Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:48, контрольная работа
В детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на группы. Дизартрия - речевое расстройство, связанное с органическим поражением центральной нервной системы.
Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.[3]
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Кафедра
специальной педагогики, психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО «ЛОГОПЕДИЯ»
ТЕМА: «ФОНЕТИЧЕСКИЕ
И ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ ПРИ
ДИЗАРТРИИ»
Выполнила
студентка 352 группы
ЧЕЛЯБИНСК,
2011
ВВЕДЕНИЕ.
В детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на группы. Дизартрия - речевое расстройство, связанное с органическим поражением центральной нервной системы.
Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.[3]
Этиологию
дизартрии отечественные авторы
связывают с органическими
Дизартрия
- нарушение
При дизартрии
наряду с нарушениями
Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети испытывают трудность при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская согласные звуки при стечении согласных.
Дизартрия
может наблюдаться как в
Диагностика стертой формы дизартрии и методика коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается "смытость", "стертость" артикуляции.
Ведущими
в структуре речевою дефекта
у детей со стертой формой дизартрии
являются нарушения фонетической стороны
речи. Фонетический уровень составляет
материальную основу языковой системы
и нарушение его часто приводит
к расстройству других, более высоких
уровней этой системы.
Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии, которые находятся в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
По мнению
многих авторов (О. А. Токарева, Е. Ф. Соботович,
А.Ф. Чернопольская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская
и др.), нарушения звукопроизносительной
стороны речи у детей со стертой формой
дизартрии выражаются в искажениях, в
смешениях, в заменах и в пропусках звуков.
При этом характерным является упрощение
артикуляции, когда сложные звуки заменяются
более простыми по своим артикуляторно-акустическим
признакам: щелевые — взрывными, звонкие
— глухими, шипящие — свистящими, твердые
— мягкими, аффрикаты расщепляются на
составляющие их звуковые элементы.
Особенности фонетических нарушений у детей с дизартрией.
Нарушения произносительной стороны речи, в том числе и звукопроизношения, имеют
стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют тем самым значительные трудности при дифференциальной диагностики и коррекции.
Вторично из-за нарушений произносительной стороны речи страдает формирование и развитие других сторон речи(фонематической, лексической, грамматической).
Нарушения произносительной стороны речи выражаются в искажении, замене, в пропусках звуков, что сближает дизартрию с дислалией, но при дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата), при дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.
Большинство
авторов, изучающих проблему звукопроизношения
при дизартрии, указывают, что для
всех детей характерно полиморфное
нарушение звукопроизношения. Распространенность
нарушений звукопроизношения
Механизм
звукопроизношения
Таким
образом, в норме ребенок для
овладения к пяти годам правильным
звукопроизношением должен уметь четко
воспринимать и дифференцировать звуки
речи на слух, а для правильного
их воспроизведения иметь
- уметь
выполнить тонкие
- не
иметь патологических
Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей с дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у людей с дизартрией.
В ранних исследованиях Гуровец, Маевской, указывается на следующие типичные звуковые расстройства при дизартрии:
В исследованиях Федосовой (2005) указывается на следующие особенности звукопроизношения при дизартрии:
Указанные нарушения звукопроизношения носят не постоянный характер и зависят от фонетических условий. Кроме того, прослеживается корреляционная зависимость этих непостоянных нарушений от лингвистических факторов: места звука в слове, слоговой структуры слова и другие.
Наиболее
трудными в произношении для детей
оказываются твердые свистящие:
[с]– 98%, [з]- 96%. Для свистящих характерно
межзубное произношение, реже встречается
губно-зубное и призубное произношение.
Аналогические нарушения
Остальные согласные, как правило, остаются относительно сохраненными. Твердые звуки нарушаются чаще мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково, например: если глухой свистящий звук [с] имеет боковое или межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет боковое или межзубное произношение.
Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова и в безударном слоге. При выраженном нарушении звукопроизношения сохраняется ритмический абрис (рисунок) слова, т. е. число слогов и ударность.