сложные «агу», «ав», «ко-ко», но и многосложные слова: «мабапаба», «баса-кагу» и т.д. После года ребенок должен реагировать на тихую речь с расстояния в метр. Если один или несколько из этих признаков у ребенка отсутствуют, то необходимо немедленно обратиться к ЛОР- врачу и проверить слух малыша.

Нарушения слуха у старших детей лучше. Кроме того, они постоянно переспрашивают, просят говорить громче и рефлекторно начинают говорить громче сами. При подозрении на снижение слуха необходима срочная консультация ЛОР-врача.

Исследования слуха

Для проверки слуха существует много различных методик, которые не только выявляют ухудшение слуха, но и помогают определить уровень поражения слухового аппарата.

В любом возрасте можно проводить тимпанометрию. Это исследование предназначено для изучения состояния среднего уха. При тимпанометрии измеряется подвижность барабанной перепонки в ответ на перепады давления воздуха в наружном слуховом проходе.

У совсем маленьких детей для проверки слуха помимо аудиоскрининга чаще всего используется компьютерная и ориентировочная аудиометрия. При компьютерной аудиометрии малышу  делают обычную ЭЭГ и одновременно подают звуковые сигналы. Если ребенок слышит, то в коре головного мозга возникают ответные реакции, которые регистрируются компьютером.

Ориентировочная аудиометрия рассчитана на детей постарше, которые уже отчетливо реагируют на появление ярких картинок и способны искать источник звука. Ребенку по очереди показывают  красочное изображение и дают слушать различные звуки. Если малыш оживляется при появлении картинки, но не реагирует на звук – это значит, что со слухом есть серьезные проблемы.

После двух-трех лет дети с успехом справляются и с обычной аудиометрией, в процессе которой ребенку надевают наушники и предлагают нажимать на кнопку каждый раз, когда он слышит звук.

Профилактика снижения слуха у детей

Быстро и безболезненно проверить слух можно в любом возрасте. И проводить такие проверки надо в порядке общей диспансеризации не только малышам, но и дошкольникам, и даже школьникам. Ведь ухудшение слуха может начаться в любом возрасте. Регулярная оценка слуха – это краеугольный камень всей профилактики снижения слуха у детей.

Кроме этого, для того чтобы сохранить ребенку здоровый слух, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Надо своевременно и полностью лечить отиты и другие инфекционные заболевания носоглотки.

Если у ребенка начинает болеть ухо, родители, конечно, обращаются к врачу. К сожалению, очень часто лечение прерывается сразу после того, как ребенку становится легче. Но недолеченный отит – это первый шаг к проблемам со слухом!

2. Надо проводить профилактику простудных заболеваний.

Снижение слуха также отмечается у часто болеющих детей и у детей с увеличенными аденоидами. Поэтому закаливание, регулярный прием витаминов, использование специальных лекарств, укрепляющих местный и общий иммунитет, позволяют избежать возникновения нарушений слуха.

3. Надо прививать ребенка против кори, краснухи, эпидемического паротита (свинки) и гемофильной палочки. Осложнения кори, краснухи и свинки могут приводить к полной глухоте. Гемофильная палочка – это основной возбудитель бактериальных отитов и менингитов у детей до 5 лет. Привитые дети этими инфекциями не болеют.

4. Надо всегда консультироваться с врачом перед началом лечения. Некоторые медикаменты являются ототоксичными и при бесконтрольном использовании могут вызвать глухоту.

5. Надо приучить ребенка избегать излишне громких звуков. Регулярное прослушивание очень  громкой музыки, например, на дискотеках, вредная привычка пользоваться плеером в метро, несоблюдение правил безопасности при работе на шумных станках или при занятиях стрельбой. Любой постоянный шум рано или поздно ведет к стойкому снижению слуха у ребенка, поэтому очень важно обучить детей относиться к себе бережно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Причины потери  слуха.

  1. Производственный и бытовой шум: вибрация, монотонность труда, ультразвук, инфразвук, акустический стресс. Продолжительность жизни человека под воздействием шума сокращается на 8-12 лет.
  2. Толчок к недугу слуха дают: грипп, нервно-психические травмы, нарушения кровообращения.
  3. Антибиотики не только ослабляют иммунную систему человека, но и пагубно влияют на органы слуха.
  4. Частые неумеренные музыкальные нагрузки.
  5. Чрезмерное употребление алкоголя, курение, наркотики, токсические отравления ухудшают слух.
  6. Внезапные громкие звуки влияют на органы слуха и вегетативную нервную систему (выстрел, взрыв, гром) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Сапин М.Р , Билич Г.Л.   – «Анатомия человека», М. «Высшая школа» 1996 г.
  2. Агаджанян Н.А, Циркин В.И.  – «Физиология человека», М. «Мед. Книга» 2003 г.
  3. Плужников М , Рязанцев С. – «Среди запахов и звуков», М. «Молодая гвардия» 1996 г.
  4. Ноздрачев А.Д ,  Блаженов Ю.И. - «Начала физиологии», СПб «Лань» 2004 г.
  5. Тарасов Д.И.  , Валентинов В.Б. – «Я слышу», М. «Сов. Россия» 1989 г.
  6. Алексеев С.В. – «Труд и здоровье», М. «Знание» 1993 г.
  7. Трушкин Л.Ю, Демьянова Л.М.  – «Гигиена и экология человека», из-во «Феникс» 2003 г.
  8. Тагдиси Д.Г. – «Труд и настроение», М. «Знание» 1998 г.
  9. Солдатов И.Б.  – «Лекции по оториноларингологии», М. «Медицина», 1995 г.
  10. Ресурсы Internet: http://interesimir.ru/zdorove-i-krasota/diagnostika-i-profilaktika-snizheniya-sluha-u-detey
  11. Ресурсы Internet:http://humbio.ru/humbio/har/005a3189.htm

 

 

 

 


Информация о работе Болезни органов слуха. Профилактика нарушений слуха у дошкольников