Этапы статистического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе. Оно свойственно многим наукам. Однако каждая наука имеет свою специфику, отличаясь по своим наблюдениям. Поэтому не всякое наблюдение — статистическое.

Файлы: 1 файл

Наблюдение как начальный этап исследования связано со сбором исходных данных об изучаемом вопросе.docx

— 181.87 Кб (Скачать файл)

 

Объем статистической совокупности — это численность элементов совокупности, взятых для исследования.

 

Сроки и место (территория) проведения исследования — это составление календарного плана выполнения данного исследования по данному этапу на конкретной территории.

 

Виды  наблюдения:

    1. текущее (или постоянное) наблюдение — когда регистрация проводится постоянно по мере возникновения единиц наблюдения. Пример: каждый случай рождения, смерти, обращения в лечебные учреждения.
    2. и единовременное (или одномоментное) наблюдение — когда изучаемые явления фиксируются на какой-либо определенный момент (час, день недели, дату). Пример: перепись населения, состав коечного фонда стационара.

Способы проведения исследования. Для исследователя важно определить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).

  1. Сплошное наблюдение — это регистрация всех единиц наблюдения, составляющих генеральную совокупность.
  2. Несплошное (выборочное) наблюдение — изучение лишь части совокупности для характеристики целого.

 

Методы проведения исследования на выборочной совокупности (монографический, основного массива, анкетный и др.).

  1. Монографический метод применяется при изучении какого-либо одного объекта, когда из множества объектов избирается один и исследуется с максимальной полнотой с целью показа передового опыта, выявления тенденций развития явления. Пример: описание новой хирургической технологии.
  2. Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и два небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.
  3. Анкетный метод применяется для сбора статистических сведений с помощью специально разработанных анкет. Пример: при изучении распространенности желудочно-кишечных заболеваний среди учащихся профессионально-технических училищ города Н. была разработана анкета с перечнем вопросов, интересующих исследователя.

Методы отбора изучаемых явлений  и формирования выборочной совокупности

 

Существуют следующие  методы отбора изучаемых явлений: случайный, механический, гнездовой, направленный, типологический.

  1. Случайный отбор — это отбор, проводимый по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).
  2. Механический отбор — это отбор, когда у всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20 %) или десятая (10 %) единица наблюдения.
  3. Гнездовой (серийный) отбор — когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки. Пример: для изучения заболеваемости сельского населения М-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.
  4. Направленный отбор — это отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных. Пример: при изучении влияния стажа рабочих на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного образовательного уровня.
  5. Типологический отбор — это отбор единиц из заранее сгруппированных однотипных качественных групп. Пример: при изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

 

Характеристика исполнителей (кадры). Сколько человек и какой квалификации проводят исследование. Пример: исследование по изучению санитарно-гигиенического режима учащихся старших классов средних общеобразовательных школ района проводят два врача и два помощника санитарного врача центра гигиены и эпидемиологии данного административного округа.

 

Характеристика технического оснащения  и требуемых материальных средств:

  • лабораторное оборудование и приборы, соответствующие цели исследования;
  • канцелярские товары (бумага, бланки);
  • без дополнительных ассигнований.

 

II этап статистического  исследования - сбор материала

 

 Сбор материала - это процесс регистрации, заполнения официально существующие или специально разработанных учетных документов (талоны, карт и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.

 

 

 

 

 

 

III этап статистического  исследования - обработка полученных  данных

 

3-й  этап статистического исследования  включает следующие последовательно  выполняемые исследователем действия:

  1. контроль собранного материала - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные учетные документы (амбулаторные карты, истории болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.
  2. шифровка - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной — только цифровые.

 

Пример: буквенная  шифровка:

Пол:

муж. М 

жен. Ж

 

цифровая  шифровка:

Возрастная группировка  Шифр

до 20 лет включительно 1

21-29     2

30-39    3

40-49    4

50-59    5

  1. старше   6

 

3. группировка  материала - это распределение  собранного материала по атрибутивному  или количественному признаку (типологическая  или вариационная). Пример: группировка  студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

4. сводка данных  в статистические таблицы - занесение  полученных после подсчета цифровых  данных в таблицы 

5. вычисление  статистических показателей и  статистическая обработка материала.

IV этап статистического  исследования - анализ полученного  материала, выводы и предложения  на основе результатов исследования

 

 

 

Литература:

1.Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с.

2.Интернет: rudocs.exdat.com, piter-press.ru, medlinks.ru

 


Информация о работе Этапы статистического исследования