Этапы статистического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе. Оно свойственно многим наукам. Однако каждая наука имеет свою специфику, отличаясь по своим наблюдениям. Поэтому не всякое наблюдение — статистическое.

Файлы: 1 файл

Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе.docx

— 181.87 Кб (Скачать файл)

 

Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе. Оно свойственно многим наукам. Однако каждая наука имеет свою специфику, отличаясь по своим наблюдениям. Поэтому не всякое наблюдение — статистическое.

Статистическое  исследование — это научно организованный по единой программе сбор, сводка и анализ данных (фактов) о социально-экономических, демографических и других явлениях и процессах общественной жизни в государстве с регистрацией их наиболее существенных признаков в учетной документации.

Отличительными чертами (спецификой) статистического исследования являются: целенаправленность, организованность, массовость, системность (комплексность), сопоставимость, документированность, контролируемость, практичность.

Интенсификация труда  медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения  предъявляет повышенные требования к научно-организационным факторам. В данных условиях возрастает роль медицинской статистики в научной  и практической деятельности медицинского учреждения.

В практической и научно-исследовательской  деятельности врач, как правило, анализирует  результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации. Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.

Руководители здравоохранения  в оперативной и прогностической  работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий  и соответствующие выводы позволяют  принять правильное управленческое решение, способствуют лучшей организации  работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о  качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении  текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей  развития как здравоохранения, так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.

Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых  учреждениях и затем суммируются  на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение  сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая  оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).

 

Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.

 

План статистического  исследования составляется в соответствии с намеченной программой. Основными  вопросами плана являются:

  1. определение цели исследования;
  2. определение объекта наблюдения;
  3. определение срока проведения работы на всех этапах;
  4. указание вида статистического наблюдения и метода;
  5. определение места, где будут проводиться наблюдения;
  6. выяснение, какими силами и под чьим методическим и организационным руководством будут проводиться исследования.

 

Организация статистического  исследования делится на несколько  стадий:

стадию знакомства с литературными  данными, что позволяет получить представление об изучаемой проблеме, выбрать адекватную методлику исследования и сформулировать рабочую гипотезу

  • стадию наблюдения;
  • статистическую группировку и сводку;
  • счетную обработку;
  • научный анализ;
  • литературное и графическое оформление данных исследования.

 

Этапы статистического исследования:

 

I этап статистического  исследования - составление программы  и плана исследования

 

 

Программа статистического исследования предусматривает  решение следующих вопросов:

  1. определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала;

 

Единица наблюдения — каждый первичный элемент  статистической совокупности.

Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, которые подлежат учету  и дальнейшему наблюдению, поэтому  эти признаки называются учитываемыми (учетными).

 

Учитываемые признаки — признаки, по которым  различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются:

  • по характеру на:

а) атрибутивные (описательные) признаки — выражены словесно;

б) количественные признаки — выражены числом;

  • по роли в совокупности на:

а) факторные  признаки, влияющие на изучаемое явление;

б) результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков.

 

Пример: в нашем исследовании единицей наблюдения является студент, обучающийся в  данном медицинском вузе на протяжении всех лет. Учитываемые признаки по характеру  делятся на:

а) атрибутивные - пол, наличие вредных привычек, состояние здоровья и т.п.;

б) количественные - возраст, число выкуриваемых сигарет, длительность заболевания, стаж курения  и т.п.;

в) по совокупности факторных признаков — наличие  вредных привычек и стаж курения;

г) результативные признаки — состояние здоровья, наличие заболевания и т.п.

 

Программа сбора материала представляет собой  последовательное изложение учитываемых  признаков — вопросов, на которые  необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые признаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты ответов. Эти варианты готовых ответов носят название "группировка".

 

Группировка признаков осуществляется с целью  выделения однородных групп для  изучения тех или иных закономерностей  изучаемого явления. Группировка ответов  по атрибутивным признакам называется типологической, по количественным признакам - вариационной.

 

Пример  типологической группировки:

 

 

группировка студентов по полу:

  • мужчина,
  • женщина;

группировка студентов по наличию иди отсутствию вредных  привычек:

  • курящие студенты,
  • некурящие студенты.

 

Пример вариационной группировки:

группировка студентов  по количеству выкуриваемых сигарет  в день:

  • 10 и менее;
  • более 20

 

Пример  карты, заполняемой студентом-медиком  при изучении распространенности курения, представлен ниже. Все вопросы  карты имеют группировки и  рекомендации по ее заполнению.

 

Карта* по изучению распространенности курения среди студентов медицинских  вузов 

  1. Ф.И.О студента ____________________________(вписать полностью)
  2. Курс: I, II, III, IV, V, VI
  3. Факультет: лечебный, медико-профилактический, фармацевтический, факультет военного обучения
  4. Возраст: до 20 лет, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и более
  5. Пол: муж/жен
  6. Признаете ли Вы, что курение вредит здоровью? Да, нет, не знаю
  7. Кто курит из живущих с Вами людей: отец, мать, брат, сестра, муж, жена, товарищ, никто не курит
  8. Курите ли Вы? Да, нет
  9. Возраст, в котором выкурили первую сигарету: до 15 лет, 16-18 лет, старше 18 лет
  10. Какое количество сигарет (папирос) выкуриваете в день? 5-10, 11-20, более 20
  11. Что побудило Вас впервые закурить: пример родителей, пример преподавателей, влияние товарищей, желание казаться взрослым, желание похудеть, любопытство, желание не отстать от моды?

 

И другие вопросы в соответствии с целью  и задачей исследования.

 

2.составление программы разработки материала; Программа разработки полученных данных предусматривает составление макетов статистических таблиц с учетом группировок.

 

Требования, предъявляемые к таблицам. Макеты статистических таблиц должны иметь  четкое и краткое название, соответствующее  их содержанию. В таблице различают  подлежащее и сказуемое.

 

Статистическое  подлежащее — это то, о чем  говорится в таблице. Табличное  подлежащее содержит основные признаки, являющиеся предметом исследования, и размещается обычно в левой  части таблицы по вертикали.

 

Статистическое  сказуемое — это то, что характеризует  подлежащее и размещается по горизонтали.

 

В таблицах необходимо предусмотреть итоговые данные, по которым будут проводиться  расчеты показателей на третьем  этапе статистического исследования при обработке полученных данных.

 

Виды  таблиц. Статистические таблицы разделяются  на простые, групповые, комбинационные.

 

Простой (табл. 1) называется таблица, позволяющая  анализировать полученные данные, сгруппированные  лишь по одному признаку (подлежащее).

 

Таблица 1. Распределение курящих  студентов по факультетам (в абс. числах и в % к итогу)

 

Наименование факультетов

Всего студентов

абсолютное число студентов

 В %

1. Лечебный

   

2. Медико-профилактический

   

3. Фармацевтический и т.д.

   

Итого:

 

100,0


 

Групповой (табл. 2) называется таблица, в которой устанавливается связь между отдельными признаками, т.е. помимо подлежащего, имеется сказуемое, представленное одной или более группировками, которые связаны (попарно) с группировками подлежащего, но не связаны между собой.

 

Таблица 2. Распределение студентов различных  факультетов по полу и возрасту, в котором они выкурили первую сигарету

Наименование факультетов

ПОЛ

Возраст, в котором выкурили первую сигарету

ВСЕГО

М

Ж

До 15 лет

15-18лет

Старше 18 лет

 

1. Лечебный

           

2. Медико-профилактический

           

3. Фармацевтический и т.д.

           

Итого:

           

 

 

 

 

Таблица 3. Распределение курящих студентов  различных факультетов по полу и  среднему количеству сигарет (папирос), выкуриваемых в день

Наименование факультетов

Среднее количество сигарет (папирос), выкуриваемых студентами в день

Всего

10 и менее

11-20

Более 20

м

ж

оба пола

м

ж

оба пола

м

ж

оба пола

м

ж

оба пола

1. Лечебный

                       

2. Медико-профилактический

                       

3. Фармацевтический и т.д.

                       

Итого:

                       

 

3.составление программы анализа собранного материала.

 

Программа анализа  предусматривает перечень статистических методик, необходимых для выявления  закономерностей изучаемого явления.

План исследования предусматривает решение следующих  организационных вопросов:

    1. Выбор объекта исследования
    2. Определение объема статистической совокупности
    3. Сроки и место (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала
    4. Характеристика исполнителей (кадры)
    5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств
    6. Объект статистического исследования — это совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это может быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.

 

Статистическая совокупность — это группа, состоящая из относительно однородных элементов, взятых вместе в известных границах времени и пространства в соответствии с поставленной целью. Структура статистической совокупности: статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения.

Различают два вида совокупности — генеральная  и выборочная.

 

Генеральная совокупность — это группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью.

 

Выборочная совокупность — отобранная для исследования часть генеральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативна (представительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.

Информация о работе Этапы статистического исследования