Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

В детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на группы. Дизартрия - речевое расстройство, связанное с органическим поражением центральной нервной системы.

Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.[3]

Файлы: 1 файл

контрольная по логопедии.docx

— 29.25 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ                                            Государственное образовательное учреждение                                                       высшего профессионального образования                                                 «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»                                                                                                                  (ГОУ ВПО «ЧГПУ»)                                                                                                Отделение заочного образования                                                                           Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО «ЛОГОПЕДИЯ»

ТЕМА: «ФОНЕТИЧЕСКИЕ  И ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ ПРИ  ДИЗАРТРИИ» 
 
 
 

Выполнила студентка 352 группы                                                                   специальность: «Логопедия»                                                                         Ганеева Л. М.                                                                                                                                Проверил ст. пр.  Пименова И. Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЧЕЛЯБИНСК, 2011 

ВВЕДЕНИЕ.

В детском  возрасте речевые расстройства в  зависимости от причин их возникновения можно разделить на группы. Дизартрия - речевое расстройство, связанное с органическим поражением центральной нервной системы.

Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.[3]

Этиологию дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры  в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во многих случаях  в анамнезе имеет место цепочка  вредностей всех трех периодов развития ребенка. Среди неблагоприятных  факторов важное место занимает асфиксия и родовая травма; острые и хронические  заболевания матери во время беременности; острые инфекционные заболевания детей  минимальное поражение нервной  системы при резус-конфликтной  ситуации матери и плода; реже —  нарушения мозгового кровообращения; опухоли головного мозга; пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем. [1]

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной  стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры. Из этого определения следует, что  при дизартрии ведущим дефектом является нарушение звукопроизносительной  стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. При дизартрии страдает произношение отдельных звуков в изолированном виде и, особенно в слитной речи. Нарушения звукопроизношения при дизартрии зависят от тяжести и характера поражения. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, смазанная речь. При тяжелых поражениях центральной нервной системы наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, речь становится совсем непонятной или невозможной за счет полного паралича речедвигательных мышц. Такое нарушение называется анартрией. Кроме того, страдают темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При дизартрии  наряду с нарушениями звукопроизносительной  стороны речи часто может отмечаться задержка развития или недоразвитие других компонентов речевой системы. Непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Большинство детей с расстройствами артикуляции имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п. Нарушения звукопроизношения также влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Звуки, которые логопед поставил, не автоматизируются, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки в речи, изолированно эти звуки могут правильно произносить. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Дети дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно  часто отмечаются межзубное и  боковое искажение звуков. Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. В детских  садах и школах общего типа могут  находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эта форма проявляется в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Диагностика стертой формы дизартрии и  методика коррекционной работы разработаны  пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается "смытость", "стертость" артикуляции.

Ведущими  в структуре речевою дефекта  у детей со стертой формой дизартрии  являются нарушения фонетической стороны  речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы  и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы. 

Наличие мышечной  и  иннервационной  недостаточности  в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

По мнению многих авторов (О. А. Токарева, Е. Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др.), нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые — взрывными, звонкие — глухими, шипящие — свистящими, твердые — мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. 

Особенности фонетических нарушений  у детей с дизартрией.

Нарушения произносительной стороны речи, в  том числе и звукопроизношения, имеют

стойкий характер, сходны по своим проявлениям  с другими артикуляционными расстройствами и представляют тем самым значительные трудности при дифференциальной диагностики и коррекции.

Вторично  из-за нарушений произносительной стороны  речи страдает формирование и развитие других сторон речи(фонематической, лексической, грамматической).

Нарушения произносительной стороны речи выражаются в искажении, замене, в пропусках  звуков, что сближает дизартрию с  дислалией, но при дизартрии причина  и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При дизартрии  нарушения звукопроизношения и  просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата), при дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.

Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения  при дизартрии, указывают, что для  всех детей характерно полиморфное  нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушений звукопроизношения различных  групп звуков у детей характеризуется  определенными особенностями, которые  обусловлены сложным взаимодействием  речеслухового и речедвигательного  анализаторов и акустической близостью  звуков.

Механизм  звукопроизношения рассматривается  с перцептивной и артикуляционной  позиций. Перцептивная база - это восприятие фонетических единиц, слияние их с эталонами и дифференциация. Артикуляционная база - это готовность артикуляционного аппарата выполнить тонкие дифференцированные движения, необходимые для произнесения звуков - единиц языковой системы.

Таким образом, в норме ребенок для  овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь четко  воспринимать и дифференцировать звуки  речи на слух, а для правильного  их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

- уметь  выполнить тонкие дифференцированные  движения органами артикуляции;

- не  иметь патологических симптомов:  гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических  симптомов. 

Нарушения, возникающие при артикуляции  звуков, не позволяют формироваться  четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей с дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у людей с дизартрией.

В ранних исследованиях Гуровец, Маевской, указывается  на следующие типичные звуковые расстройства при дизартрии:

  1. Межзубное произношение переднеязычных звуков [т], [д], [н], [л] [с[,][з] сочетается с отсутствием или горловым произношением звука [р].
  2. Боковое произношение свистящих, шипящих звуков [р] - [р'], замена [р] - [р'] на [д] - [д']
  3. Смягчение согласных звуков обусловлено спастическим напряжением средней части спинки языка.
  4. Шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяются свистящие звуки.
  5. Дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства.

В исследованиях  Федосовой (2005)  указывается на следующие особенности звукопроизношения при дизартрии:

  1. антропофонические (искажение, пропуски);
  2. фонологические (замена, смещение).

Указанные нарушения звукопроизношения носят не постоянный характер и зависят от фонетических условий. Кроме того, прослеживается корреляционная зависимость этих непостоянных нарушений от лингвистических факторов: места звука в слове, слоговой структуры слова и другие.

Наиболее  трудными в произношении для детей  оказываются твердые свистящие: [с]– 98%, [з]- 96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже встречается  губно-зубное и призубное произношение.  Аналогические нарушения наблюдаются  в группе шипящих: [ш], [ж] -95%, иногда они заменяются на искаженные свистящие. Среди аффрикатов чаще страдает произношение [ц] и составляет 95% от нарушений всей группы аффрикат, и заменяется обычно [с′] или искаженное [с]. Нарушение произношения[ч] – 80%, отмечается реже, заменяется на [т′] или искажается, звук [щ]- заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с′]. сонорные нарушаются следующим образом: звук [л] – 85% имеет местно губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм. Звук [л′] заменяется на [j].часто звук [л]  отсутствует. Среди расстройств звуков [р], [р′]- 80%- самым распространенным искажением является велярное произношение. Иногда [р′]заменяется звуком [j]. Заднеязычные – 25%   [г] [к] заменяются на [т] и [д] или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое сочетается с межзубным произношением свистящих и шипящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т′] и [д′] – боковое произношение, которое сочетается с боковым сигматизмом. Встречается смягченное произношение всех согласных, возникающее вследствие спастичного напряжения средней части спинки языка.

Остальные согласные, как правило, остаются относительно сохраненными. Твердые звуки нарушаются чаще мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково, например: если глухой свистящий звук [с] имеет боковое или межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет боковое или межзубное произношение.

Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова и в безударном слоге. При выраженном нарушении звукопроизношения сохраняется ритмический абрис (рисунок) слова, т. е. число слогов и ударность.

Информация о работе Дизартрия