Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью данной работы являлось рассмотрение роли физического развития для оценки здоровья населения.
Задачи поставленные перед работой: рассмотрение теоретических аспектов физического развития
формулировка задач физического воспитания для различных возрастных групп
описание проблем в сфере физического развития
рассмотрение показателей физического развития в РФ, в отдельных субъектах, а также анализ показателей по Томской области.
Формулировка стратегии государства по улучшению уровня физического развития на всей территории государства
Введение………………………………………………………………………….3
1.Физическое развитие…………………………………………………………5
1.1 Признаки физического развития……………………………………………5
1.2 Законы, определяющие физическое развитие……………………7
2.Задачи физического воспитания для людей
разных возрастных групп……………………………………………………..8
1)Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста……...8
2)Задачи физического воспитания детей школьного возраста………...9
3)Задачи физического воспитания студентов………………………….11
4)Задачи физического воспитания взрослых…………………………..12
5)Задачи физического воспитания в пожилом возрасте………………13
3. Физическое развитие детей и подростков России……………………...14
3.1Статистика по некоторым регионам……………………………………….15
3.2Статистические данные по Томской области……………………………..17
4. Стратегия государства по улучшению уровня физического развития населения РФ…………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………25
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Введение
Физическое развитие является
одним из важнейших признаков, определяющих
уровень здоровья населения. Однако показатели
физического развития не являются обязательными
для официального статистического анализа
и не отражаются в отчетности, что не позволяет
повсеместно и постоянно следить за уровнем
и динамикой физического развития отдельных
групп населения. Под физическим развитием
следует понимать комплекс морфологических
и функциональных свойств организма, определяющих
массу, плотность, форму тела, структурно-механические
качества и выражающихся запасом его физических
сил.
На уровень физического развития влияет
комплекс социально-биологических, медико-социальных,
организационных, природно-климатических
факторов.
Имеют место различия в физическом развитии
населения, проживающего в различных экономико-географических
зонах, лиц разных национальностей. Под
влиянием длительно действующих неблагоприятных
факторов уровень физического развития
снижается, наоборот, улучшение условий,
нормализация образа жизни способствуют
повышению уровня физического развития. [8]
В настоящее время во многих
странах мира широко вводится культ здоровья.
Он всячески морально и материально поощряется
государственными структурами, ответственными
за сохранение и восстановление здоровья,
а это в свою очередь способствует формированию
потребности в здоровом теле. Данная идея
не нова, еще в древнем мире имел место
культ здорового тела. Примером тому служит
Древняя Греция и ее художественное наследие,
которое дошло до наших дней.
Целью данной работы являлось рассмотрение роли физического развития для оценки здоровья населения.
Задачи поставленные перед
работой:
В узком смысле слова под физическим
развитием понимают антропометрические
показатели (рост, вес, окружность-объем
грудной клетки, размер стопы и т.п.)
Выделяют три уровня физического развития:
высокий, средний и низкий и два промежуточных
выше среднего и ниже среднего. Уровень
физического развития определяется в
сравнении с нормативными таблицами.
Высокий уровень физического развития
характеризует не только высокими показателями
физической подготовки, а так же мышечной
и умственной трудоспособности. Под умственной
работоспособностью понимается продуктивность
умственного труда.
Людям со средним и выше среднего уровнями
физического развития присущи соответствующие
функциональные показатели сердечнососудистой
и дыхательной систем, хорошее развитие
мускулатуры.
Люди с низким уровнем физического развития
имеют плохо развитую мускулатуру, отклонение
от нормы в физиологическом развитии,
нервную неустойчивость и высокий уровень
утомляемости.
Также, при определении уровня физического
развития необходимо принимать во внимание
индивидуальные характеристики человека,
такие как место проживания, социальные
условия, морфологические особенности
индивидуума [2]
1.1 Признаки физического развития
Физическое развитие характеризуется по следующим признакам
1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела скелета человека и включающие:
* соматометрические -- размеры тела и его частей;
* остеометрические -- размеры скелета и его частей;
* краниометрические -- размеры черепа.
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т. д.
3. Физиометрические, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма (обычно они измеряются специальными приборами). В частности, к ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д.
Нормальное физическое развитие характеризует не отдельный признак, а лишь гармоничное сочетание признаков.
Примерно до 25-летнего
возраста (период становления и роста)
большинство морфологических показателей
увеличивается в размерах, и совершенствуются
функции организма. Затем до 45--50 лет физическое
развитие как бы стабилизировано на определенном
уровне. В дальнейшем, по мере старения,
функциональная деятельность организма
постепенно ослабевает и ухудшается, могут
уменьшаться длина тела, мышечная масса
и т.п.
При занятии физической культурой показатели
развития физических качеств увеличиваются
быстрее, что приводит к общему укреплению
здоровья человека и поднятию уровня физического
развития человека на «высокий». Характер
физического развития как процесс изменения
указанных показателей в течение жизни
зависит от многих причин и определяется
целым рядом закономерностей. Успешно
управлять физическим развитием возможно
только в том случае, если известны эти
закономерности, и они учитываются при
построении процесса физического воспитания. [8]
1.2 Законы,
определяющие физическое развитие.
1) закон
наследственности. Учитывается
как фактор, благоприятствующий или, наоборот,
препятствующий физическому совершенствованию
человека. Наследственность, в частности,
должна приниматься во внимание при прогнозировании
возможностей и успехов человека в спорте.
2) закон возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
3) закон единства организма и среды. Существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
4) биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае. [3]
Дошкольный
возраст охватывает период жизни от рождения
до 7 лет. Именно в этот период осуществляются
наиболее интенсивный рост и развитие
важнейших систем организма и их функций,
закладывается база для всестороннего
развития физических и духовных способностей.
Этот возраст наиболее благоприятен для
закаливания организма, овладения элементарными
жизненно необходимыми двигательными
умениями, гигиеническими навыками и т.д.
Основой всестороннего развития ребенка
в первые годы жизни является физическое
воспитание. Организованные физкультурные
занятия (в яслях, детских садах и семье),
а также свободная двигательная деятельность,
когда ребенок во время прогулок играет,
прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность
сердечнососудистой, дыхательной и нервной
систем, укрепляют опорно-двигательный
аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают
устойчивость ребенка к заболеваниям,
мобилизуют защитные силы организма. Через
двигательную деятельность ребенок познает
мир, развиваются его психические процессы,
воля, самостоятельность. Чем большим
количеством разнообразных движений овладеет
ребенок, тем шире возможности для развития
ощущения, восприятия и других психических
процессов, тем полноценнее осуществляется
его развитие. Поэтому, если данный период
будет упущен в плане грамотного физического
воспитания, то в дальнейшем наверстать
пробелы, устранить допущенные ошибки
будет чрезвычайно трудно.
Наиболее общими задачами для детей раннего
и дошкольного возраста являются
1) Повышение сопротивляемости организма
влияниям внешней среды путем его закаливания.
2) Укрепление опорно-двигательного аппарата
и формирование
правильной осанки
3) Содействие повышению функциональных
возможностей вегетативных органов.
Физическая культура, придавая естественному
процессу становления форм и функций растущего
организма оптимальный характер, создавая
благоприятные для этого условия, содействует
тем самым нормальному функционированию
всех систем детского организма.
4) Воспитание физических способностей
(координационных, скоростных и выносливости).
[5]
2) Задачи физического воспитания детей
школьного возраста
Значение физической культуры
в школьный период жизни человека заключается
в создании фундамента для всестороннего
физического развития, укрепления здоровья,
формирования разнообразных двигательных
умений и навыков. Всё это приводит к возникновению
объективных предпосылок для гармонического
развития личности. Полноценное развитие
детей школьного возраста без активных
физкультурных занятий практически недостижимо.
Выявлено, что дефицит двигательной активности
серьезно ухудшает здоровье растущего
организма человека, ослабляет его защитные
силы, не обеспечивает полноценное физическое
развитие.
В связи с тем, что пик естественного развития,
как правило, приходится на старший школьный
возраст, основные физические способности
и функциональные возможности можно эффективно
повысить именно в школьном возрасте.
Этот период является сенситивным по отношению
ко всем физическим качествам человека.
Позднее развить те или иные качества
удается с трудом.
Кроме того, школьный возраст считается
наиболее благоприятным для обучения
разнообразным двигательным умениям и
навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно
быстрее приспосабливаться выполнять
освоенные движения в разнообразных условиях
двигательной деятельности.
В школьном возрасте достигается определенный
уровень физической и умственной работоспособности,
что в целом позволяет успешно осваивать
программный материал теоретических учебных
дисциплин и физкультурных программ обучения.
Рациональное использование досуга, в
котором элементы физической культуры
являются эффективным средством против
пассивного времяпрепровождения, позволяет
исключить негативные проявления ряда
антисоциальных поступков (хулиганство,
употребление наркотиков, алкоголя и т.п.)
И наконец, физкультурная активность
в период бурного развития организма существенно
облегчает решение общевоспитательных
задач (нравственных, трудовых, эстетических).
Направленное использование физической
культуры в воспитании детей и молодежи
школьного возраста предусматривает решение
следующих задач:
1. Укрепление здоровья, содействие нормальному
физическому развитию
2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств.
3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков. [5]
3) Задачи физического воспитания студентов
Физическая культура в Основах законодательства
Российской Федерации о физической культуре
и спорте представлена в высших учебных
заведениях как учебная дисциплина и важнейший
компонент целостного развития личности,
значимость которого проявляется через
гармонизацию духовных и физических сил,
формирование таких общечеловеческих
ценностей, как здоровье, физическое и
психическое благополучие, физическое
совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие основные задачи: