Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 11:23, творческая работа
Эквивалент в древнееврейском языке имеет то же значение гостеприимства. Хотя большинство раннехристианских хосписов заботилось в большей мере о душевном покое своих гостей, они прикладывали все усилия, чтобы заботиться о теле, считали их паломниками на важном пути, пути духовного совершенствования. Конечно, первые хосписы не были созданы специально для ухода за умирающими, однако, без сомнения, пациенты были окружены заботой и вниманием до конца.
История возникновения хосписов. Функции современных хосписов.
История возникновения хосписов
Зародившись вначале в Восточном Средиземно
С этого времени множество монаше
всей Европе.
Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для истощенных или больных людей. Однако хосписы не отказывали в помощи и окрестным жителям.
Первоначально латинское слово «hospes» означало гость.
Слово "хоспис", этимологически (этимология – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов) не связанное со смертью, в более поздние периоды получило ряд неожиданных значений, перекликающихся с целями и задачами сегодняшнего хосписа.
В позднеклассические времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово hospitalis, прилагательное от hospes, означало "гостеприимный, дружелюбный к странникам".
От этого слова произошло и другое - hospitium, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались.
Эквивалент
в древнееврейском языке имеет то же значение
гостеприимства. Хотя большинство раннехристианских
хосписов заботилось в большей мере о
душевном покое своих гостей, они прикладывали
все усилия, чтобы заботиться о теле, считали
их паломниками на важном пути, пути духовного
совершенствования. Конечно, первые хосписы
не были созданы специально для ухода
за умирающими, однако, без сомнения, пациенты
были окружены заботой и вниманием до
конца.
Первое употребление слова хоспис в применении к уходу за умирающими появилось лишь в 19 веке. К этому времени часть средневе
Другие стали домами призрения для престарелых. Большая часть работы, которую они выполняли раньше, перешла к "больницам", врачи которых, переняв идеи Гиппократа и Галлена, занимались только больными, имеющими шансы на выздоровление. Безнадежно больные пациенты могли уронить авторитет врача. Они доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале девятнадцатого века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать их смерть. Эту обязанность выполняли священники или чиновники.
В 1842 Жане Гарнье (Jeanne Garnier), молодая женщина, потерявшая мужа и детей, открыла первый из приютов для умирающих в Лионе. Он назывался хоспис, а также "Голгофа". Еще несколько были открыты позже в других местах Франции. Некоторые из них действуют и сейчас, и, по крайней мере, один из этих хосписов участвует в подъеме движения паллиативного ухода в этой стране.
Тридцать лет спустя, в 1879 году ирландские Сестры Милосердия независимо от хосписов Жане Гарнье основали Хоспис Богоматери для умирающих в Дублине.
Орден Матери Марии Айкенхэд был основан значительно раньше
К тому времени, когда орден открыл еще один хоспис, хоспис Святого Иосифа в лондонском Ист-Энде в 1905 году, в городе уже действовали, по меньшей мере, три протестантских хосписа, которые назывались "Дом отдохновения" (открылся в 1885 году), "гостиница Божия", позднее "хоспис Святой Троицы" (открылся в 1891 году) и "дом святого Луки для бедных умирающих" (открылся в 1893 году).
Последний, основанный Говардом Барретом и Методисткой миссией в Восточном Лондоне, публиковал подробные и живые Годичные отчеты. Доктор Баррет размещал там захватывающие истории об отдельных пациентах, их личности.
Он писал очень мало о симптоматическом лечении, но живо описывал характер своих пациентов, их мужество перед лицом смерти.
Он глубоко сочувствовал семьям умерших, оставшимся дома в такой нищете, которой не могла помочь ни одна социальная организация.
Другим вкладом хосписа св. Луки в Хосписное движение и, таким образом, в целую отрасль паллиативной медицины, было установление режима регулярного приема морфина, наркотика, до сих пор применяющегося в медицине для снятия сильных болей.
Регулярный (по требованию) режим выдачи обезболивающего был действител
В то время как в других больн
Хоспис использовал для снятия боли так называемый "Бромптонский коктейль", состоящий из опиоидов, кокаина и алкоголя, используемый врачами Бромптонской больницы для пациентов с поздними стадиями туберкулеза
«Дом отдохновения» (открылся
в 1885 году), «Гостиница Божия», позднее
«Хоспис Святой Троицы» (открылся в
1891 году) и «Дом святого Луки для
бедных умирающих» (открылся в 1893 году)
, хоспис Святого Иосифа в лондонском
Ист-Энде в 1905 году.
В 1905 г. в Лондоне был
открыт приют Св. Христофора, в котором
основное внимание уделялось помощи
умирающим.
В 1935 году Альфред Ворчестер
опубликовал маленькую книжку «Уход за
больными и умирающими», впоследствии
ставшую классической. Это были три лекции,
прочитанные студентам-медикам в Бостоне.
Когда книга увидела свет, автору было
уже восемьдесят лет, большую часть которых
он проработал семейным врачом. Однако
доктор Ворчестер смог написать эту книгу
не только благодаря своему огромному
опыту, но и благодаря помощи, которую
он получил от диаконис дома Отдохновения
и парижских монахинь ордена святого Августина.
Этот автор по праву считается пионером
в паллиативном уходе.
Основная заслуга в
создании хосписов современного типа
принадлежит Сессилии Сондерс (Cicely
Saunders), создавшей в 1967 году первый современный
хоспис. В нем стали разрабатываться стандарты
паллиативной медицинской помощи, чтобы
соответствующие методы и средства могли
использоваться и в домашних условиях.
В конце XX в. в Великобритании насчитывалось
более 150 хосписов.
В 1969 году выходит в свет
книга «О смерти и умирании», написанная
Элизабет Кюблер-Росс. Эта книга произвела
революцию в общественном сознании того
времени. Доктор Кюблер-Росс в своей книге
утверждает, что смерть - это не «недоработка
медицины», а естественный процесс, заключительная
стадия роста человека.
В 1972 году в Польше, в одной
из первых среди социалистических стран,
появляется первый хоспис в Кракове.
К концу восьмидесятых годов,
когда была создана Клиника Паллиативной
медицины при академии медицинских
наук, паллиативный уход стал частью структур
общественной службы здоровья. Сейчас
в Польше существует около 50 хосписов,
как светских, так и принадлежащих
церкви.
В США первый хоспис был
организован в 1974 г. в городе Нью-Хевен,
штат Коннектикут. В конце XX в. служба хосписов
в этой стране объединяла более 2100 организаций.
В 1975 году хоспис появился и
в Канаде, в Монреале.
С начала 1980-х годов идеи
хосписного движения начинают распространяться
по всему миру. С 1977 года в хосписе
Святого Христофора начинает действовать
Информационный центр, который пропагандирует
идеологию хосписного движения, помогает
только что созданным хосписам и
группам добровольцев литературой
и практическими рекомендациями
по организации дневных
Благодаря доктору де Суза
в 1986 году в Бомбее открылся первый хоспис,
а затем и еще один. Сестры из ордена Святого
Креста, получившие специальное медицинское
образование, взяли на себя заботу о пациентах.
В России первый хоспис появился
в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе
Виктора Зорза - английского журналиста
и активного участника
В 1992 году в Москве организуется
небольшая группа добровольцев и
медицинских работников, помогающая
неизлечимо больным на дому. В 1994 в
центре города, на улице Доватора открылось
новое здание для Первого Московского
хосписа.
Идеи хосписного движения
продолжают распространяться по всей
России. Всего в России сейчас существует
более 45 хосписов.
Развитие хосписного движения
и открытие огромного числа этих
учреждений в различных странах
постепенно привело к тому, что
понятие «хоспис» стало включать
в себя не только тип учреждения
для неизлечимо больных, но и концепцию
ухода за умирающими больными (Mount).
Учитывая специфику ухода
за пациентами хосписа, отсутствие других
медико-социальных учреждений с аналогичными
целями и задачами, представляется
целесообразным в ряде случаев использование
слова «хоспис» и для обозначения
системы ухода за умирающими больными
и оказания медико-социальной и психологической
помощи им и их родственникам.
Такое двуединое толкование
слова «хоспис» органически связывает
тип медико-социального
Хосписы - это не
просто специализированные больницы для
умирающих, они во многом являются неким
отрицанием «просто больницы». Вот
почему философская сторона дела
является здесь едва ли не более
важной, чем медико-техническая. Исходная
идея философии хосписа очень
проста: умирающий нуждается в
особой помощи, ему должно и можно
помочь пройти через границу жизни
и смерти.
Особенности современной хосписной службы
Хоспис – это больница особого типа, куда пациентов направляют не для выздоровления.
Все, кто попадают сюда, обречены, и цель обслуживающего персонала – облегчить пациентам физические и духовные страдания в преддверии ухода в мир иной.
Среди пациентов хосписов преобладают онкологические больные.
Кто возьмет такого пациента в больницу?
Кому нужны высокие показатели больничной летальности?
Кто организует ему постоянное наблюдение и адекватное лечение на дому, если не помогают уже самые сильные обезболивающие средства и другие лекарства?
Как помочь ему избавиться от нестерпимой боли, удушья, постоянной тошноты и рвоты, зуда и бессонницы?
Как помочь ему осознать неизбежность происходящих перемен и поддержать психологически?
Как поддержать его близких и дать им передохнуть от изнурительной и непрестанной работы – уходу за тяжелым или умирающим больным?
Как помочь одинокому старику умереть с миром и не проклинать нерадивых родственников, которые его бросили?
Все эти задачи берет на себя хосписная служба, которая обеспечивает адекватную грамотную медицинскую помощь терминальному больному, смягчает не только физические страдания, но помогает решить его психологические и духовные проблемы, а также оказывает психологическую помощь близким пациента во время его болезни и в период переживания тяжелой утраты.
Научными предпосылками формирования хосписов современного типа стали достижения в области эффективного лечения хронической боли (опыт "клиник боли", которые тоже возникли в конце 40-х гг. XX в.);
создание психотропных средств (эра современных психотропных средств наступила в начале 50-х гг.);
достижения в области противораковой химиотерапии и радиотерапии;
в области
медицинской психологии.
Типичные структура и функции хосписа таковы:
1) помощь умирающим пациентам на дому;
2) стационарная
помощь тем пациентам, у
3) дневной стационар, в котором пациенты хосписа не просто находятся в
течение дня, пока их родные на работе, но жизнь пациентов здесь наполнена общением, какими-то посильными, интересными для них занятиями;
4) некоторые хосписы
ведут научную, учебно-
особенностью хосписного дела, хосписного движения является участие в оказании помощи умирающим пациентам непрофессионалов (волонтеров).
В западных странах в некоторых хосписах число волонтеров подчас превышает число работающих там профессионалов.
Важно, чтобы современное общество, включая профессионалов и волонтеров в хосписах, постигло, скажем так, философию хосписа: это не просто специализированная больница, но во многом – отрицание идеи больницы.