Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью данной работы являлось рассмотрение роли физического развития для оценки здоровья населения.
Задачи поставленные перед работой: рассмотрение теоретических аспектов физического развития
формулировка задач физического воспитания для различных возрастных групп
описание проблем в сфере физического развития
рассмотрение показателей физического развития в РФ, в отдельных субъектах, а также анализ показателей по Томской области.
Формулировка стратегии государства по улучшению уровня физического развития на всей территории государства
Введение………………………………………………………………………….3
1.Физическое развитие…………………………………………………………5
1.1 Признаки физического развития……………………………………………5
1.2 Законы, определяющие физическое развитие……………………7
2.Задачи физического воспитания для людей
разных возрастных групп……………………………………………………..8
1)Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста……...8
2)Задачи физического воспитания детей школьного возраста………...9
3)Задачи физического воспитания студентов………………………….11
4)Задачи физического воспитания взрослых…………………………..12
5)Задачи физического воспитания в пожилом возрасте………………13
3. Физическое развитие детей и подростков России……………………...14
3.1Статистика по некоторым регионам……………………………………….15
3.2Статистические данные по Томской области……………………………..17
4. Стратегия государства по улучшению уровня физического развития населения РФ…………………………………………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………………25
4) Задачи физического воспитания взрослых
С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.
Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.
Физическая
культура в научной организации труда. Внедрение физической культуры
в научную организацию труда (НОТ) является
существенной необходимостью. НОТ, основываясь
на постоянном использовании достижений
науки и передового опыта, предусматривает
оптимальное взаимодействие людей и техники
в едином производственном процессе с
целью повышения производительности труда.
Внедрение физической культуры в НОТ имеет
существенное социально-экономическое
значение. Это определяется, прежде всего,
ролью физической культуры как неотъемлемого
фактора достижения высокой работоспособности,
хорошей физической подготовленности
и укрепления здоровья.
Главной целью внедрения физической
культуры в систему НОТ в обществе является содействие
повышению производительности труда на
базе укрепления здоровья и всестороннего
гармонического физического развития
трудящихся.
В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры:
1) в рамках трудового процесса;
2) в непосредственной связи с процессом
труда (на производстве), но вне его собственных
рамок;
3) вне производства, но в связи с его требованиями
(в системе профессионально-прикладной
подготовки, а также физкультурно-реабилитационных
мер).
В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие. [5]
5) задачи физического воспитания в пожилом возрасте
К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75--90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.
В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.
Главенствующей социальной
функцией физического воспитания людей
в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная.
Основные задачи направленного использования
средств физического воспитания в пожилом
и старшем возрасте заключаются в том,
чтобы:
1) содействовать творческому долголетию,
сохранению или
восстановлению здоровья; задержать и
уменьшить возрастные инволюционные изменения,
обеспечив расширение функциональных
возможностей организма и сохранение
его работоспособности;
2) не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;
3) пополнить и углубить знания,
нужные для самостоятельного
применения средств физического воспитания;
последовательно
воплощать эти знания в практические умения. [5]
3. Физическое развитие детей и подростков России
Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, многими авторами отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях.
По данным Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации, 600 тысяч детей остались без попечения родителей (социальное сиротство); 500 тысяч детей ежегодно из-за распада семьи лишаются одного из родителей; 300 тысяч (каждый четвертый) рождаются вне брака; 160 тысяч являются беженцами и вынужденными переселенцами; 12 млн живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 20 млн живут в бедных семьях; 2 млн детей прекратили обучение; 2-4 млн - нищие, безнадзорные, попрошайки. На таком социальном фоне формируется здоровье детей и подростков.
3.1Статистика по
некоторым регионам:
В Нижнем Новгороде менее половины
школьников признаны практически здоровыми;
однако I группу здоровья имеют лишь 1,2%
детей, большинство - 45,2% - составляют группу
риска (II группа здоровья), больных школьников
- 53,6%, из них детей с хронической патологией
в состоянии компенсации 51,4% (III группа
здоровья), в состоянии субкомпенсации
- 2,2% (IV группа здоровья). Если провести
аналогию с 1980 г., то количество практически
здоровых школьников сократилось с 63 до
43%, а удельный вес больных увеличился,
соответственно, с 37 до 57%.[9]
Результаты профилактических медицинских
осмотров школьников г. Вологды в 2007-2008
учебном году.
(всего подлежал осмотру 2031 школьник из
1, 5, 7, 9, 11 классов. Было осмотрено 98,3% школьников.) [9]
Классы |
Осмотрено |
Выявлено патологий при осмотрах, в % | ||||||
абс |
% |
Детей с патологиями |
Всего заболеваний |
в т.ч. впервые |
С пониженным зрения |
Нарушения осанки |
Сколиозы | |
1 |
498 |
98,2 |
94,2 |
1969,9 |
27,1 |
22,9 |
24,1 |
0,8 |
5 |
445 |
98,5 |
92,4 |
2065,2 |
28,5 |
32,8 |
43,1 |
4,5 |
7 |
436 |
98,2 |
94,7 |
2153,7 |
19,2 |
34,2 |
40,1 |
11,7 |
9 |
372 |
97,4 |
94,1 |
2228,5 |
17,7 |
32,5 |
42,7 |
17,7 |
11 |
246 |
100,0 |
97,2 |
2569,1 |
19,3 |
45,9 |
46,3 |
25,2 |
Всего |
1997 |
98,3 |
94,2 |
2153,2 |
22,7 |
32,2 |
38,1 |
10,2 |
Как видно в результате профилактических осмотров выявлено 94,2% школьников, имеющих различные патологии (сколиозы, нарушения осанки, понижение остроты зрения) [9]
Результаты профилактических осмотров педиатрами школьников г. Вологды за 2007-2008 учебный год (%)
Классы |
Группы здоровья |
Физкультурные группы | |||||
I |
II |
III |
IV |
Основная |
Подготовительная |
Специальная | |
1 |
4,6 |
67,3 |
27,7 |
0,4 |
78,7 |
20,1 |
1,2 |
5 |
2,2 |
63,8 |
33,3 |
0,7 |
64,5 |
34,4 |
1,1 |
7 |
3,2 |
55,3 |
39,4 |
2,1 |
58,7 |
36,9 |
4,4 |
9 |
3,2 |
46,2 |
48,4 |
2,2 |
50,5 |
45,4 |
4,0 |
11 |
1,6 |
36,2 |
58,9 |
3,3 |
43,9 |
52,8 |
3,3 |
Распределение школьников по соответствующим группам здоровья и физкультурным группам, исходя из состояния их здоровья. И, как следствие, количество школьников, отнесенных к основной группе, уменьшается от 1 к 11 классу, т.е. практически здоровых школьников становится меньше. И, наоборот, количество школьников, включенных в специальную медицинскую группу, к выпускному классу увеличивается, т.е. число здоровых учащихся к окончанию школы становится меньше. [9]
Среди детей Приполярья уже с шестилетнего возраста большинство имеют II группу здоровья. С одиннадцатилетнего возраста начинают преобладать дети, имеющие III группу здоровья. В структуре заболеваемости большую часть составляют болезни органов дыхания (53,2%), болезни нервной системы и органов чувств (12%), инфекционные и паразитарные болезни (9,7%), болезни органов пищеварения (4,5%).[9]
Состояние здоровья детей и подростков Уральского округа за последние 6 лет также вызывает тревогу. Заболеваемость новорожденных детей в сравнении с 1999 г. увеличилась на 22,2%.[9]
3.2 Статистические данные по Томской области
Результаты профилактических осмотров детей и подростков-школьников 0-17 лет в 2007 году | |||||
Осмотрено |
С понижением | ||||
слуха |
зрения | ||||
Абсолютное число |
На 1000 осмотренных |
Абсолютное число |
На 1000 осмотренных | ||
Александровский |
772 |
45 |
58,3 | ||
Асиновский |
2887 |
36 |
12,5 |
338 |
117,1 |
Бакчарский |
1136 |
2 |
1,8 |
208 |
183,1 |
Верхнекетский |
1130 |
3 |
2,7 |
116 |
102,7 |
Зырянский |
1116 |
1 |
0,9 |
87 |
78 |
Каргасокский |
2205 |
4 |
1,8 |
183 |
83 |
Колпашевский |
3195 |
17 |
5,3 |
343 |
107,4 |
Кожевниковский |
1760 |
138 |
78,4 | ||
Кривошеинский |
1244 |
11 |
8,8 |
65 |
52,3 |
Молчановский |
911 |
11 |
12,1 |
135 |
148,2 |
Парабельский |
1178 |
2 |
1,7 |
151 |
128,2 |
Первомайский |
1811 |
7 |
3,9 |
157 |
86,7 |
Тегульдетский |
1045 |
15 |
14,4 |
109 |
104,3 |
Томский |
6057 |
33 |
5,4 |
543 |
89,6 |
Чаинский |
1201 |
2 |
1,7 |
213 |
177,4 |
Шегарский |
1623 |
11 |
6,8 |
160 |
98,6 |
г.Стрежевой |
3270 |
8 |
2,4 |
379 |
115,9 |
г.Кедровый |
385 |
2 |
5,2 |
72 |
187 |
г.Томск |
28393 |
107 |
3,8 |
3952 |
139,2 |
г.Северск |
6959 |
22 |
3,2 |
1118 |
160,7 |
Томская область - МЗ |
61319 |
272 |
4,4 |
7394 |
120,6 |
Томская область |
68408 |
294 |
4,3 |
8519 |
124,5 |
РФ - 2006г |
2,3 |
114,5 |
В 2007 году осмотрено 68408 школьников, что составляет 100% от числа подлежащих осмотру. По результатам осмотра наиболее высокие показатели снижения слуха отмечаются в Асиновском, Молчановском, Тегульдетском районах. Показатели превышают более чем в 3 раза областной показатель. [7]
Результаты профилактических осмотров детей и подростков - школьников 0-17 лет в 2007 году ( на 1000 осмотренных)
Выявлено при осмотрах | ||||||
С дефектом речи |
Со сколиозом |
С нарушением осанки | ||||
Абсолютное число |
На 1000 осмотренных |
Абсолютное число |
На 1000 осмотренных |
Абсолютное число |
На 1000 осмотренных | |
Александровский |
78 |
102,1 |
26 |
34,0 |
97 |
127,0 |
Асиновский |
704 |
256,5 |
90 |
32,0 |
614 |
223,7 |
Бакчарский |
1 |
0,9 |
46 |
39,1 |
46 |
39,1 |
Верхнекетский |
85 |
74,4 |
43 |
37,7 |
310 |
271,5 |
Зырянский |
87 |
83,9 |
28 |
27,0 |
211 |
203,5 |
Каргасокский |
41 |
8,8 |
45 |
9,6 |
66 |
14,1 |
Колпашевский |
248 |
69,9 |
300 |
84,5 |
867 |
244,3 |
Кожевниковский |
43 |
21,1 |
48 |
23,6 |
109 |
53,5 |
Кривошеинский |
39 |
30,2 |
40 |
31,0 |
59 |
45,7 |
Молчановский |
63 |
64,3 |
62 |
63,3 |
109 |
111,2 |
Парабельский |
36 |
31,4 |
25 |
21,8 |
195 |
170,2 |
Первомайский |
29 |
8,9 |
4 |
1,2 |
170 |
52,2 |
Тегульдетский |
9 |
8,4 |
21 |
19,6 |
39 |
36,3 |
Томский |
560 |
85,3 |
474 |
72,2 |
1233 |
187,9 |
Чаинский |
112 |
79,6 |
33 |
23,5 |
526 |
373,8 |
Шегарский |
153 |
48,0 |
91 |
28,6 |
117 |
36,7 |
г.Стрежевой |
519 |
140,3 |
31 |
8,4 |
356 |
96,3 |
г.Кедровый |
0 |
0,0 |
10 |
22,2 |
109 |
242,2 |
г.Томск |
4029 |
136,9 |
946 |
32,2 |
8516 |
289,5 |
г.Северск |
1104 |
150,6 |
76 |
10,4 |
756 |
103,1 |
Томская область |
7942 |
116,0 |
2440 |
35,6 |
14549 |
212,6 |
РФ -2006г |
32,2 |
23,3 |
85,3 |