Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:24, статья

Описание работы

Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы и Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Разработка настоящей Концепции вызвана необходимостью определить видение дальнейшего развития медицинского и фармацевтического образования (далее – медицинское образование) Республики Казахстан, обозначить основные принципы и направления.

Файлы: 1 файл

концепция.docx

— 27.57 Кб (Скачать файл)

Утверждена

приказом  и.о. Министра здравоохранения

Республики  Казахстан

от « 12 »  августа 2011 года № 534

Концепция

развития  медицинского и фармацевтического  образования Республики Казахстан  на 2011-2015 годы

 

Введение 

Концепция развития медицинского и фармацевтического  образования Республики Казахстан  на 2011-2015 годы (далее - Концепция) разработана  в соответствии с Государственной  программой развития здравоохранения  Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы и Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Радел 1. Видение  развития медицинского и фармацевтического  образования

Разработка  настоящей Концепции вызвана  необходимостью определить видение  дальнейшего развития медицинского и фармацевтического образования (далее – медицинское образование) Республики Казахстан, обозначить основные  принципы и  направления.

В результате реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического  образования Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства  РК от 24 апреля 2006 года № 317, достигнуты определенные результаты.

Были приняты  меры по усовершенствованию нормативной  базы медицинского и фармацевтического  образования с учетом специфики. Внедрение новых подходов к отбору и приему граждан в медицинские  организации образования республики было осуществлено частично через повышение  минимального порогового балла для  зачисления в медицинские организации  образования. Приняты меры по совершенствованию  системы финансирования и укреплению материально-технической базы медицинских  организаций образования. Разработаны  и утверждены правила планирования расходов на подготовку одного обучающегося. С 2005 по 2010 годы стоимость обучения по медицинским специальностям увеличилась в 1,95 раза. Созданы учебно-клинические центры при всех государственных медицинских ВУЗах, оснащенные современным учебно-клиническим и лабораторным оборудованием. Укреплены собственные клиники двух государственных медицинских ВУЗов.

 

Проведен  ряд мероприятий по совершенствованию  управления медицинским образованием, внедрению системы менеджмента  качества. Все государственные медицинские  вузы сертифицированы на соответствие Международному стандарту ИСО 9001:2008. Изменена организационно-правовая форма  медицинских вузов (из 6 организаций - 4 являются республиканскими государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, 1 - республиканским государственным  казенным предприятием, 1 -акционерным  обществом). Для координации внедрения  инновационных технологий в медицинское  образование и научно-исследовательскую  деятельность в организациях медицинского и фармацевтического образования  создан Республиканский центр инновационных  технологий медицинского образования  и науки при республиканском  государственном предприятии  «Институт  развития здравоохранения» МЗ РК.

Во всех медицинских  организациях образования страны внедрены новые программы среднего, высшего  и послевузовского, дополнительного  медицинского образования, основанные на международных стандартах подготовки специалистов здравоохранения. Изменение  структуры подготовки специалистов здравоохранения  было направлено на гармонизацию системы медицинского образования с Европейскими принципами 3-уровневой системы высшего образования. Помимо обязательного компонента базовых  и профилирующих дисциплин предусмотрена  возможность выбора дисциплин, соответственно интересам студентов, и формирования индивидуальной образовательной программы. Введена практика раннего контакта студентов с больными. Внедрены новые  предметы (коммуникативные навыки, основы доказательной медицины и  др.).

Проведена работа по переобучению профессорско-преподавательского состава новым образовательным  технологиям в лучших зарубежных медицинских школах и внутри страны с привлечением ведущих международных  специалистов медицинского образования.

 

Разработаны и утверждены национальные стандарты  институциональной аккредитации медицинских  организаций образования, основанные на международных стандартах улучшения  качества медицинского образования  Всемирной Федерации Медицинского Образования (ВФМО). В рамках инвестиционного проекта (соглашение о займе между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития, ратифицированного Законом Республики Казахстан  от 6 ноября 2008 года): «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» при поддержке ВОЗ/Евробюро, ВФМО подготовлено 16 национальных экспертов по аккредитации медицинских организаций образования. Аккредитованы 4 государственных медицинских вузов с привлечением международных экспертов.

 

Вместе с  тем, остаются открытыми многие вопросы  медицинского образования. Например, по-прежнему не решена проблема полноценной подготовки будущих врачей у постели больного из-за отсутствия собственных университетских  клиник в 4 медицинских ВУЗах. Материально-техническая  база медицинских организаций образования  не соответствует мировым стандартам. Отмечается низкая активность внедрения  интерактивных методов обучения в учебный процесс, связанная  с отсутствием необходимой критической  массы обученных преподавателей. Принцип безопасности пациента и  управление рисками должен найти  отражение в обучении. Актуален вопрос дальнейшего повышения потенциала преподавателей медицинских организаций образования.

 

Важное значение имеет предъявление специальных требований к абитуриентам медицинских вузов. Не реализован в стране и опыт независимой экзаменации  выпускников медицинских вузов и колледжей.

 

Анализ деятельности ведущих мировых медицинских  школ выявляет 3 ключевых фактора, сочетание  которых обеспечило их успех: наличие  соответствующих ресурсов, концентрация талантов (как преподавателей, так  и студентов), эффективное управление.

 

В целях повышения  автономности и прозрачности управления организаций образования будут  предприняты меры по внедрению новых  принципов управления и финансирования медицинских ВУЗов с внедрением принципов корпоративной формы  управления. Новая структура будет  содействовать развитию стратегического видения, инновациям и гибкости, позволяющей вузу принимать решения и управлять ресурсами без бюрократических преград.

 

Почти во всех медицинских школах в Канаде и  Соединенных Штатах Америки есть центры медицинского образования. Данные центры  содействуют проведению научных исследований в медицинской  школе, развитию во всех областях медицинского образования, с особым акцентом на профессиональное развитие преподавателей, навыки общения, оценки и анализ, медицинской информатики  и исследований медицинского образования.

 

Для дальнейшего  развития медицинского и фармацевтического  образования будут приняты меры по усилению интеграции научной, образовательной  и практической деятельности в сфере  здравоохранения. Необходимо повышение  активности медицинских вузов в  реализации научных проектов, республиканских  и отраслевых научно-технических  программ, создание условий для привлечения  студентов к научно-исследовательской  работе и т.д. Планируется дальнейшее развитие исследований в области  медицинского образования и внедрение  принципов наилучших доказательств при принятии решений в академической сфере.

 

Опыт передовых  стран мира по управлению качеством  и безопасностью  пациентов показывает необходимость создания в крупных  клиниках, так называемых симуляционных центров, оснащенных самыми современными виртуальными роботами – тренажерами. В этой связи предполагается создать на базе крупных многопрофильных клиник 16 региональных симуляционных центров для отработки навыков практикующими врачами и средними медицинскими работниками и поэтапное их оснащение современными муляжами и фантомами. Медицинский персонал будет иметь возможность отрабатывать до автоматизма все свои действия, что позволит управлять качеством и снизить врачебные ошибки.

 

Для повышения  профессионального уровня специалистов практического здравоохранения  будет продолжено внедрение непрерывного профессионального развития/образования (НПР) кадров здравоохранения, совершенствование  сети обучающих организаций, координация  совместной деятельности медицинских  факультетов и научных организаций  в области НПР. Будут приняты  меры по усилению роли и ответственности  работодателей за НПР сотрудников, в том числе за счет обеспечения  свободного доступа к Интеренту на рабочих местах.

 

Планируется внедрение института оценки знаний и навыков выпускников медицинских  вузов, колледжей. Создание такого механизма  независимой оценки знаний должно повысить  ответственность, как выпускника, так  и  подготовившего его вуз за качество образования.

 

Анализируя  ситуацию в медицинском и фармацевтическом образовании Республики Казахстан, сильными сторонами в целом можно  назвать следующие:

 

-                   создание нормативной правовой  базы медицинского образования  с учетом медицинской специфики;

 

-                   создание учебно-клинических центров  при медицинских ВУЗах;

 

-                   реализация  государственных общеобязательных  стандартов медицинского и фармацевтического  образования  2006 года, разработанных  с учетом опыта развитых стран;

 

-   осуществление   перехода на трехступенчатую  систему образования;

 

-   внедрение   инновационных образовательных  технологий;

 

-   наличие  национальных стандартов институциональной  аккредитации на основе международных  стандартов Всемирной Федерации  Медицинского Образования; 

 

-       каждый медицинский ВУЗ имеет  определенный потенциал преподавателей, прошедших обучение в лучших  зарубежных медицинских школах.

 

Слабые стороны:

 

-       недостаточное финансирование медицинского  образования;

 

-       не соответствие материально-технической базы медицинских организаций образования современным требованиям в полном объеме;

 

-       отсутствие собственных университетских  клиник у большинства медицинских  организаций образования;

 

-       неэффективный менеджмент организаций  образования;

 

-       недостаточный уровень потенциала  преподавателей в области образовательных  и медицинских технологий;

 

-       отсутствие национальных стандартов  специализированной аккредитации  для медицинского образования; 

 

-       несовершенные критерии отбора  и приема граждан в медицинские  организации образования; 

 

-       недостаточное внедрение информационно-коммуникационных  технологий на всех уровнях   медицинского образования, в т.ч. e-learning;

 

-       недостаточная интеграция медицинского  образования, науки и практики;

 

-       низкая активность привлечения  высококвалифицированных специалистов  практического здравоохранения  в образовательный процесс;

 

-       недостаточное внедрение принципов  наилучших доказательств в академической  сфере.

 

 Возможности:

 

-                   наличие Стратегии развития страны, отрасли, Государственных программ  развития образования, здравоохранения,  обеспеченных финансовыми ресурсами;

 

-                   реализация инвестиционного проекта  «Передача технологий и проведение  институциональной реформы в  секторе здравоохранения Республики  Казахстан».

 

Угрозы:

 

-                   экспоненциальный рост медицинской  информации (ежегодное обновление  на 20-25%);

 

-                   увеличение доли пожилых людей; 

 

-                   возрастание стоимости медицинских  услуг; 

 

-                   большая информированность самих  пациентов о своей болезни.

 

Основная  цель – достижение качества медицинского и фармацевтического образования, соответствующего наилучшей международной  практике и обеспечивающего эффективное  развитие отечественного здравоохранения.

 

Цели:

 

1. Совершенствование  системы управления и финансирования  медицинского и фармацевтического  образования.

 

2. Обновление  и совершенствование образовательных  программ всех уровней медицинского  и фармацевтического образования  (высшего и среднего до-, последипломного, дополнительного).

 

3. Повышение  потенциала преподавателей медицинских  организаций образования.

 

4. Повышение  эффективности управления качеством  медицинского и фармацевтического  образования.

 

Сроки реализации – 2011-2015 (первый этап – 2011-2013 гг., второй этап – 2014-2015гг.).

 

 

Ожидаемые результаты:

 

 

В результате реализации Концепции будут:

 

- усовершенствована  система управления и финансирования  медицинского и фармацевтического  образования;

 

- разработаны  и утверждены новые стандарты  медицинского и фармацевтического  образования, основанные на компетентностном подходе и потребностях  системы здравоохранения;

 

- внедрена  система повышения  потенциала  преподавателей медицинских и  фармацевтических организаций образования  с реализацией национальной программы  обучения, основанной на компетентностном подходе;

 

- улучшена  клиническая подготовка обучающихся  в медицинских и фармацевтических  организациях образования с внедрением  принципов наилучшей практики  и  современных достижений клинической медицины с привлечением высококвалифицированных специалистов к процессу обучения;

Информация о работе Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан