Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:53, реферат
На первый взгляд чисто физиологический вопрос имеет широкое психологическое значение. Так, например, очень остро стоит проблема организации системы обучения, воспитания, условий труда и быта с учетом особенностей психической организации людей. В большей степени это касается левшей, живущих в мире правшей.
Введение 3
1. Функциональная асимметрия мозга с точки зрения физиологии 5
2. Специализация левого и правого полушарий 9
3. Функциональная асимметрия мозга и обучение 12
Заключение 20
Список литературы 21
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.
Изучение функциональной асимметрии
полушарий головного мозга
На первый взгляд чисто физиологический вопрос имеет широкое психологическое значение. Так, например, очень остро стоит проблема организации системы обучения, воспитания, условий труда и быта с учетом особенностей психической организации людей. В большей степени это касается левшей, живущих в мире правшей.
В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества — сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.
Следует учитывать разные профили функциональной асимметрии, обусловливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ школьного и профессионального обучения.
Еще одна сугубо психологическая проблема, связанная с функциональной асимметрией полушарий - это профессиональная ориентация и отбор.
Профессиональная ориентация — это учет профиля функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в которой при оценке профиля асимметрии предлагается ряд рекомендуемых видов деятельности, где можно достичь высоких результатов, сохранив психическое и соматическое здоровье, и профессий, не соответствующих индивидуальной организации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний и низка вероятность достижения успеха.
В последнее время резко
Глава 1. Функциональная асимметрия мозга с точки зрения физиологии.
Функциональная асимметрия мозга – это особая пространственно – временная организация мозга, влияющая на функционирование организма человека.
Чаще всего под функциональной асимметрией понимают характеристику распределения психических функций между правым и левым полушариями. Различают левшество, правшество и амбидекстрию.
Головной мозг состоит из большого (конечного) мозга и ствола. Большой мозг разделяется продольной щелью на два полушария: правое и левое. Полушария соединяет межполушарная спайка - мозолистое тело, в состав которого входят волокна, связывающие главным образом симметричные участки коры больших полушарий. Полушария большого мозга покрыты слоем серого вещества - коры головного мозга
Мозолистое тело и другие комиссуры служит каналами, через которые осуществляется синхронизация работы полушарий и предотвращается удвоение усилий или конкуренция. При рассечении мозолистого тела нарушается связь между полушариями. Процессы в каждом полушарии протекают независимо друг от друга. У некоторых людей после операции появлялись затруднения в установлении связи между именами и лицами, снижалась способность решать геометрические задачи, появлялись жалобы на отсутствие сновидений. Были описаны случаи эксцентрического поведения, проявляющегося в соревновании или диссоциации действия рук. Так, например, пациенты перенесшие операцию по рассечению мозолистого тела жаловались на «странное поведение рук» - так с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Такие явления происходили из-за того, что одна половина мозга не знала, что делает другая, т.к. левое полушарие контролирует правую руку, а правое – левую.
Считалось, что два полушария анатомически идентичны. Однако, правое и левое полушария различаются как анатомически, так и различным содержанием биологически активных веществ. Были обнаружены следующие различия:
Различают три вида функциональной асимметрии: моторная, сенсорная, психическая.
Моторная асимметрия влияет на опорно-двигательный аппарат, что подразумевает совокупность преимущественного неравенства функций рук, ног, половины туловища и лица, в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.
Движения ведущей руки полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека, отличаются большей степенью автоматизации, а движения указательного пальца этой руки точнее модулируются. Количество изменений направлений движений у правой (ведущей) руки больше, чем у левой. Симметрия — асимметрия рук может изменяться под влиянием длительного практического опыта человека.
Асимметрия ног проявляется в том, что ведущая нога делает более длинный шаг, в связи с этим происходит отклонение в сторону противоположной ведущей ноге. Так же ноги могут быть неравны по длине, размеру. Ноги неравны по силе. На степени этой асимметрии сказывается образ жизни, опыт профессиональной деятельности человека. Ноги неравны по точности, координации движений и по тому, как осознаются субъектом движения той и другой ноги.
Отмечены морфологические и функциональные асимметрии правой и левой половин тела человека. Окружность правой половины груди у 70 % людей больше левой. Положение правой половины тела в пространстве, ее соотношения с рукой, ногой и ее движения осознаются лучше, чем те же признаки левой половины.
Среди морфологических асимметрий лица отклонение носа вправо выражено у правшей и влево — у левшей; правая половина лица у большинства людей больше левой.
Существует два вида асимметрии лица:
Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств. Различаю асимметрию зрения, вкуса, обоняния, звука, осязания.
Зрение:
ведущий глаз первый ловит предмет и поэтому быстрее происходит её аккомодация, т.е. настройка. Так же выявлено преобладание правой стороны поля зрения в восприятии вербального стимула. Различны острота зрения, цветоощущение, прицельная возможность и локализация объекта в пространстве.
Слух:
различна острота слуха. Показана лучшая чувствительность левого уха. Быстрее воспринимается правым ухом вербальная информация. Образная, тембр, интонация – левым (эффект «правого» и «левого уха»)
Кожная чувствительность:
Острота кожной чувствительности у правшей больше выражена на левой руке. Она точнее определяет предмет на ощупь. У левшей такого же явления не наблюдается.
Однако, не установлено никаких данных о различии вкусовых ощущений.
Психическая асимметрия – нарушение симметрии психических процессов. Психические процессы, зависимые от правого полушария мозга, по существу включают в себя сенсорные асимметрии. В целом они могут обозначаться как психосенсорные процессы. Они составляют основу для одного из двух главных видов познания человека — познания с помощью органов чувств с формированием чувственных образов внешнего мира и самого себя. Такое познание возможно лишь при непосредственном контакте объекта познания с органами чувств. Такому познанию доступно, следовательно, только то, что есть сейчас и здесь. Постоянно формирующиеся образы осознаются, сопоставляются с образами прошлых восприятий и таким образом идентифицируются объекты внешнего мира и собственного «Я» субъекта.
Психические процессы, зависимые от левого полушария, тесно соотносятся с двигательными асимметриями. Здесь уже дифференцируются психомоторные процессы.
Глава 2. Специализация правого и левого полушарий.
Мнения исследователей относительно компетенции двух полушарий при решении разных задач в основном сходны, гораздо меньше согласия достигнуто по вопросу о природе фундаментальных характеристик, определяющих межполушарные различия.
В настоящее время утвердилось мнение, что левое полушарие доминирует в формальных лингвистических операциях, включая речь, синтаксический анализ и фонетическое представление. Правое полушарие у больных с расщепленным мозгом проявляет почти полную неспособность к активной речи, не может различать времена глагола, множественное и единственное число, правильно понимать предложения со сложным синтаксисом или требующие значительной нагрузки на кратковременную вербальную память, неспособно к фонетическому представлению. Однако оно узнает звучащее слово и хорошо улавливает ассоциативные значения отдельных произносимых (или написанных) слов, что свойственно также многим видам птиц и млекопитающих. Уникальные особенности левого полушария у человека включают высокоразвитое программирование артикуляционного аппарата и обладание тонкими программами различения временных последовательностей фонетических элементов и причинно-следственных связей, выражаемых синтаксическими средствами.
Нарушение способности
к чтению и письму (дислексии) связывают
с анатомическим аномалиями левого
полушария. Однако степень проявления
и частота дислексий могут зави
Язык жестов, применяемый глухими людьми, также основан на зрительно-пространственных способностях.
Вербальная и невербальная коммуникации позволяют человеку использовать два канала, две субсистемы получения и обработки информации. В настоящее время накоплено много данных о важной роли невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, пантомимики, невербальных компонентов речи) в жизни человека. Так, например, частота основного тона речи и ее изменения являются носителями информации не только о эмоциональных характеристиках высказывания, но и позволяют судить о возрасте, поле, некоторых индивидуально-личностных особенностях человека. Невербальная коммуникация является функцией правого полушария.
Узнавание лица в первые месяцы жизни младенца обеспечивается взаимодействием двух составляющих: эндогенной (нейрональные связи разных отделов мозга, синоптическая компетенция и стабилизация, становление межполушарных связей) и экзогенной (средовая регулярность). Асимметрия в развитии полушарий с опережением в развитии функции правого полушария определяет не только узнавание лица, но и многие особенности когнитивных функций на начальных этапах развития. Правое полушарие имеет преимущества при различении паттернов на основе их конфигурации (глобальных характеристик). Левое полушарие - при детальной оценке (локальных характеристик).
Специализация мозга в процессе становления речевой функции обладает значительной пластичностью.
Правое полушарие лучше левого различает ориентацию линий, кривизну, многоугольники неправильных очертаний, вертикальные и горизонтальные ряды точек в точечных матрицах, пространственное положение зрительных сигналов, глубину в стереоскопических изображениях, сходство или различие между непрерывным и фрагментарным контурами. Оно демонстрирует превосходство и во многих других задачах, требующих мысленного преобразования пространственных отношений или интеграции и синтеза общей формы.
В табл. 1. представлено распределение функций между двумя полушариями у взрослых здоровых испытуемых-правшей.
Таблица 1.
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Устная речь |
Метафорный смысл речи |
Чтение |
Чувство юмора |
Письмо |
Эмоциональная окраска речи |
Вербальное мышление |
Интонация устной речи |
Метр прозы и поэзии |
Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке |
Ритм музыки |
Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве |
Название, классификация цветов |
Пространственные координаты, общая пространственная ориентация |
Счет |
Геометрия, игра в шахматы |
Правая сторона внешнего пространства |
Восприятие "гештальтов" |
Интерпретация мимики и жестов |
Левая и правая части внешнего пространства |
Распознавание мимики и жестов | |
Узнавание лиц | |
Эмоциональные реакции |
Информация о работе Функциональная асимметрия мозга с точки зрения физиологии