Гигиена питания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Основой комплексного воспитательного воздействия является знание и учет возрастных особенностей развития ребенка. Это очень важно в отношении детей дошкольного возраста, т.к. в период от 3 до 7 лет интенсивно протекают рост и развитие организма, процессы морфологического и функционального совершенствования его отдельных органов и систем. Поэтому уже с момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды, а в особенности его питания.

Содержание работы

Введение__________________________________________________________3
Питание___________________________________________________________3
Состав пищи_______________________________________________________3
Режим питания_____________________________________________________4
Организация питания в дошкольном учреждении________________________4
Питание ребенка в семье_____________________________________________8
Воспитание у детей гигиенических навыков приема пищи_________________9
Заключение________________________________________________________9
Список литературы_________________________________________________10

Файлы: 1 файл

гигиена питания реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

                  «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

                                Медицинский институт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: « Гигиена питания детей дошкольного возраста »

 

 

 

 

 

                                        

 

                                 Работу выполнила:

Студентка II  курса

МИ ЛД 202/1

Атласова Майя

Проверил:_________

 

Якутск, 2013г

  Содержание:

 

Введение__________________________________________________________3

Питание___________________________________________________________3

Состав пищи_______________________________________________________3

Режим питания_____________________________________________________4

Организация питания в  дошкольном учреждении________________________4

Питание ребенка в семье_____________________________________________8

Воспитание у детей  гигиенических навыков приема пищи_________________9

Заключение________________________________________________________9

Список литературы_________________________________________________10

 

 

 

 

      Введение

   Дошкольный возраст –  это важнейший период, когда формируется  человеческая личность и закладываются  прочные основы физического здоровья.

  Основой комплексного воспитательного  воздействия является знание  и учет возрастных особенностей  развития ребенка. Это очень  важно в отношении детей дошкольного  возраста, т.к. в период от 3 до 7 лет интенсивно протекают рост  и развитие организма, процессы морфологического и функционального совершенствования его отдельных органов и систем.      Поэтому уже с момента рождения ребенок нуждается в гигиенической организации окружающей его среды, а в особенности его питания.

 Гигиена питания, раздел гигиены, изучающий влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ; потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; меры профилактики алиментарных заболеваний.

 

 

 

        Состав пищи

  Белки являются жизненно необходимыми веществами и имеют особое значение в питании детей. Прежде всего, это основной пластический материал, идущий на построение клеток, тканей, органов. Особенно велика их роль в усвоении организмом витамина С. Суточная потребность в белках животного и растительного происхождения у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет — 53 г, от 4 до 6 лет — 68 г.

 Жиры являются источником энергии, они необходимы для построения клеточных оболочек, принимают участие в обмене веществ, играют роль запасного питательного материала, обеспечивают усвоение многих витаминов. Общее содержание жира в рационе должно составлять 68 г в сутки, причем для правильного развития необходимы и животные, и растительные жиры.

 Большая часть пищевого рациона ребенка состоит из углеводов, суточная норма которых в 4 раза больше, чем жира и белка. Углеводы — главный источник энергии, вместе с белками и жирами они принимают участие в обмене веществ.

  Минеральные вещества, входящие в состав пищевых продуктов, делятся на макроэлементы (кальций, калий, фосфор, натрий, хлор) и микроэлементы (фтор, цинк, медь, йод). Особое значение в питании детей придается солям кальция и фосфора, которые формируют костную и зубную ткани.

Витамины играют роль катализаторов в обменных процессах, они необходимы для роста и развития клеток, тканей.

Вода — необходимая составная часть рациона, она входит в состав клеток и тканей, участвует в процессах, обеспечивающих жизнедеятельность организма; с водой удаляются конечные продукты обмена.  В сутки количество жидкости, поступающей в организм детей 3—7 лет, должно быть в пределах 1,5—2 л. Потребность в жидкости колеблется в зависимости от сезона года, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Избыточное количество воды не рекомендуется, так как это ведет к перегрузке почек, сердца.

 

 Режим  питания

Одним из важных принципов рационального  питания является правильно организованный его режим.

Рекомендуется принимать пищу не ранее  чем через 3—3,5  ч и не позже 4—4,5 ч после предыдущего приема, так как примерно через 3—4 ч пища покидает желудок. При несоблюдении этого требования ухудшается пищеварение и снижается аппетит.

Рациональным режимом  питания здоровых детей в  возрасте старше 1 года является 4—5-кратный прием пищи.

Продолжительность отдельных приемов пищи должна также регламентироваться, а именно: для завтрака и ужина 15—20 мин, для обеда 20—25 мин, для полдника 10—15 мин. Этого времени вполне достаточно для неторопливого и тщательного прожевывания ребенком пищи.

После    больших    физических    и    эмоциональных нагрузок (спортивные тренировки, занятия хореографией, подвижные игры и т. д.) в режиме питания детей должен предусматриваться 30—35-минутный отдых перед приемом пищи. Это вызвано тем, что большие физические нагрузки угнетающе действуют на работу органов пищеварительной системы.

Большое значение для усвоения пищи имеют место и условия ее приема. Задача родителей, педагогов, медицинских работников учебно-воспитательных учреждений — прививать детям культурно-гигиенические навыки и эстетический вкус, связанные с приемом пищи. 2.4.

 

 

Организация питания  в дошкольном учреждении.  Питание в дошкольных учреждениях строится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию

Режим питания в каждом детском  саду строится с учетом ряда факторов. Определяющими являются: продолжительность работы дошкольного учреждения (9—10, 12, 24 ч), его назначение (общего типа, санаторное), сезон года (осенне-зимний или летний период). В соответствии с вышеизложенным питание может быт 3-, 4-, 5-разовым.

В соответствий с особенностями режима в разных возрастных группах прием пищи проходит не одновременно во всем учреждении, но он должен уложиться в промежуток времени от 30 мин до 1 ч. Например, завтрак проводится с 8 до 9 ч, обед с 12 до 13 полдник с 16 до 16 ч 30 мин, ужин с 18 ч 30 мин до 18 ч 45 мин. При   этом   режиме   соблюдаются   рекомендуемые   3—4-часовые интервалы.

В дошкольных учреждениях с удлиненным пребыванием детей (12-часовые) рекомендовано также 4-разовое питание.

В некоторых  городах допускается объединение 2 приемов пищи — полдника и ужина. Детям выдается плотный полдник из 2 блюд (творожное, овощное или яичное блюдо и стакан молока или кефира) на полчаса – час позднее по сравнению с типовым режимом.

В учреждениях с длительностью пребывания 9—10 ч организуется 3-разовое питание: завтрак — обед — полдник, т. е. в детском саду ребенок получает не полный суточный рацион, а только 75—80% пищевых веществ и калорийности. Ужин, составляющий примерно 20—25% рациона, ребенок получает дома. Ужин должен состоять из легко переваривающейся пищи: творог со сметаной, запеканка из творога, овощные, яичные блюда, фрукты, в качестве напитка — молоко, чай с молоком, кисель, компот.

В санаторных детских садах, где находятся  дети с туберкулезной интоксикацией, с малыми затухающими формами туберкулеза, контактировавшие с туберкулезными больными, рекомендуется увеличивать число приемов пищи до 5 за счет употребления молока, кефира перед сном.

Важно, чтобы объем пищи строго соответствовал возрасту ребенка. Пища должна не только удовлетворять потребностям растущего организма и вызывать чувство насыщения, но и соответствовать возрастной емкости желудка. Если слишком маленькие порции не вызывают чувства насыщения, то избыточный их объем может послужить причиной нарушения нормальной функции пи щеварительных органов, способствовать изменению аппетита, а у некоторых детей даже вызвать негативное отношение к еде.


Необходимо приучать ребенка и  к правильному питьевому режиму. Следует избегать как избыточного, так и недостаточного употребления жидкости.

Потребность в дополнительном количестве воды возникает  в жаркое летнее время. В этом случае ребенка следует приучать пить воду маленькими глотками. Не следует разрешать  детям пить перед обедом, так как вода частично заполняет желудок, из-за чего ребенок съедает меньше, чем необходимо.

Если  ребенок, испытывая жажду, отказывается от обеда, можно дать ему немного  воды. Хорошо утоляют жажду некрепкий чай, свежие фрукты. Не следует давать детям напитки, приготовленные на синтетических эссенциях с добавлением сахара и красителей (фанта, пепси-кола, лимонад и др.).

Рациональное питание в детском  учреждении требует правильно составленного меню. В каждом детском саду должно быть примерное 10—12-дневное меню, рекомендованное органами здравоохранения, на основе которого заведующий совместно с медицинским работником составляют ежедневное меню. Составление меню начинают с обеда, затем — завтрак и ужин. На завтрак и обед рекомендуются белковые блюда, т. е. мясные, рыбные, из яиц, творога; на ужин — молочно-растительная пища, блюда из круп и фруктов. Блюда, вызывающие жажду, на ужин давать не рекомендуется.

Ежедневно дети должны получать такие  полноценные продукты, как мясо или рыба, молоко, сливочное и растительное масло, овощи, сахар, хлеб. Другие продукты — сметана, сыр, яйцо, творог — могут использоваться через день, либо 2 раза в неделю(см. приложение).

Меню должно быть разнообразным. Разнообразие пищи достигается как за счет широкого использования набора продуктов, так и за счет различных способов их кулинарной обработки, позволяющей приготовить из одного продукта широкий ассортимент блюд.

Разнообразие питания достигается  и за счет введения сложных гарниров, приготовленных из различных овощей.

Особенно полезны детям салаты из различных овощей. Заправлять салаты для детей дошкольного возраста следует растительным маслом. Использовать для этого майонез не рекомендуется — это острая приправа, содержащая горчицу и уксус, которые оказывают раздражающее действие на желудочно-кишечный тракт. Сметана для заправки салатов запрещена в детских учреждениях в целях 1 профилактики острых желудочно-кишечных заболеваний.

В питании детей старше года лучше  использовать нерафинированные   растительные   масла,   биологически   более   активные, чем   рафинированные.   Из   суточного   количества   часть   масла, примерно 1/3, должна поступать в организм в натуральном виде — с сельдью, винегретами, салатами, а 2/3 используются для термической  обработки   продуктов — приготовления   блинов,   оладий, теста, рыбы, котлет.  Кроме питательных ценностей, растительные масла обладают еще одним  положительным  свойством — они регулируют деятельность желудочно-кишечного тракта.

В питании детей используют как  белые крупы — рис, манная, так  и черные — гречневая, овсяная, пшено, перловая, ячневая.

В дошкольных учреждениях встречаются дети, нуждающиеся в индивидуальном питании. Это дети с хроническими заболеваниями печени и желчевыводящих путей, с избыточной массой тела, страдающие аллергическими заболеваниями, а также дети, вернувшиеся в группу после перенесенных острых заболеваний. Индивидуальное питание в каждом конкретном случае назначается врачом, а воспитатель следит за выполнением этих назначений. Кроме того, воспитатель и медицинский работник должны провести соответствующую разъяснительную работу с родителями, чтобы рекомендации врача выполнялись и в семье.

Питание детей, перенесших острые заболевания (грипп, респираторное заболевание, ангину), не должно отличаться от питания здоровых детей.

В питании детей с избыточной массой тела рекомендуется снижать  калорийность рациона за счет ограничения углеводов, легко усваивающихся организмом. Количество белка должно соответствовать возрастной норме. Исключаются или ограничиваются поваренная соль, сахар, сладости, кондитерские изделия, консервированные соки из-за содержания большого количества сахара. Сладости в рационе этой группы детей лучше заменить фруктами, использовать только ржаной хлеб (не более 60 г в сутки). Порции картофеля, супа, каши рекомендуется сокращать.

Рацион детей, страдающих заболеваниями  печени и желчевыводящих   путей,   строится   по   принципу   щадящего   питания. Мясные и рыбные блюда готовятся на пару, либо отвариваются, либо слабо запекаются в духовом шкафу.

Имеются продукты и блюда, которые  Министерством здравоохранения запрещено использовать в питании организованных детских коллективов. К ним относятся: свинина, утки, гуси, жирные сорта говядины, баранина. Запрещается использовать скисшее молоко в сыром виде, а также готовить из него творог и сырковую массу, давать детям творог и сметану без термической обработки. Сметану можно добавлять в борщ, суп, использовать для приготовления соусов, запеканок. Запрещается готовить блинчики с мясом, макароны с провернутым отварным мясом «по-флотски», форшмак, паштеты, студни, квас, кондитерские изделия с кремом, изделия, жаренные в долгогретых жирах (беляши, пончики, хворост).

Посуда, которой пользуются в детском  саду, должна быть удобной, отвечать гигиеническим  требованиям. Рекомендуются чашки  и тарелки из фаянса, фарфора, стекла, приборы из нержавеющей стали.

При раздаче пищи следует строго соблюдать гигиенические правила: надеть чистую белую куртку или халат, на голову повязать косынку. Дежурные дети должны быть в фартучках. Необходимо следить за чистотой столового белья и своевременной его сменой.

Информация о работе Гигиена питания детей дошкольного возраста