Экспериментальные исследования по выявлению профессионального выгорания медицинских работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявить особенности синдрома эмоционального выгорания и эмоционально-личностных особенностей у медицинских работников.
Объектом исследования являются личностные особенности медицинских работников.
Предметом исследования является взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и личностных характеристик у врачей и медицинских сестер

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Теоретические аспекты изученияпрофессионального выгорания медицинских работников………………………………..……..………..…….….7
1.1 Определение и история возникновения представлений о синдроме эмоционального выгорания………………………………………………………7
1.2 Динамика и психологическая симптоматика синдрома «эмоционального выгорания»………...…………………………………..……19
1.3 Влияние специфики медицинской деятельности на формирование симптомов синдрома эмоционального выгорания……………………..……22
1.4 Профилактика проблемы профессиональной деформации в медицинских профессиях……………………………………………………….28
2 Экспериментальные исследования по выявлению профессионального выгорания медицинских работников…………………………………………36
2.1 Организация и методики исследования…………..…………………36
2.2 Анализ полученных результатов………………………………….…43
2.3 Рекомендации для профилактики профессиональной деформации у медицинских работников……………………………………………………….57
Заключение……………………………………………………………………….70
Список источников и литературы………………………

Файлы: 1 файл

диплом проф выгорание.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

– отвлекающий (1,5–2 минуты);

– успокаивающий (7–10 минут);

– тонизирующий (2–3 минуты).

В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется музыка (по содержанию, громкости и темпу), цвет, уровень освещенности, поза, ритм дыхания и словесные формулировки аутогенной тренировки. Во время первого периода звучит запись пения птиц и популярные мелодии с мягким мелодико-ритмическим рисунком (громкость до 15–20 дБ). Посетители кабинета психологической разгрузки располагаются в креслах в свободной позе с приподнятыми ногами, рассматривают проецируемые на экран изображения ландшафтов, вызывающие положительные эмоции. На втором этапе для достижения состояния эмоционального равновесия включают зеленые лампы. Посетители принимают полусидячее положение, способствующее расслаблению мышц, переходя на успокаивающий ритм дыхания (короткий вдох и удлиненный выдох). Звучит негромкая мелодичная музыка (до 10 дБ), а в паузах – записанные на магнитофонную ленту психотерапевтические формулы, построенные с учетом характера труда, задач данного периода и требований аутогенной тренировки. Третий период проходит при оранжевом (красном) освещении, его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений (марши, спортивные и молодежные песни, энергичная и веселая танцевальная музыка). Занимающиеся в кабинете психологической разгрузки постепенно переходят к позе стоя, делают несколько мобилизующих дыхательных движений (глубокий вдох и короткий выдох). Словесные формулы этого периода направлены на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов. В заключение включают все лампы дневного света, и в сопровождении марша, веселой песни выполняется комплекс физических упражнений с учетом особенностей вида труда и возраста людей. Лицам, занимающимся тяжелой физической работой, полезен самомассаж. В соответствии с тремя указанными периодами желательно изменять с помощью подсветки виды, изображенные на крупных слайдах или проецируемые на экран. Например, вначале посетители видят изображение леса при заходящем солнце, на втором этапе – в предвечерние часы, на третьем – на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпается природа, воздух насыщен озоном, ощущается приятный запах хвойных деревьев.

При ограниченных возможностях кабинета психологической разгрузки, в первую очередь туда направляют лиц, работающих в условиях повышенной нагрузки на нервную систему, сочетающих работу с учебой, а также тех, кто жалуется на переутомление или находится в кризисной ситуации (тяжелая болезнь или смерть близкого человека, чрезмерно напряженная семейная обстановка, частые служебные конфликты и др.).

В кабинете психологической разгрузки восстанавливается работоспособность лиц, находящихся в стрессовом состоянии, или тех, чья повседневная деятельность протекает в условиях эмоциональной напряженности. Эмоциональный дистресс не только приводит к снижению трудоспособности и ухудшению деятельности организма, но и является одной из частых причин нарушения техники безопасности. Пребывание в кабинете психологической разгрузки способствует также предупреждению эмоционально-аффективного перенапряжения и его отрицательных последствий у лиц, страдающих заболеваниями, вызванными психическим фактором (неврозы, психосоматические расстройства).

В кабинете психологической разгрузки можно осуществлять и другие психогигиенические мероприятия. К ним относятся:

1) массовое обучение работников  различных предприятий приемам  психотерапевтической доврачебной  самопомощи и, в частности, аутогенной тренировке;

2) активная психопрофилактика  рецидивов алкоголизма;

3) эмоционально–волевая  тренировка спортсменов (по А.Т. Филатову);

4) дополнительные сеансы  психологической разгрузки для  работников пенсионного и предпенсионного  возраста с целью продления трудоспособности;

5) лечебно-профилактическая  помощь людям, желающим избавиться  от хронического никотинизма;

6) психогигиенические беседы, включающие демонстрацию слайдов  и прослушивание фрагментов литературно-музыкальных  произведений, посвященные различным аспектам здорового образа жизни.

В последние годы на предприятиях организуются кабинеты эмоционально-волевой тренировки и социального тренинга, психологической гимнастики и др. Благодаря тому, что в их штатном расписании предусмотрены должности врача-психотерапевта или психолога, на их базе решается широкий круг задач, в том числе психотерапевтического и социально-психологического характера. Кабинеты психогигиенического профиля целесообразно открывать и в медицинских учреждениях, где труд медработников связан с повышенными эмоциональными нагрузками, и необходимо быстро восстанавливать работоспособность (в отделениях хирургии, реанимации, анестезиологии, на станциях «скорой помощи»). В заводских профилакториях и домах отдыха, где не предусмотрена должность врача-психотерапевта, обслуживать кабинет психологической разгрузки может фельдшер, прошедший специальную подготовку по психогигиене, психопрофилактике и психотерапии.

Выводы по второй главе

Исследование не выявило преобладание среди медперсонала работников со сформированной фазой истощения, что говорит о высокой сопротивляемости стрессу.

В ходе статистического анализа нами были выявлены достоверные различия в сформированности фазы резистенции и таких симптомов фазы истощения как эмоциональная и личностная отстраненность у врачей и медицинских сестер. Таким образом, гипотеза о наличии различий между врачами и медсестрами в выраженности СЭВ подтвердилась.

Анализ личностных характеристик медицинских работников показал, что среди них преобладают люди с экстернальным локусом контроля, средним уровнем эмпатии и умеренной тревожностью. Сопоставление данных исследования СЭВ и личностных характеристик и корреляционный анализ позволил установить, что чем выше уровень тревожности и ниже уровень интернальности и эмпатии, тем более выражено эмоциональное выгорание у врачей и медсестер. Это позволяет нам говорить о том, что гипотеза о взаимосвязи выраженности СЭВ и личностных характеристик, подтвердилась.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания в частности и профессиональной деформации личности в целом медицинских работников и представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом, руководителей.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной дипломной работе мы изучали сформированность СЭВ у медицинских работников с разными личностными характеристиками.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что медицинские работники наиболее часто подвержены СЭВ, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности, заключающейся в оказании помощи другим людям, высокой ответственности за их здоровье и жизнь.

По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся: вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и др.

Существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья практикующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя.

Причины выгорания медиков западные исследователи видят в социальной сфере и культуре. Фрагментарность и расслоение общества, снижение доступа к общественным и семейным ресурсам предъявляют все более высокие требования к работе специалистов, диктуя вместе с тем необходимость помощи и изменений.

Известно что, принятие непосредственных решений о методах медицинского воздействия и ответственность за них большей степени принадлежит врачу, в то время как средний медперсонал выполняет назначения врача. Однако и медицинские сестры ежедневно имеют дело с болью, страданием, страхом больных их родственников и также как и врачи испытывают эмоциональное напряжение.

Исходя из того, что специфичность профессиональной деятельности оказывает влияние на сформированность СЭВ у медработников разной категории, мы изучили сформированность фаз и синдромов СЭВ у врачей и медсестер. Исследование показало, что у большинства врачей и медсестер сформирована фаза резистенции, симптомы которой отражают сформированность защитных механизмов, механизмов сопротивления психотравмирующим воздействиям, при этом сформированность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными является «эмоциональная тупость», неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, медработник как бы принимает позицию «ничего личного».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

1. Аболин Л.М. Психологические  механизмы эмоциональной устойчивости  человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство  Казанского университета, 1987. –261 с.

2. Абрамова Г.С., Юдчиц  Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 1998. –244 с.

3. Абрумова А.Г. Анализ  состояний психологического кризиса  и их динамика /А.Г. Абрумова // Психологический  журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6. – №6. – С. 107–115.

4. Авхименко М.М. Некоторые  факторы риска труда медика/М.М. Авхименко // Медицинская помощь. –  М.: Медицина, 2003. – №2. – С. 25–29.

5. Акиндинова И.А., Баканова  А.А. Эмоциональное выгорание в  профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – №5. – С. 34.

6. Ананьев Б.А. Введение  в психологию здоровья/Б.А. Ананьев. – СПб.: Питер, 1999. – 123 с.

7. Афанаскина М.С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М.С. Афанаскина // Медицинская сестра. – М.: Русский врач, 2001. – №6. – С. 34.

8. Анциферова Л.И. Условия  деформации личности/Л.И. Анциферова // Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.

9. Барабанова М.В. Изучение  психологического содержания синдрома  выгорания/М.В. Барабанова // Вестник  Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – №1. – С. 54.

10. Белов В.М. Психология  здоровья/В.М. Белов. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.

11. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

12. Бойко В.В. Энергия эмоций  в общении: взгляд на себя и  других/В.В. Бойко. – М.: Наука, 1996. – 154 с.

13. Винокур В., Розанова  М. Профессиональный стресс губит  врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина  Санкт-Петербурга. – СПб.: Издательство  СПб ГУ, 1997. – №11. – С. 28.

14. Водопьянова Н.Е. Синдром  психического выгорания в коммуникативных  профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2000. – С. 443–463.

15. Водопьянова Н.Е. Психическое  выгорание/Н.Е. Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – №7. – С. 12.

16. Захаров С. Синдром выгорания  у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие?/С. Захаров // Интернет: http://forums.rusmedserv.com/show thread.php? t=8748

17. Заховаева А.Г. Основные  проблемы философии сестринского  дела/А.Г. Заховаева // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – №2. – С. 28–29.

18. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

19. Ильин Е.П. Эмоции и  чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

20. Исследование личности  по методу Р. Кеттелла. Кабинет  практического психолога. Практическое пособие / Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.

21. Караванов Г., Коршунова  В. Индивидуально-психологические особенности  личности врача-хирурга/Г. Караванов, В. Коршунова. – Львов: Вища Школа, 1974. – 84 с.

22. Конечный Р., Боухал  М. Психология в медицине/Р. Конечный, М. Боухал. – Прага: Авиценум, 1974. – 405 с.

23. Косарев В.В., Васюкова  Г.Ф. Профессиональная заболеваемость  медицинских работников Самарской  области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2004. – №3. – С. 27–38.

24. Крон Т. Помощь находящимся  в кризисном состоянии/Т. Крон // Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#ссылка 3

25. Лешукова Е. Синдром  сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики /Е. Лешукова // Интернет: http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#

26. Никифоров Г.С. Психология  здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. –256 с.

27. Орел В.Е. Феномен выгорания  в зарубежной психологии. Эмпирическое  исследование/В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – №1. – С. 16–21.

28. Очерки поведенческой  психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие / Под ред. Н.А. Барабаш – Кемерово: Издательство Кемеровской Государственной Медицинской Академии, 1995. – 245 с.

Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению профессионального выгорания медицинских работников