Этиопатогенез, клиническая картина и сестринский процесс при синдроме раздражения кишечника: сбор данных о пациенте, сестринская диагнос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 14:37, контрольная работа

Описание работы

Многочисленными исследованиями определены следующие предпосылки для обращения пациента за медицинской помощью:
симптомы заболевания. Решение обратиться к врачу связано чаще всего с периодичностью возникновения и интенсивностью боли в животе, т.е. в тех случаях, когда выраженность болевого синдрома мешает привычному образу жизни.
К другим симптомам, которые служат мотивом для врачебной консультации, относятся вздутие живота, тошнота, рвота, императивные позывы на дефекацию, снижение массы тела, а также такие негастроэнтерологические проявления заболевания, как утомляемость, слабость, головная боль.

Содержание работы

Синдром раздраженного кишечника, как психоматическое заболевание.
Факторы, влияющие на обращаемость за медицинской помощью больных СРК.
Этиология.
Патогенез.
Клиническая картина.
Диагностика.
Лечение.
Сестринский процесс при СРК.
Сестринское обследование (сбор данных о пациенте).
Определение проблем пациента (сестринская диагностика).
Планирование сестринских вмешательств.
Реализация запланированных сестринских вмешательств.
Итоговая оценка эффективности сестринского ухода.
Сестринская педагогика, этика и деонтология.
Сестринская педагогика.
Элементы этики и деонтологии в деятельности медицинской сестры.

Файлы: 1 файл

Воронежская Государственная Медицинская Академия 3.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Болезненность живота при пальпации, пальпируются спастически сокращенные участки толстого кишечника.

 

 

 

VI. Диагностика

 

а) Диагностика. ОАК и ОАМ — без изменений. В копроцитограмме — много слизи. БАК — без изменений.

Рентгенологически — признаки дискинезии.

РРС, колоноскопия — наличие слизи и склонность к спастическому сокращению кишечника.

 

б) Симптомы, подтверждающие диагноз СРК:

  • частота стула менее 3 раз в неделю;
  • частота стула более 3 раз в день;
  • твердый или фрагментированный кал;
  • мягкий (кашицеобразный) или водянистый кал;
  • натуживание при опорожнении кишечника;
  • императивный позыв к опорожнению кишечника;
  • чувство неполного опорожнения кишечника;
  • примесь слизи в кале;
  • чувство переполнения или вздутия живота. 
    Необходимо также   наличие следующих моментов:

 

  • длительный характер заболевания;
  • изменчивый характер жалоб;
  • четкая связь клинических симптомов с психоэмоциональными  факторами;
  • общее хорошее состояние больного;
  • обилие других  невротических нарушений;
  • отсутствие так называемых «симптомов тревоги» (лихорадки, примеси крови в кале, увеличения СОЭ, анемии 
    и др.).

СРК применяется как диагноз исключения, который ставится только после тщательного обследования больного, позволяющего отвергнуть у него наличие органических болезней желудочно-кишечного тракта.

 

 

VII. Лечение

 

Медикаментозное лечение не должно занимать ведущее место, но в случае упорных запоров медикаменты приходится назначать. Обычно прибегают к использованию препаратов, усиливающих перистальтику (прокинетики): цизаприд — координакс, перистил; бисакодил — дульколакс.

Слабительные лекарственные средства назначаются, как правило, лишь на первом этапе лечения запоров с целью более эффективного восстановления утраченного дефекационного рефлекса. Хроническое употребление стимулирующих слабительных вызывает раздражение кишки. Кроме того, длительный прием слабительных средств приводит к довольно быстрому привыканию.

Нередко серьезную проблему для больного представляет вздутие живота. В более легких случаях можно рекомендовать различные ветрогонные сборы — плоды укропа, тмина, листья мяты перечной, корень валерианы, ромашка. Достаточно эффективны адсорбенты для приема внутрь — уголь активированный, энтеродез. В последние годы широкое распространение получили препараты, уменьшающие газообразование в кишечнике, — эспумизан, метеоспазмил, маалокс плюс.

 

 

VIII. Сестринский процесс при СРК.

 

I этап. Сестринское обследование (сбор данных о пациенте).

Расспрашивая пациента о его проблемах медицинская' сестра должна проявлять такт и деликатность учитывая стеснительность многих людей в разговоре о физиологических отправлениях.

Прежде всего у пациента необходимо выяснить, чем и как он питается, все ли продукты питания хорошо переносит, соблюдает ли режим питания, характер стула. Из анамнеза выясняются перенесенные заболевания пищеварительной системы, социально-бытовые условия пациента. Из разговора медицинская сестра составляет представление о состоянии нервной системы пациенты.

При объективном обследовании медсестра обращает внимание на состояние зубов, языка, слизистой оболочки полости рта, на цвет и тургор кожи, форму живота. Пальпаторно выясняются области болезненности, напряжения мышц передней стенки живота выявляются участки спазмированного кишечника. При аускультации живота необходимо услышать шум перистальтики кишечника, чтобы исключить непроходимость кишечника.

 

II этап. Определение проблем пациента(сестринская диагностика)

Медицинская сестра определяет приоритетные проблемы (сестринские диагнозы).

1. Нарушение потребности в физиологических отправлениях — понос или запор, связанные с различными этиологическими факторами.

о Усиленное газообразование (метеоризм) вследствие нарушения кишечного пищеварения и дискинезии кишечника.

3. Нарушение потребности во сне вследствие частых актов дефекации в ночное время.

4. Нарушение потребности в личной гигиене — чувство ложного стыда при специальных обследованиях кишечника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап. Планирование сестринских вмешательств

 

Цели сестринских вмешательств

План сестринских вмешательств

В определенный медсестринский срок пациент не будет страдать от поноса или запора.

1.Организовать диету № 3 или № 4 в зависимости от наличия запора или поноса.

2.Объяснить пациенту и его родственникам -необходимость соблюдения диеты.

3.Контролировать характер передач пациенту.

4.Следить за регулярностью и характером стула.

5. Применить при запоре — регулакс, кафиол, солевые слабительные; при диарее — имодиум, висмута нитрат, карболен (по назначению врача).

6. Обеспечить уход за промежностью

Пациент через сутки не будет испытывать боль в животе и вздутие живота

1.Обеспечить четкое выполнение назначенной диеты и режима питания.

2.Применить тепло на живот (грелка, согревающий компресс).

3.Поставить пациенту очистительную клизму.

4.Обучить пациента сомомассажу и ЛФК.

5.Подготовить и применить по назначению врача 
угольные таблетки, полифепан

Пациент не будет испытывать ложный стыд при подготовке и проведении обследований и лечения

  1. Объяснить пациенту суть его заболевания.
  2. Информировать пациента в деталях о предстоящих методах обследования.
  3. Обеспечить общение с пациентами, прошедшими подобные обследования.
  4. Найти способ общения с пациентом в зависимости от его характера, чувствительности, стеснительности

Уже через сутки пациент будет спокойно спать ночью

1.После выполнения всех выше перечисленных 
мероприятий, бесед, лечения позывы к дефекации не будут беспокоить ночью.

2. По рекомендации врача применить перед сном легкие снотворные средства.

3.Организовать перед сном прогулку или (и) проветривание помещения


 

 

IV этап. Реализация запланированных сестринских вмешательств

 

Тщательное выполнение намеченного плана — залог выздоровления пациента. Ни один пункт не должен быть забытым.

 

V этап. Итоговая оценка эффективности сестринского ухода (вмешательств)

 

Медицинская сестра сравнивает достигнутый результат с запланированным. Об эффективности запланированных вмешательств говорит достижение поставленной цели. Решение приоритетных проблем позволит медицинской сестре ставить цели и планировать уход по проблемам, которые имеют профилактическую направленность. Это проведение бесед о характере питания пациента дома, технологии приготовления блюд. Это применение слабительных и закрепляющих средств, фитотерапии.

 

 

 

IX. Сестринская педагогика, этика и деонтология.

 

  1. Сестринская педагогика.

Многочисленные вопросы больных убеждают, как многообразны вопросы информирования (обучения) пациентов в работе медицинских сестер. Врачи, как правило очень заняты, и у пациентов обычно нет возможности обсудить с ними беспокоящие их вопросы – как только эти вопросы возникают. Сосредоточенный на подобных новых ощущениях пациент чаще всего попытается найти ответ у медсестры, которая всегда рядом. Часто вообще пациент сначала обсуждает интересующий его вопрос с медсестрой, а уже потом обращается к врачу. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не просто об информировании пациента, но об обучении его тому, как лучше соответствовать обстоятельствам жизни, детерминированным его болезнью. В этих условиях медсестры становятся настоящими специалистами во всем, что касается просвещения и обучения больных. Каждый преподаватель скажет, что функция учительства (необходимость изложить свои знания другому в диалоге с ним) есть самый верный путь самому систематизировать и организовать свои знания. Причем всякий раз на этом пути обнаруживаем недостаток собственных знаний, что заставляет непрерывно учиться. Значит, взяв на себя функцию «наставничества и обучения», медсестра приобретает мощный стимул расширения профессиональной компетентности.

Важно выбрать момент, когда пациент «готов к обучению». Понять, насколько пациент готов к работе с вами, и определить, каких именно умений и знаний ему не хватает, можно опираясь на представление об общем социально-культурном уровне пациента. В его основу входят сведения о полученном им образовании, жизненном опыте, в том числе опыте болезни и лечения, социальном и семейном положении, его культурных ориентирах. Однако в таких суждениях нельзя полагаться на свой опыт и интуицию. Важно не только приблизительно понять, какой это человек, но и привлечь особые средства для анализа той ситуации, в которой он находится. Такими наиболее очевидными средствами являются беседа и наводящие вопросы.

В общении медсестры с пациентом большую роль играет личное доверие, которое может установиться между партнерами взаимодействия. По некоторым признакам: пациент при разговоре не смотрит в глаза, старается уклониться от расспросов, «комкает» фразы – можно определить, что его ответы не совсем честны или недостаточно адекватны. В этом случае следует детализировать расспросы, а если речь идет о практическом умении, попросить его продемонстрировать. Это дает медсестре информацию о том, на какой основе будет строиться дальнейшее взаимодействие, и, что очень важно, позволяет выявить не только степень осведомленности  пациента, но и его готовность следовать советам врача, нести ответственность за свою часть лечения.

Для того, чтобы усилия медицинской сестры и пациента стали по-настоящему совместными, служили одной цели и проходили в реально достигнутом контакте, медсестра должна взять на себя задачу «открытого планирования», т.е. объяснить пациенту суть его заболевания, провести беседу с пациентом о значении диеты и соблюдении режима питания при синдроме раздраженного кишечника. Диетические рекомендации включают обсуждение индивидуальных привычек питания и выделение продуктов, употребление которых вызывает усиление симптомов заболевания. Для того чтобы пациент имел более четкое представление о том, как идет процесс лечения, можно воспользоваться наглядностью: предоставить ему план сестринских вмешательств (в печатном виде с отметками о том, какие этапы были или будут пройдены), предложить пациенту завести дневник, где можно делать отметки о своем состоянии, записывать возникающие вопросы и т.д. Все это не только покажет пациенту возможности его участия, но и наделит его ответственностью за происходящее.

 

  1. Элементы этики и деонтологии в деятельности медицинской сестры.

Работа медицинской сестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.п. очень важно быстро установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому ее четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, ее доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое воздействие. Эти факторы, а именно: забота, внимание – являются основой контакта между медицинской сестрой и больным. Огромное значение при этом имеют словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи. В лаковом обращении, доброй улыбке выражаются заботливость и внимание к больным. Однако внимание и теплота со стороны медицинской сестры никогда не должна носить интимного характера, не должна побуждать больных преодолеть дистанцию между ними и сестрой. О возможности этого медицинская сестра не должна забывать и соответственно регламентировать свои поступки и наблюдать за поведением больного.

В своем отношении к больному медицинская сестра должна обладать чувством такта. Она должна подойти к больному так, чтобы не расстроить его, не причинить ему неприятности, не заронить в нем сомнений относительно его выздоровления. Для этого необходимо всегда, общаясь с больными, думать только о нем, стараться понять его мысли и стремления, его страхи и огорчения. Больные часто хотят знать о своей болезни все и поэтому бывают подозрительными – им кажется, что от них что-то скрывают. Больные внимательны к каждому слову, жесту, выражению лица медицинской сестры и многое могут истолковать неверно, сделать для себя неутешительные выводы, если сестра будет вести себя неосторожно, давая к этому повод.

Медицинская сестра должна строго хранить врачебную тайну и не злоупотреблять тем особым доверием, которым она пользуется в силу своего положения. Нужно хранить в тайне от больных все, что обсуждается врачами и средним медицинским персоналом и не предназначено для больных. Нужно также, чтобы все то, что сообщил о себе больной, не стало достоянием других больных.

Наблюдение за больными и правильное выполнение всех врачебных назначений требует от медицинской сестры сосредоточенного внимания. Ошибки при выполнении назначений врача являются в большинстве случаев результатом рассеянности, неумения или нежелания оторваться от своих личных дел. Если медицинская сестра, выполняя свою работу, думает только о больных, то естественно, никаких разговоров о своих делах, особенно о присутствии больных, не может быть. Не следует обсуждать посторонние события и события своей жизни в рабочее время ни с коллегами по работе, ни тем более с больными.

К важным вопросом медицинской этики и деонтологии относится тема взаимоотношений медицинского работника с родными и близкими больного. Родственники часто обращаются к медицинским сестрам с вопросами о состоянии больного, интересуются его сном, аппетитом, настроением и многим другим. При рабочем дне насыщенном выполнением производственных обязанностей, медицинским сестрам мало остается времени на контакт с многочисленными родственниками и близкими больных, поэтому их назойливые вопросы могут раздражать, вызывать недовольство, желание избежать контакта с ними. В таких случаях мысленно нужно поставить себя на место этих людей. Бестактное поведение медицинского работника может привести к появлению обоснованных  жалоб в адрес руководства отделения или больницы и к мнению, что культура и качество обслуживания в данном отделении или больнице на невысоком уровне, вызвать желание перевести близкого человека в другую больницу. Мнение родственников передается больному, вызывает у него негативное отношение и недоверие к персоналу и отрицательно сказывается на нервно-психическом и соматическом состоянии его.

Информация о работе Этиопатогенез, клиническая картина и сестринский процесс при синдроме раздражения кишечника: сбор данных о пациенте, сестринская диагнос