Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

В детском возрасте речевые расстройства в зависимости от причин их возникновения можно разделить на группы. Дизартрия - речевое расстройство, связанное с органическим поражением центральной нервной системы.

Дизартрия — термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.[3]

Файлы: 1 файл

контрольная по логопедии.docx

— 29.25 Кб (Скачать файл)
ign="justify">Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с одного артикуляционного уклада на другой (кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В исследованиях А. М.  Пискунова отмечается, что в одних случаях во время произношения артикуляция осуществляется, вяло, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой.

В других случаях артикуляция не отрегулирована, уклад приблизительно соответствует  фонеме, при этом язык может чрезмерно  сближаться с твердым небом и  отклоняться в сторону, кончик может  проходить в межзубную щель, а  корень излишне приподниматься к  мягкому небу, вследствие чего возникает  искажение (шипящие и свистящие  сигматизмы, гортанный [р], смягчение) и  замены на другие (чаще оппозиционные) звуки.

Недостаточно тонкая дифференцировка артикуляционных движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Так, например, звук [у] приближается к [о], звук [и] – к [э]. Могут быть замены на гласные, близкие по артикуляции [а = о], [о = у], [э = и]. Гласные иногда «смягчаются», произносятся редуцированно (кратко), усреднено.

Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т], [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки смыкается с твердым небом.

При спастическом парезе корень языка прикасается  к тонически напряженному мягкому  небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опущенное на дно полости рта, во время произнесения остается неподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р]. Задняя полость рта сужена приподнятым корнем языка и получается звук, близкий к [и,j, ы, э]; возможны близкие замены на [д, л], отдаленные замены на [в, г, к] (при спастики). Спастические парезы или параличи приводят в основном к дефектам формирования проторных щелевых звуков. Массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г,х], [н, г]; при интенсивной моторике в органах артикуляции кончик языка может прилегать к твердому небу на значительном участке, получается звук, похожий на мягкий [л′] или французский [L]. При произнесении [с], [з], [ш], [ж] корень языка приподнят к мягкому небу, что приводит к носовому сигматизму (А. М. Пискунов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОД.

Все перечисленные  нарушения звукопроизношения сочетаются с разнообразными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.

Выраженные  нарушения звукопроизношения при  стертой дизартрии с трудом поддаются  коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного  обучения детей. Своевременная коррекция  нарушений речевого развития является необходимым условием психологической  готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с легкой степенью дизартрии, соответственно, эффективность этого воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Архипова  Е. Ф. Коррекционно-логопедическая  работа по преодолению./АСТ, 2008. С 254.

2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, - М., 1982.

3. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»

4. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - М., 1974. - № 4

Информация о работе Дизартрия