Философия сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:25, лекция

Описание работы

Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним. Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие. Сестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.

Содержание работы

Необходимость философского осмысления сестринской практики для дальнейшего прогресса в сестринском деле.
Основополагающие понятия: сестринское дело, человек, здоровье, окружающая среда.
Содержание философии сестринского дела.
Миссия, цели и задачи сестринского дела.
Лечебное и сестринское дело.
Сестринский персонал и пациент.
Этические элементы философии сестринского дела.
Программный документ «Философия сестринского дела в России» (Голицыно, 1993г).
Концепция «новой» медицинской сестры

Файлы: 1 файл

Тема 5. Философия сестринского дела.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

5. Лечебное и сестринское дело.

ДО XIX века сестры отличались пассивностью. Не имея возможности учиться, они выполняли указания врача и горячо молились за исцеление больного. Сама форма сестры милосердия – темное длинное платье и покрывало (вуаль) обозначали скромность и смирение, послушание и готовность помочь («сестра, вытирающая пот»). Со стороны сестер не было попыток активно повлиять на ход болезни, теоретически осмыслить свою деятельность, принять на себя ответственность за результат организации ухода за больным. С течением времени вспомогательный, «технический» характер сестринского труда, привел к отсутствию четкой дифференциации, то есть четкого разделения, между медициной и сестринским делом, слиянию этих понятий и формированию так называемой врачебной модели сестринского дела. В этой модели в центре сестринской работы находится главным образом врач, а не пациент. Цели и способы ухода определяются также докторами и чаще сводятся к выполнению врачебных назначений. Такой подход – абсолютная замкнутость на врача и его указания, сужает поле творческой деятельности сестры и обедняет ее помощь пациенту.

Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце XIX – начале ХХ веков во многом благодаря идеям английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл. Флоренс Найтингейл является автором новой живой модели сестринского дела, создателем стройной системы ухода, позволившей сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии. Сестринское и лечебное дело разделились, и Флоренс наглядно показала, что сестринское дело обладает достаточным потенциалом и является не менее значимым для больного, чем усилия врача.

Флоренс Найтингейл выделяла уже две сферы ухода: уход за больными и уход за здоровыми.

Уход за здоровым определялся ею как «поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней», то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия медсестры в профилактике заболеваний и сохранении общественного здоровья.

Согласно модели Флоренс  Найтингейл, ухаживая за больным, медицинская  сестра должна:

1) пытаться активно влиять на течение болезни, «искусно манипулируя для этой цели двумя рычагами – внешней  средой и ценностями пациента». В своих знаменитых записках об уходе Флоренс дала первое известное нам определение сестринского дела: «Сестринское дело есть действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению».

Осмыслить, насколько это важно, помогает такой факт - смертность в ходе Крымской кампании среди раненых и больных прифронтовых госпиталей после появления на передовой Флоренс Найтингейл и ее сестер милосердия, обеспечивавших тишину, чистоту, свежий воздух, правильное питание, частые перевязки, снизилась с 50% до 2%!

2) помочь человеку  не просто выжить, но жить как  можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение.

Медсестра концентрирует  свои усилия на том, что пациент должен был бы делать сам для себя, если бы был в состоянии или знал, как это делать; помогает пациенту справляться с ограничениями, вызванными болезнью или травмой.

Таким образом, если медицина ориентирована на заболевание, диагностику  и коррекцию конкретного патологического  процесса, то сестринское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, на выхаживании, на обеспечении комфорта, облегчении страданий. Врач отнимает ногу, а как человеку жить без ноги, как физически, психологически, социально приспособиться к этому новому мучительному состоянию – задача, решаемая медицинской сестрой.

Конечная цель работы врача и медсестры одна и та же – оптимальное здоровье и благополучие их пациента. Однако на пути к этой единой цели роли врача и медсестры должны быть строго дифференцированы.

Задача врача – диагностика и лечение заболевания.

Задача медсестры – организация и исполнение ухода за пациентами, если под уходом понимать не хаотическое нагромождение отдельных элементов ухода, а тщательно продуманную и научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию пациента и членов его семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной, ограниченной свободы. Другими словами, медицинская сестра должна обеспечить максимально возможный для пациента в его состоянии физический и психо-эмоциональный комфорт, качество жизни в болезни.

Значит, сестринское дело представляет собой собственную, уникальную структуру отличных от врача знаний и умений. Профессиональный уход в обязательном порядке должен отвечать следующим требованиям:

- научность; 

- системность; 

- индивидуальность.

Таким образом, овладение  манипуляционной техникой медицинской сестры - не самоцель, а только средство, позволяющее организовать квалифицированный уход. Вместо того, чтобы концентрироваться на овладении перечнем определенных практических действий медсестры, системная теория Флоренс Найтингейл постоянно подчеркивает основные принципы организации ухода, собирая его из отдельных элементов манипуляционной техники, как из необходимых деталей. Выполнение назначений врача является одним из разделов работы медсестры, но не основным и единственным содержанием ее деятельности.

 

 

7. Этические элементы философии сестринского дела.

Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя  следующие  Этические обязанности: говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной; уважать права пациента на самостоятельность.

Согласно теории сестринской философии, цели, к которым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности называются этическими ценностями: профессионализм; здоровье; здоровая окружающая сред; независимость; человеческое достоинство; забота.

Философия сестринского дела определяет и личные  качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра – добродетели, определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание; терпение; целеустремленность; милосердие.

Этические принципы определяют Этический  кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в России. И являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры.

 

8. Программный документ «Философия сестринского дела в России»

(Голицыно, 1993г)

Философия сестринского дела является частью общей философии и представляет собой систему взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой. Она основана на общечеловеческих принципах этики и морали. В центре этой философии человек.

Сестринское дело основано на древней традиции, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей в защите здоровья и окружающей среды.

Основными принципами философии  сестринского дела являются уважение к жизни, достоинствам и правам человека. Мы верим в священность дара жизни и в связи с этим рассматриваем каждую отдельную личность как единую целостность с внутренней возможностью к росту и развитию в физическом, философском, социальном, культурном, интеллектуальном и духовном планах.

Реализация принципов  философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом (в том числе и перед пациентом) и ответственность общества перед сестрой. Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов.

Целью сестринского дела является осуществление сестринского процесса.

Сестра стремится выполнять  свою работу профессионально, уважая и  охраняя достоинство пациента, его  автономию и гармонию с обществом и социальными потребностями.

Современное сестринское  дело является наукой и искусством.

Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению к ним.

Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс  ухода и проявляет милосердие. Сестра - уникальная, общественно активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту оптимальный уход. Сестра действует как независимо, так и в сотрудничестве с другими профессиональными работниками сферы здравоохранения с тем, чтобы удовлетворить потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.

Обязательства сестер включают в себя уважение к пациентам и  право их на самоопределение. В соответствии с этим она действует, исходя из принципа: не причинить вреда, делать добро, уметь сотрудничать и быть преданной как профессии, так и пациенту. Сестринское дело не имеет ограничений по национальным, расовым признакам, возрасту, полу, политическим или религиозным убеждениям, социальному положению.

Потребность в сестринском  уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Оказывая помощь пациенту, сестра старается создать атмосферу уважительного отношения к его ценностям, обычаям и духовным убеждениям. Сестра сохраняет конфиденциальность, оберегая информацию в интересах пациента, если она не противоречит его здоровью и здоровью общества.

Сестра принимает участие  в разрешении экологических проблем.

Современные сестры обращаются за вдохновением к опыту прошлого, опыту основоположников сестринского движения, подвижничеству легендарных личностей: Флоренс Найтингел, Екатерины Бакуниной, Дарьи Севастопольской и других.

Сестры оптимистично смотрят в будущее и развивают  сестринское дело как науку и искусство для народов России.

С новым сестринским  делом для новой России в новое столетие!

 

9. Концепция «новой» медицинской сестры

Если в БМЭ 1979 г. определение «медицинская сестра» звучало как «специалист со средним медицинским образованием, работающий под руководством врача» и для помощи в его работе, то в современной модели сестринского дела медицинская сестра – личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику.

Окончательно определились четыре уровня деятельности медицинской  сестры:

  1. укрепление здоровья;
  2. профилактика болезней и травм;
  3. восстановление утраченных функций;
  4. облегчение страданий.

Медицинская сестра выступает  в следующих ролях:

- организатор ухода за пациентом;

- исполнитель ухода за пациентом;  

- защитник интересов  пациента;

- консультант пациента и его семьи по вопросам ухода;

- исследователь; 

- лидер; 

- активный член медицинской  бригады. 




Информация о работе Философия сестринского дела