Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:03, дипломная работа
Цель исследования - обосновать влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на овладение грамматикой родного языка.
Задачи исследования:
подбор теоретического материала
подбор методик по выявлению доминантного полушария
планирование эксперимента
формирование экспериментальной группы
анализ письменных работ учащихся: диктантов, изложений, сочинений, домашних упражнений, выявление типичных ошибок
анализ результатов исследования, формулировка соответствующих выводов
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое обоснование функциональной
асимметрии головного мозга…………………………………………… 6
1.1 Понятие функциональной асимметрии мозга,
методы её исследования……………………………………………… 6
1.2. Специализация левого и правого полушарий……………………… 16
1.3. Функциональная асимметрия и речь……………………………….. 26
1.4. Возрастная динамика функциональной асимметрии мозга……….. 31
1.5. Обучение учащихся с разным профилем
функциональной асимметрии мозга…………………………………. 35
Глава 2. Изучение влияние функциональной асимметрии
головного мозга на овладение грамматикой родного языка.......... 46
2.1. Описание методов диагностики функциональной
асимметрии головного мозга……………………………………….. 46
2.2. Критерии оценок письменных работ по русскому языку………… 50
2.3. Описание эмпирического исследования…………………………... 53
Глава 3. Анализ результатов исследования……………………….. 55
Заключение……………………………………………………………… 60
Список литературы……………………………………………………. 65
Речь состоит из последовательных фраз, которые представляют собой последовательность слов, полученных из последовательности звуков. Переработка такого рода информации в большей мере соответствует левому полушарию. Оно же контролирует и последовательность произвольных движений, необходимых речевому аппарату для производства звуковых рядов.
Было бы ошибкой заключить, что правое полушарие не играет роли в речевой продукции. Речь – это не просто процесс говорения, но и передача некоторого смысла, который имеет ту или иную эмоциональную окраску. Даже в тех случаях, когда мы слушаем бессвязную речь психически больного человека, нельзя говорить об отсутствии смысла речи, поскольку он может заключаться не в словах, а в самом факте общения. Точно также слушание не просто восприятие и узнавание слов, но и понимание их значения. При этом вовлекаются многие структуры, в том числе отвечающие за анализ смысла и эмоциональное переживание. [33]
Локальный мозговой кровоток
в коре больших полушарий
В учебнике «Психофизиология»
Жилова Ю.Ж. и Назаровой Е.Н. сказано,
что у большинства людей речевы
Исследования речевых функций и установление специализации полушарий осуществлены на больных « с расщеплённым мозгом». В экспериментах было показано, что, если больной использует левое полушарие, он не отличается от нормального человека: может назвать и отобрать предмет правой рукой, может его прочесть или написать. Однако, если изображение предмета проецируется в правое полушарие, больной назвать его не может, но правильно выбирает среди других. Это говорит о том, что правое полушарие также обладает некоторыми языковыми функциями, а именно может понимать письменную речь.
Установлено, что левое полушарие в большей степени ответственно за обнаружение и опознание артикуляционных звуков речи. Левое оперирует символами и грамматическими конструкциями, осуществляет синтаксический анализ и фонетическое представление. Оно способно к регуляции сложных двигательных речевых функций, управлению тонким артикуляционным аппаратом, а также высокочувствительными программами различения временных последовательностей фонетических элементов. Предполагается существование генетически запрограммированных морфофункциональных комплексов, локализированных в левом полушарии и обеспечивающих переработку быстрой последовательности дискретных единиц информации, из которых складывается речь. [22, с. 104]
В экспериментах по временному отключению одного из полушарий установлено, что у «левополушарного человека», речь полностью сохранена, словарный запас становится богаче и разнообразнее, ответы более развёрнутыми и детализированными. Однако речь такого человека теряет интонационную выразительность, становится тусклой, бесцветной, монотонной, и сам он не способен улавливать интонации.
У «правополушарного человека» резко ухудшаются речевые возможности: он охотнее отвечает мимикой и жестами, с трудом вспоминает название предметов, хотя и узнаёт их и может объяснить их назначение, у него ухудшается словесное и улучшается образное восприятие, нарушается словесно-логическая память.
Согласно современным представлениям в процессе обработки речевых стимулов возможен обмен информацией:
Такой тип взаимодействия обеспечивает промежуточную оценку и открывает возможность коррекции. Кроме того, согласно этой модели, каждое полушарие способно самостоятельно осуществлять распознавание сигнала, но для правого имеются ограничения. Взаимодействие полушарий мозга в процессе восприятия речи предполагает параллельную обработку речевой информации на основе разных принципов: левое полушарие осуществляет посегментный анализ речевого сигнала, а правое использует целостный анализ на основе сравнения акустического образа с хранящимися в памяти эталонами. [22, с.105]
Сегодня существует две
концепции функциональной асимметрии
полушарий в онтогенезе. Первая предполагает
изначальное равенство
Установлено также, что при повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни, выполнение их функций могут взять на себя симметричные отделы правого полушария. По мере созревания пластичность нервной системы снижается и наступает период, когда замещение становится невозможным. Овладение речью должно произойти к 7-8 годам. Созревание речевой функции у ребёнка проявляется в способности к сознательной произвольной регуляции речевой деятельности, что обеспечивается структурами доминантного по речи левого (у правшей) полушария мозга. [33]
С речью могут быть связаны в мозге как минимум три различных области: одна должна отвечать за хранение общих знаний, другая – за грамматическую структуру фраз и третья – за превращение грамматически оформленных понятий в определённые движения периферического речевого аппарата, контролирующего произнесение слов. Эти области должны также функционировать совместно со структурами, ответственными за сенсорное восприятие и память.[17]
Вербальное поведение – латерализованная функция. Языковые расстройства преимущественно возникают после повреждения левой половины мозга. У праворуких людей, как правило, левое полушарие в большей мере связано с речевой функцией.
Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, которые предъявляются социальным окружением. [40, с.9]
Клиническая практика свидетельствует о высокой пластичности полушарий мозга на ранних стадиях развития. Если по медицинским показаниям у младенцев удаляют левое полушарие, то развитие речи не прекращается и идёт без видимых нарушений. Происходит перенос центров речи в правое полушарие. При этом не выявляется существенных различий в вербальных способностях оперированных по сравнению со всеми остальными. Но по мере созревания пластичность полушарий снижается. Наступает период, когда замещение становится невозможным.
По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9-10 лет ребёнок является существом «правополушарным». Такая оценка не лишена некоторых оснований, поскольку соотносится с определёнными особенностями психического развития детей в дошкольном, а отчасти и в младшем школьном возрасте. Действительно, для маленьких детей характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.
По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам, то есть к началу школьного обучения.
Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребёнка осознания себя. В это же время, в два года, максимально выражено упрямство. Это следствие активизации работы левого полушария и временного «оттеснения» правого, что проявляется в негативизме, в некотором замедлении восприятия и переработки поступающей извне информации (функция правого полушария). Взрослый отмечает в ребёнке медлительность, «копание» на одном месте, отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с только что возникающими представлениями о себе. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идёт сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее. Поэтому два года — неподходящее время для борьбы с упрямством, поскольку оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Лучше обеспечить ребёнку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку. Таким образом, можно предотвратить дальнейшее, уже искусственно вызванное торможение правого полушария — ведущего в этом возрасте.
С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать.
Правополушарные дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, а каждый раз конкретно и индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций. Эти особенности детского мышления необходимо использовать при обучении. Но школа усматривает одну из главных задач как в развитии и тренировке логического мышления, поэтому все усилия направлены на стимуляцию левополушарных возможностей. В значительной степени этим усилиям мы обязаны выраженному сдвигу асимметрии влево. В условиях западной цивилизации доминирует формально-логический анализ, и дети ещё до школы сталкиваются с проявлениями левополушарного стиля мышления, что постепенно подготавливает их к требованиям школы.
Таким образом,
сдвиг межполушарной асимметрии
в сторону абсолютного
Специфика мышления школьника в том, что у ребёнка пока недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а его образное мышление, при всём его богатстве, недостаточно упорядочено. Учитель, взрослый человек, нередко уже не помнит, какие трудности он испытывал, сидя за партой в этом возрасте. Вот одна из причин непонимания между учащим и учащимся. Вот источник множества горьких недоразумений, осложняющих жизнь и тому, кто учится, и тому, кто учит.
Свойство детского ума воспринимать всё конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией, понять её общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных особенностей детского мышления. Наиболее ярко она проявляется при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика.
Как показали исследования Ж. Пиаже, маленькие дети не понимают, что одно и то же количество воды будет действительно одним и тем же в узком стакане, где уровень воды поднимается высоко, и в широком стакане, где уровень воды низок. Они не понимают этого даже тогда, когда воду переливают в их присутствии, и видят, что её количество не уменьшается и не увеличивается.
Если перед ребёнком, ещё не владеющим счётом, ставят ряд блюдец и на каждое из них по чашке, то на вопрос, чего больше, чашек или блюдец, ребёнок отвечает, что одинаково. Когда же у него на глазах чашки составляют в отдельный ряд, параллельный ряд блюдец, и ряд блюдец оказывается длиннее, то на вопрос, чего здесь больше, ребёнок отвечает, что блюдец.
Грамматические правила с исключениями - один из наиболее трудных для ученика видов абстракции. Они либо запоминают только правила, забывая исключения, либо помнят исключения, совершенно не соотнося их с правилом.
Исследования психологов показывают, что процесс абстракции, являющийся одним из трудных процессов мышления, имеет разные формы, которые связаны с разной степенью трудности.
Выделение существенного - это одна сторона процесса абстракции (позитивная). Отвлечение от несущественного - другая её сторона (негативная). Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что у детей негативная сторона процесса абстракции протекает труднее, чем позитивная: отвлечение от несущественного происходит с большим трудом, чем выделение существенного. [17, с. 172]
Чтобы осознавать различие между главным и второстепенным в каком-то понятии, необходимо уметь выразить в словесной формулировке и главное, и второстепенное. Сам процесс доведения до сознания требует включения тех психических механизмов, которые участвуют в дифференциации существенного и базируются на особенностях левополушарного вклада в процесс мышления.
Необходима специальная тренировка, направленная на осознанное выделение главного и отбрасывание второстепенного. Обучение этому можно начинать очень рано, например, в первом классе.
Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга - она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребёнка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребёнка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой.
Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики можно представить в виде последовательной цепи:
- установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);