Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:24, статья
Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы и Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Разработка настоящей Концепции вызвана необходимостью определить видение дальнейшего развития медицинского и фармацевтического образования (далее – медицинское образование) Республики Казахстан, обозначить основные принципы и направления.
Утверждена
приказом и.о. Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от « 12 » августа 2011 года № 534
Концепция
развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы
Введение
Концепция развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы и Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Радел 1. Видение развития медицинского и фармацевтического образования
Разработка
настоящей Концепции вызвана
необходимостью определить видение
дальнейшего развития медицинского
и фармацевтического
В результате реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 24 апреля 2006 года № 317, достигнуты определенные результаты.
Были приняты
меры по усовершенствованию нормативной
базы медицинского и фармацевтического
образования с учетом специфики.
Внедрение новых подходов к отбору
и приему граждан в медицинские
организации образования
Проведен
ряд мероприятий по совершенствованию
управления медицинским образованием,
внедрению системы менеджмента
качества. Все государственные
Во всех медицинских
организациях образования страны внедрены
новые программы среднего, высшего
и послевузовского, дополнительного
медицинского образования, основанные
на международных стандартах подготовки
специалистов здравоохранения. Изменение
структуры подготовки специалистов
здравоохранения было направлено на
гармонизацию системы медицинского
образования с Европейскими принципами
3-уровневой системы высшего
Проведена работа
по переобучению профессорско-
Разработаны
и утверждены национальные стандарты
институциональной аккредитации медицинских
организаций образования, основанные
на международных стандартах улучшения
качества медицинского образования
Всемирной Федерации
Вместе с
тем, остаются открытыми многие вопросы
медицинского образования. Например, по-прежнему
не решена проблема полноценной подготовки
будущих врачей у постели больного
из-за отсутствия собственных университетских
клиник в 4 медицинских ВУЗах. Материально-техническая
база медицинских организаций
Важное значение имеет предъявление специальных требований к абитуриентам медицинских вузов. Не реализован в стране и опыт независимой экзаменации выпускников медицинских вузов и колледжей.
Анализ деятельности ведущих мировых медицинских школ выявляет 3 ключевых фактора, сочетание которых обеспечило их успех: наличие соответствующих ресурсов, концентрация талантов (как преподавателей, так и студентов), эффективное управление.
В целях повышения автономности и прозрачности управления организаций образования будут предприняты меры по внедрению новых принципов управления и финансирования медицинских ВУЗов с внедрением принципов корпоративной формы управления. Новая структура будет содействовать развитию стратегического видения, инновациям и гибкости, позволяющей вузу принимать решения и управлять ресурсами без бюрократических преград.
Почти во всех медицинских школах в Канаде и Соединенных Штатах Америки есть центры медицинского образования. Данные центры содействуют проведению научных исследований в медицинской школе, развитию во всех областях медицинского образования, с особым акцентом на профессиональное развитие преподавателей, навыки общения, оценки и анализ, медицинской информатики и исследований медицинского образования.
Для дальнейшего
развития медицинского и фармацевтического
образования будут приняты меры
по усилению интеграции научной, образовательной
и практической деятельности в сфере
здравоохранения. Необходимо повышение
активности медицинских вузов в
реализации научных проектов, республиканских
и отраслевых научно-технических
программ, создание условий для привлечения
студентов к научно-
Опыт передовых стран мира по управлению качеством и безопасностью пациентов показывает необходимость создания в крупных клиниках, так называемых симуляционных центров, оснащенных самыми современными виртуальными роботами – тренажерами. В этой связи предполагается создать на базе крупных многопрофильных клиник 16 региональных симуляционных центров для отработки навыков практикующими врачами и средними медицинскими работниками и поэтапное их оснащение современными муляжами и фантомами. Медицинский персонал будет иметь возможность отрабатывать до автоматизма все свои действия, что позволит управлять качеством и снизить врачебные ошибки.
Для повышения
профессионального уровня специалистов
практического здравоохранения
будет продолжено внедрение непрерывного
профессионального развития/
Планируется
внедрение института оценки знаний
и навыков выпускников
Анализируя
ситуацию в медицинском и
-
создание нормативной правовой
базы медицинского образования
с учетом медицинской
-
создание учебно-клинических
-
реализация государственных
- осуществление перехода на трехступенчатую систему образования;
- внедрение инновационных образовательных технологий;
- наличие
национальных стандартов
-
каждый медицинский ВУЗ имеет
определенный потенциал
Слабые стороны:
-
недостаточное финансирование
- не соответствие материально-технической базы медицинских организаций образования современным требованиям в полном объеме;
-
отсутствие собственных
-
неэффективный менеджмент
-
недостаточный уровень
-
отсутствие национальных
-
несовершенные критерии отбора
и приема граждан в
-
недостаточное внедрение
-
недостаточная интеграция
-
низкая активность привлечения
высококвалифицированных
-
недостаточное внедрение
Возможности:
-
наличие Стратегии развития
-
реализация инвестиционного
Угрозы:
-
экспоненциальный рост
-
увеличение доли пожилых людей;
-
возрастание стоимости
-
большая информированность
Основная
цель – достижение качества медицинского
и фармацевтического
Цели:
1. Совершенствование
системы управления и
2. Обновление
и совершенствование
3. Повышение
потенциала преподавателей
4. Повышение
эффективности управления
Сроки реализации – 2011-2015 (первый этап – 2011-2013 гг., второй этап – 2014-2015гг.).
Ожидаемые результаты:
В результате реализации Концепции будут:
- усовершенствована
система управления и
- разработаны
и утверждены новые стандарты
медицинского и
- внедрена
система повышения потенциала
преподавателей медицинских и
фармацевтических организаций
- улучшена
клиническая подготовка