История отечественной педиатрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:33, реферат

Описание работы

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его "Афоризмах", в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.

Содержание работы

1. Введение;
2. Развитие отечественной педиатрии до XVIII века;
3. Развитие отечественной педиатрии с XVIII века до 1917 года;
4. Развитие отечественной педиатрии с XX века до наших дней;
5. Заключение;
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

    Передовые ученые того времени С. Г. Зыбелин (1735— 1802), Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) понимали, что важное значение для здоровья ребенка имеет уход за ним и питание. Они были горячими сторонниками грудного вскармливания, распространяли среди врачей и населения правила гигиены матери и ребенка.

    Н.М. Максимович-Амбодик работал в Петербургском воспитательном доме в течение многих лет. В своём оригинальном труде "Искусство в повивании, или наука о бабичьем деле" (1786) он посвятил несколько разделов вопросам ухода за ребёнком "от рождения до отроческого возраста", описанию детских болезней и способов их лечения. Пятая часть этого труда, «...содержащая краткое объяснение всего того, что воспитывающим детей ведать и делать должно — касательно их природных свойств, воспитания, попечения от самого рождения до отроческого возраста; описание болезней, младенца приключающихся; примечания и наставления о врачевании оных и надежные средства, к облегчению и предохранению детей от немочей способствующие», объемом 140 страниц, содержала три раздела:

    1. о новорожденных младенцах, их качествах, природных свойствах, со держании, попечении и воспитании.
    2. о причинах, препятствующих взращению и воспитанию младенцев.
    3. о болезнях младенческих вообще.

    В мыслях Н. М. Максимовича-Амбодика, изложенных в этом труде, можно найти многие характерные черты отечественной  медицины и педиатрии в частности. Это:

    1. Профилактическая направленность.
    2. Медицинское образование народа и этика.
    3. Безопасное (нетравматичное) акушерство.
    4. Естественное вскармливание.
    5. Оптимальная фармакотерапия.
    6. Любовь к больному — как необходимое условие врачебной профессии.
    7. Гражданственность.
 

Н. М. Максимович-Амбодик (1744-1812) 

    В 1794 году вышел русский перевод статьи Николая Розен фон Розенштейна «Руководство к познанию и врачеванию младенческих болезней».

    В 1799 году при воспитательном доме специального управления создана экспедиция «для наблюдения за питомцами», отданными на воспитание в крестьянские семьи. 
 
 
 
 
 

Развитие  отечественной педиатрии  с XIX века до 1917 года 

    Систематическое изучение детских болезней стало возможно только с открытием детских больниц. Россия была одним из первых Европейских государств, где были открыты детские больницы. Первая больница для детей 2—15 лет была открыта в Париже в 1802 году. Она стала центром подготовки специалистов по детским болезням в Европе. В 1834 году открыта детская больница в Петербурге, а в Москве в 1842 году.

    В 1835 году в программу обучения врачей в России введен специальный курс детских болезней.

    В России первым начал читать теоретический курс детских болезней с 1831 по 1847 год профессор кафедры акушерства Медико-хирургической академии в Петербурге Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885).

    

    Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885)

    Хотовицкий Степан Фомич, профессор МХА, был избран заведующим кафедрой «акушерства и вообще учения о женских и детских болезнях» в 1836 году. Ему принадлежат замечательные слова: "...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого". С этого времени он начал впервые в высшей школе России читать систематический курс детских болезней, не ограничиваясь болезнями новорожденных и детей первого года жизни (как это обычно делали профессора акушерства), а как полный курс педиатрии, излагая физиологию и патологию детей всех возрастных периодов детства, а также детские инфекции.

    Лекционный  курс, читаемый С. Ф. Хотовицким, был  первым в мире курсом педиатрии, который входил в число обязательных для студента МХА дисциплин (за рубежом эти курсы читались как приватные лишь для врачей, желающих совершенствоваться в педиатрии).

    Главной заслугой С. Ф. Хотовицкого следует  считать то, что его научные труды знаменовали возникновение в России во второй четверти XIX века начало подлинно научной педиатрии. С. Ф. Хотовицкий ясно сформулировал право педиатрии на самостоятельное существование (как раздела медицины), а также — цели и задачи педиатрии. Это дает основание считать его первым русским педиатром. Свои научные взгляды С. Ф. Хотовицкий систематизировал в первом оригинальном русском руководстве по педиатрии «Педиятрика». Хотовицкий является автором работ по педиатрии: "Венерическая болезнь у новорожденного" (1834, часть 24), "Детская одышка" (1838, часть 31).

    В 1836 году при кафедре терапии Медико-хирургической академии был открыт амбулаторный прием детей. С. Ф. Хотовицкий постоянно стремился к созданию акушерской и детской клиник и довел этот вопрос до реального осуществления в 1842 году, когда детская клиника (10 коек для детей до 3лет) женской и акушерской клиники (на 34 койки) была повторно открыта в МХА. Таким образом, уже на первых этапах становления педиатрии, как самостоятельной учебной дисциплины появились отечественные традиции в методике преподавания — единение теоретического и практического обучения студентов у постели больного.

    Однако систематическое преподавание детских болезней в Москве и Петербурге началось лишь в 60-е годы XIX века.

    С февраля 1861 году детское отделение расширили до 20 коек (2 палаты) и заведование клиникой, чтение лекционного курса, руководство практическими занятиями студентов было поручено Радецкому Ивану Ивановичу (1835 - 1904), который в том же году после успешной защиты диссертации (Патология катарального воспаления легких у новорожденных и грудных детей) был избран приват - доцентом, то есть в 1861 году была создана первая в России клиническая доцентура по курсу детских болезней.

    С весны 1862 года преподавание педиатрии в МХА было передано приват - доценту Зеленскому Михаилу Самуиловичу (1829 - 1890), который начал свой курс с изложения гигиены детского возраста, диететики, ухода за новорожденными, подробного ознакомления с естественным и искусственным вскармливанием ребенка, особенностями женского молока и его количественными и качественными изменениями и зависимости от различных физиологических и патологических состояний. Раздел «Болезни нервной системы» разработан в программе М. С. Зеленского с исчерпывающей на то время полнотой, и его по праву считают первым в России педиатром-неврологом.

    В первой половине XIX века вопросами детского здравоохранения в России занималось Вольно-экономическое общество. Оно изучало детскую заболеваемость и смертность, издавало популярные брошюры. К. Груш написал «Руководство по воспитанию, образованию и охранению здоровья детей» (1843—1848).

    Дальнейшее  развитие педиатрии связано с созданием в 1865 году кафедры детских болезней, которую возглавил В. М. Флоринский (1834—1899), в Петербургской медико-хирургической академии.

    

    Флоринский Василий Маркович (1833 - 1899).

    Флоринский Василий Маркович, профессор МХА (акушер-гинеколог), с сентября 1865 году приступил к чтению систематической курса педиатрии, объединив теоретический курс педиатрии с заведованием клиникой детских болезней в одних руках. В связи с тем, что в 1865 году в МХА было организовано систематическое клиническое преподавание педиатрии, этот год в отечественной литературе считают годом основания первой в России кафедры детских болезней.

    В Москве на медицинском факультете Московского университета с 1861 года - доцент акушерской клиники Николай Алексеевич Тольский.

    С этого времени на протяжении 30 лет Н.А. Тольский развивал новую дисциплину - педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней. Сначала на базе факультетской терапевтической клиники ему было выделено 11 коек с отдельной амбулаторией, а затем, после выделения земли Государственной думой под строительство клиник на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета, Н.А. Тольский разработал план строительства инфекционных бараков и клиники. Инфекционные бараки были государственными, клиника была частной благотворительной, построена на средства фабриканта М.А. Хлудова и открыта 23 мая 1891 года. Хлудовская больница соответствовала всем требованиям науки и гигиены того времени и вызывала восхищение как организацией, так и внешним видом. Клиника была рассчитана на 25 коек и включала амбулаторию, где помимо педиатров работали хирурги, ортопеды и отоларингологи. Кафедра детских болезней Н.А. Тольского воспитала выдающихся педиатров - Н.С. Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова. За три месяца до открытия клиники профессор Н.А. Тольский скоропостижно скончался. Руководителем кафедры и клиники стал выдающийся российский педиатр, прекрасный врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов. 

    

    Детская больница. 1891 г., арх. К.М.Быковский по замыслу детского врача Н.А.Тольского  на средства купца М.А.Хлудова.

    Н. И. Быстров (1841 —1906) организовал первое в России общество детских врачей в Петербурге (1885). Он подготовил много учеников, основавших другие кафедры педиатрии в стране, которые очень многое сделали в вопросе лечения детей и в снижении в деле высокой смертности детей.

    Быстров Николай Иванович, первый в России профессор-педиатр, докторскую диссертацию на тему «Действие бромистого аммония на животный организм и терапевтическое употребление его в детской практике» защитил 11 января 1869 года. Осенью 1870 года Н. И. Быстрой после возвращения из заграничной командировки по поручению Конференции Академии приступил к чтению курса педиатрии и заведованию клиникой детских болезней. В 1874 году кафедра детских болезней МХА получила постоянную базу (где и размещается по настоящее время) и официальный статус. Заслугой Н. И. Быстрова является и то, что он впервые в России вводит в свое изложение вопросы детского здравоохранения и организации детских лечебных учреждений. Соответствующий пункт программы гласил: «Смертность детей первого возраста в России и других странах. Критический разбор условий, увеличивающих и уменьшающих смертность детей, устройство воспитательных домов, детских больниц, приютов, школ». 
В ноябре 1879 года по инициативе Н. И. Быстрова Конференция МХА, «имея в виду важное значение обязательного изучения детских болезней», постановила ввести в экзамен лекаря и испытание по детским болезням.

    В 1885 году по инициативе и под руководством Н. И. Быстрова в Петербурге было организовано первое в России (и второе в мире) Общество детских врачей.

    Большой вклад в организацию педиатрической помощи в России внес К. А. Раухфус (1835—1915). По его планам были построены две детские больницы — одна в Петербурге, которая носит имя Раухфуса, другая в Москве — больница имени Русакова, а также первый санаторий для детей. Раухфус был не только организатором здравоохранения, но и крупным ученым. Ему принадлежат исследования о гнойных поражениях суставов у грудных детей, врожденных пороках сердца, выпотных плевритах и т. д. Им описан клинический симптом при плевритах — «треугольник Раухфуса», обоснована необходимость второго (санаторного) этапа лечения детей.

    При сооружении и внутреннем устройстве Детской больницы принца Петра Ольденбургского  им впервые была применена система  временной карантинной изоляции сомнительных в смысле заразительности  случаев; в большем совершенстве ему удалось провести приемы изоляции и всего устройства детской больницы при вверенном его руководству сооружении детской больницы Св. Владимира в Москве (1874—1876), которая считается образцовым типом современных детских больниц. При детской больнице принца Петра Ольденбургского Раухфус ввел впервые в России больничную ассистентуру для систематического совершенствования молодых врачей под руководством заведующих отделениями старших врачей.

    

    

    Карл Андреевич Раухфус (1835-1915).

    Раухфус Карл Андреевич — выдающийся отечественный педиатр, был первым в России детским патологоанатомом; первым в России отоларингологом (создал гортанное зеркало и еще 17 усовершенствований для диагностики и лечения ЛОР-патологии); первым в России детским кардиологом, так как уже его докторская диссертация была посвящена врожденным порокам сердца у детей, и в дальнейшем его больница была местом оказания наиболее квалифицированной помощи детям с врожденными пороками сердца; первым из творцов отечественной системы образования и воспитания педиатрических кадров (врачей — первый ввел институт врачей-ассистентов, фельдшериц, нянь), воспитавшим целую плеяду крупных русских педиатров.

    Основоположником  отечественной клинической педиатрии  является Н. Ф. Филатов (1847—1902). Он описал неизвестное до того времени острое инфекционное заболевание детского возраста — «скарлатинозную краснуху», идиопатическое воспаление шейных лимфатических желез (железистая лихорадка Филатова — инфекционный моно-нуклеоз), ранний признак кори — отрубевидное шелушение эпителия на слизистой оболочке губ и щек (симптом Филатова). В 1887 году Филатов создал кружок детских врачей в Москве, реорганизованный в 1892 году в Московское общество детских врачей.

Информация о работе История отечественной педиатрии