Объем статистической совокупности
— это численность элементов совокупности,
взятых для исследования.
Сроки и место (территория) проведения
исследования — это составление календарного
плана выполнения данного исследования
по данному этапу на конкретной территории.
Виды
наблюдения:
- текущее
(или постоянное) наблюдение — когда регистрация
проводится постоянно по мере возникновения
единиц наблюдения. Пример: каждый случай
рождения, смерти, обращения в лечебные
учреждения.
- и
единовременное (или одномоментное) наблюдение
— когда изучаемые явления фиксируются
на какой-либо определенный момент (час,
день недели, дату). Пример: перепись населения,
состав коечного фонда стационара.
Способы проведения исследования.
Для исследователя важно определить способ
проведения исследования: сплошное наблюдение
или несплошное (выборочное).
- Сплошное
наблюдение — это регистрация всех единиц
наблюдения, составляющих генеральную
совокупность.
- Несплошное
(выборочное) наблюдение — изучение лишь
части совокупности для характеристики
целого.
Методы проведения исследования на
выборочной совокупности (монографический,
основного массива, анкетный и др.).
- Монографический
метод применяется при изучении какого-либо
одного объекта, когда из множества объектов
избирается один и исследуется с максимальной
полнотой с целью показа передового опыта,
выявления тенденций развития явления.
Пример: описание новой хирургической
технологии.
- Метод
основного массива применяется при изучении
тех объектов, в которых сосредоточено
большинство изучаемых явлений. Суть его
состоит в том, что из всех единиц наблюдения,
входящих в состав данного объекта, избирается
их основная часть, характеризующая всю
статистическую совокупность. Пример:
на заводе имеется 7 основных цехов, в которых
занято 1300 рабочих и два небольших вспомогательных
цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно
взять только основные цеха и по ним сделать
выводы, касающиеся всего завода.
- Анкетный
метод применяется для сбора статистических
сведений с помощью специально разработанных
анкет. Пример: при изучении распространенности
желудочно-кишечных заболеваний среди
учащихся профессионально-технических
училищ города Н. была разработана анкета
с перечнем вопросов, интересующих исследователя.
Методы отбора изучаемых явлений
и формирования выборочной совокупности
Существуют следующие
методы отбора изучаемых явлений: случайный,
механический, гнездовой, направленный,
типологический.
- Случайный
отбор — это отбор, проводимый по жребию
(по начальной букве фамилии или по дню
рождения и т.п.).
- Механический
отбор — это отбор, когда у всей совокупности
берется для изучения механически отобранная
каждая пятая (20 %) или десятая (10 %) единица
наблюдения.
- Гнездовой
(серийный) отбор — когда из генеральной
совокупности выбираются не отдельные
единицы, а гнезда (серии), которые отбираются
путем случайной или механической выборки.
Пример: для изучения заболеваемости сельского
населения М-ской области изучается заболеваемость
сельского населения одного, наиболее
типичного пункта. Результаты распространяются
на все сельское население области.
- Направленный
отбор — это отбор, когда из генеральной
совокупности с целью выявления определенных
закономерностей отбираются только те
единицы наблюдения, которые позволят
выявить влияние неизвестных факторов
при устранении влияния известных. Пример:
при изучении влияния стажа рабочих на
травматизм отбираются рабочие одной
профессии, одного возраста, одного цеха,
одного образовательного уровня.
- Типологический
отбор — это отбор единиц из заранее сгруппированных
однотипных качественных групп. Пример:
при изучении закономерности смертности
среди городского населения следует сгруппировать
изучаемые города по численности населения
в них.
Характеристика исполнителей
(кадры). Сколько человек и какой квалификации
проводят исследование. Пример: исследование
по изучению санитарно-гигиенического
режима учащихся старших классов средних
общеобразовательных школ района проводят
два врача и два помощника санитарного
врача центра гигиены и эпидемиологии
данного административного округа.
Характеристика технического оснащения
и требуемых материальных средств:
- лабораторное
оборудование и приборы, соответствующие
цели исследования;
- канцелярские
товары (бумага, бланки);
- без
дополнительных ассигнований.
II этап статистического
исследования - сбор материала
Сбор
материала - это процесс регистрации,
заполнения официально существующие или
специально разработанных учетных документов
(талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят
согласно составленным ранее программе
и плану исследования.
III этап статистического
исследования - обработка полученных
данных
3-й
этап статистического исследования
включает следующие последовательно
выполняемые исследователем действия:
- контроль
собранного материала - это проверка собранного
материала с целью отбора учетных документов,
имеющих дефекты для их последующего исправления,
дополнения или исключения из исследования.
Например, в анкете не указан пол, возраст
или нет ответов на другие поставленные
вопросы. В этом случае необходимы дополнительные
учетные документы (амбулаторные карты,
истории болезни и т.п.). Если эти данные
не могут быть получены из дополнительных
учетных документов, привлеченных исследователем,
то некачественные карты (анкеты) должны
быть исключены из исследования.
- шифровка
- это применение условных обозначений
выделяемых признаков. При ручной обработке
материала шифры могут быть цифровые,
буквенные; при машинной — только цифровые.
Пример: буквенная
шифровка:
Пол:
муж. М
жен. Ж
цифровая
шифровка:
Возрастная группировка
Шифр
до 20 лет включительно 1
21-29 2
30-39 3
40-49 4
50-59 5
-
старше 6
3. группировка
материала - это распределение
собранного материала по атрибутивному
или количественному признаку (типологическая
или вариационная). Пример: группировка
студентов по курсам обучения:
I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.
4. сводка данных
в статистические таблицы - занесение
полученных после подсчета цифровых
данных в таблицы
5. вычисление
статистических показателей и
статистическая обработка материала.
IV этап статистического
исследования - анализ полученного
материала, выводы и предложения
на основе результатов исследования
Литература:
1.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье
и здравоохранение. Учебник для вузов.
— М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с.
2.Интернет: rudocs.exdat.com, piter-press.ru,
medlinks.ru