Контрольная работа по "Медицине"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Основу жизнедеятельности микроорганизмов, как и всех живых организмов, составляет обмен веществ. Обмен веществ – это совокупность химических превращений веществ в клетке. Он складывается из двух взаимосвязанных процессов – катаболизма и анаболизма.

Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов). Анаболизм заключается в химической модификации и перестройке поступающих с пищей молекул в другие более сложные биологические молекулы. Например, включение аминокислот в синтезируемые клеткой белки в соответствии с инструкцией, содержащейся в генетическом материале данной клетки.

Содержание работы

1.Сущность обмена веществ.
•Анаболизм
•Катаболизм

2. Обмен белков.
•Биологическая ценность белков пищи
•Особенности белкового обмена у детей

3. Обмен жиров.
•Особенности обмена жиров у детей

4. Обмен углеводов.
•Обмен углеводов у детей

5. Водный и минеральный обмен. Значение воды и минеральных солей.
•Водный обмен
•Значение минеральных солей в процессе роста и развития ребенка

6. Значение витаминов.

Файлы: 1 файл

основы жизнедеятельности.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Сущность обмена веществ.

  • Анаболизм
  • Катаболизм

2. Обмен белков.

  • Биологическая ценность белков пищи
  • Особенности белкового обмена у детей

3. Обмен жиров.

  • Особенности обмена жиров у детей

4. Обмен углеводов.

  • Обмен углеводов у детей

5. Водный и минеральный обмен.  Значение воды и минеральных солей.

  • Водный обмен
  • Значение минеральных солей в процессе роста и развития ребенка

6. Значение витаминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность обмена веществ.

 Основу жизнедеятельности микроорганизмов, как и всех живых организмов, составляет обмен веществ. Обмен веществ – это совокупность химических превращений веществ в клетке. Он складывается из двух взаимосвязанных процессов – катаболизма и анаболизма.

Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов). Анаболизм заключается в химической модификации и перестройке поступающих с пищей молекул в другие более сложные биологические молекулы. Например, включение аминокислот в синтезируемые клеткой белки в соответствии с инструкцией, содержащейся в генетическом материале данной клетки.

Катаболизм - это совокупность процессов расщепления сложных молекул до более простых веществ с использованием части из них в качестве субстратов для биосинтеза и расщеплением другой части до конечных продуктов метаболизма с образованием энергии. К конечным продуктам метаболизма относятся вода (у человека примерно 350 мл в день), двуокись углерода (около 230 мл/мин), окись углерода (0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/день), а также другие вещества, содержащие азот.

Катаболизм обеспечивает извлечение химической энергии из содержащихся в пище молекул и использование  этой энергии на обеспечение необходимых  функций. Например, образование свободных  аминокислот в результате расщепления  поступающих с пищей белков и  последующее окисление этих аминокислот  в клетке с образованием СО2, и Н2О, что сопровождается высвобождением энергии.

Процессы анаболизма и катаболизма  находятся в организме в состоянии  динамического равновесия. Преобладание анаболических процессов над  катаболическими приводит к росту, накоплению массы тканей, а преобладание катаболических процессов ведет  к частичному разрушению тканевых структур. Состояние равновесного или неравновесного соотношения анаболизма и катаболизма  зависит от возраста (в детском  возрасте преобладает анаболизм, у  взрослых обычно наблюдается равновесие, в старческом возрасте преобладает  катаболизм), состояния здоровья, выполняемой  организмом физической или психоэмоциональной нагрузки. Эти процессы согласованы между собой и образуют целостную систему, обеспечивающую нормальную функциональную жизнедеятельность организма человека. В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные соли. Важная роль в этих процессах принадлежит так же витаминам, которые являются катализаторами обменных процессов.     

2. Обмен белков.

 Белки в обмене веществ занимают особое место. Они входят в состав цитоплазмы, гемоглобина, плазмы крови, многих гормонов, иммунных тел, поддерживают постоянство водно-солевой среды организма, обеспечивают его рост. Ферменты, обязательно участвующие во всех этапах обмена веществ, являются белками.

Биологическая ценность белков пищи.

Аминокислоты, идущие на построение белков организма, неравноценны. Некоторые  аминокислоты (лейцин, метионин, фенилаланин  и др.) незаменимы для организма. Если в пище отсутствует незаменимая  аминокислота, то синтез белков в организме  резко нарушается. Аминокислоты, которые  могут быть заменены другими или  синтезированы в самом организме  в процессе обмена веществ, называются заменимыми.

Особенно важно поступление  всех незаменимых аминокислот для  растущего организма. Например, отсутствие в пище аминокислоты лизина приводит к задержке роста ребенка, к истощению  его мышечной системы. Недостаток валина вызывает расстройство вестибулярного аппарата у детей.

Из питательных веществ только в состав белков входит азот, поэтому  о количественной стороне белкового  питания можно судить по азотистому балансу. Азотистый баланс – это соотношение количества азота, поступившего в течение суток с пищей, и азота, выделенного за сутки из организма с мочой, калом. В среднем в белке содержится 16 % азота, т. е. 1 г азота содержится в 6,25 г белка. Умножая величину усвоенного азота на 6,25, можно определить количество полученного организмом белка.

У взрослого человека обычно наблюдается  азотистое равновесие – количества введенного с пищей азота и  выведенного с продуктами выделения  совпадают. Когда азота с пищей  поступает в организм больше, чем  его выводится из организма, говорят  о положительном азотистом балансе. Такой баланс наблюдается у детей  из-за увеличения массы тела при  росте, во время беременности, при  больших физических нагрузках.

Конечные продукты распада белков в организме – это не только мочевина, но и мочевая кислота  и другие азотистые вещества. Они  выводятся из организма с мочой  и потом.

 

Особенности белкового  обмена у детей.

В организме ребенка идут интенсивно процессы роста и формирования новых  клеток и тканей. Потребность в  белке детского организма больше, чем взрослого человека. Чем интенсивнее  идут процессы роста, тем больше потребность  в белке.

У детей наблюдается положительный  азотистый баланс, когда количество азота, вводимого с белковой пищей, превышает количество азота, выводимого с мочой, что обеспечивает потребность  растущего организма в белке. Суточная потребность в белке  на 1 кг массы тела у ребенка на первом году жизни составляет 4–5 г, от 1 до 3 лет – 4–4,5 г, от 6 до 10 лет – 2,5–3 г, старше 12 лет – 2–2,5 г, у взрослых – 1,5–1,8 г. Отсюда следует, что в зависимости от возраста и массы тела дети от 1 до 4 лет должны получать 30–50 г белка в сутки, от 4 до 7 лет – около 70 г, с 7 лет – 75–80 г. При этих показателях азот максимально задерживается в организме. Белки не откладываются в организме про запас, поэтому если давать их с пищей больше, чем это требуется организму, то увеличения задержки азота и нарастания синтеза белка не произойдет. Слишком низкое количество белка в пище вызывает у ребенка ухудшение аппетита, нарушает кислотно-щелочное равновесие, усиливает выведение азота с мочой и калом. Ребенку нужно давать оптимальное количество белка с набором всех необходимых аминокислот, при этом важно, чтобы соотношение количества белков, жиров и углеводов в пище ребенка было 1:1:3; при этих условиях азот максимально задерживается в организме. В первые дни после рождения азот составляет 6–7 % суточного количества мочи. С возрастом относительное содержание его в моче уменьшается.

3.Обмен жиров.

Поступивший с пищей жир в  пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые  всасываются в основном в лимфу  и лишь частично в кровь. Через  лимфатическую и кровеносную  системы жиры поступают в жировую  ткань. Много жира в подкожной  клетчатке, вокруг некоторых внутренних органов (например, почек), а также  в печени и мышцах. Жиры входят в  состав клеток (цитоплазма, ядро, клеточные  мембраны), там их количество постоянно. Скопления жира могут выполнять  и другие функции. Например, подкожный  жир препятствует усиленной отдаче тепла, околопочечный жир предохраняет почку от ушибов и т. д.

Жир используется организмом как богатый  источник энергии. При распаде 1 г жира в организме освобождается энергии в два с лишним раза больше, чем при распаде такого же количества белков или углеводов. Недостаток жиров в пище нарушает деятельность центральной нервной системы и органов размножения, снижает выносливость к различным заболеваниям. С жирами в организм поступают растворимые в них витамины (A, D, Е и др.), имеющие для человека жизненно важное значение. На 1 кг массы взрослого человека в сутки должно поступать с пищей 1,25 г жиров (80-100 г в сутки). Конечные продукты обмена жиров – углекислый газ и вода.

Особенности обмена жиров  у детей.  В организме ребенка с первого полугодия жизни за счет жиров покрывается примерно на 50 % потребность в энергии. Без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета. Обмен жиров у детей неустойчив, при недостатке в пище углеводов или при усиленном их расходе быстро истощаются депо жира.

Всасывание жиров у детей  идет интенсивно. При грудном вскармливании усваивается до 90 % жиров молока, при искусственном – 85–90 %. У более взрослых детей жиры усваиваются на 95–97 %. Для более полноценного использования жира в пище детей обязательно должны присутствовать углеводы, так как при их недостатке в питании происходит неполное окисление жиров и в крови накапливаются кислые продукты обмена. Потребность организма в жирах на 1 кг массы тела тем выше, чем меньше возраст ребенка. С возрастом увеличивается абсолютное количество жира, необходимое для нормального развития детей. От 1 до 3 лет суточная потребность в жире составляет 32,7 г, от 4 до 7 лет – 39,2 г, от 8 до 13 лет – 38,4 г.

4. Обмен углеводов.

Углеводы – главный источник энергии, особенно при усиленной  мышечной работе. У взрослых людей  больше половины энергии организм получает за счет углеводов. Распад углеводов  с освобождением энергии может  идти как в бескислородных условиях, так и в присутствии кислорода. Конечные продукты обмена углеводов  – углекислый газ и вода. Углеводы обладают способностью быстро распадаться  и окисляться. При сильном утомлении, при больших физических нагрузках  прием нескольких граммов сахара улучшает состояние организма. Углеводы имеют важное значение и в обмене веществ в центральной нервной  системе. При резком снижении количества сахара в крови отмечаются резкие расстройства деятельности нервной  системы. Наступают судороги, бред, потеря сознания, изменение деятельности сердца. Если такому человеку ввести в  кровь глюкозу или дать съесть обычный сахар, то через некоторое  время эти тяжелые симптомы исчезают. Полностью сахар из крови не исчезает даже при отсутствии его в пище, так как в организме углеводы могут образовываться из белков и  жиров. Потребность в глюкозе  различных органов неодинакова. Мозг задерживает до 12 % приносимой глюкозы, кишечник – 9 %, мышцы – 7 %, почки – 5 %. Селезенка и легкие почти совсем ее не задерживают.

Обмен углеводов у детей.  У детей обмен углеводов совершается с большой интенсивностью, что объясняется высоким уровнем обмена веществ в детском организме. Углеводы в детском организме служат не только основным источником энергии, но и выполняют важную пластическую роль при формировании клеточных оболочек, вещества соединительной ткани. Участвуют углеводы и в окислении кислых продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме. Интенсивный рост детского организма требует значительных количеств пластического материала – белков и жиров, поэтому образование углеводов у детей из белков и жиров ограничено. Суточная потребность в углеводах у детей высокая и составляет в грудном возрасте 10–12 г на 1 кг массы тела. В последующие годы потребное количество углеводов колеблется от 8–9 до 12–15 г на 1 кг массы. Ребенку в возрасте от 1 до 3 лет нужно давать с пищей в сутки в среднем 193 г углеводов, от 4 до 7 лет – 287 г, от 9 до 13 лет – 370 г, от 14 до 17 лет – 470 г, взрослому – 500 г.

Усваиваются углеводы детским организмом лучше, чем взрослым (у грудных  детей – на 98–99 %). Вообще дети отличаются относительно большей выносливостью к повышенному содержанию сахара в крови, нежели взрослые. У взрослых глюкоза появляется в моче, если ее поступает 2,5–3 г на 1 кг массы тела, а у детей это происходит лишь при поступлении 8-12 г глюкозы на 1 кг массы тела. Прием незначительных количеств углеводов с пищей может вызвать у детей увеличение сахара в крови в два раза, но уже через 1 ч содержание сахара в крови начинает снижаться и через 2 ч полностью нормализуется.

5. Водный и минеральный обмен. Значение воды и минеральных солей. Все превращения веществ в организме совершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм, транспортирует растворенные вещества. Вместе с минеральными веществами она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода участвует в регуляции температуры тела: испаряясь, она охлаждает тело, предохраняя его от перегрева. Вода и минеральные соли создают в основном внутреннюю среду организма, являясь основной составной частью плазмы крови, лимфы и тканевой жидкости. Некоторые соли, растворенные в жидкой части крови, участвуют в переносе газов кровью. Вода и минеральные соли входят в состав пищеварительных соков, что определяет их значение для процессов пищеварения. И хотя ни вода, ни минеральные соли не являются источниками энергии в организме, нормальное поступление и выведение их из организма является условием его нормальной деятельности. Вода у взрослого человека составляет примерно 65 % массы тела, у детей – около 80 %. Потеря организмом воды приводит к очень тяжелым нарушениям. Например, при расстройстве пищеварения у грудных детей большую опасность представляет обезвоживание организма, это влечет за собой судороги, потерю сознания. Лишение человека воды на несколько дней смертельно.

Водный обмен.  Пополнение тела водой происходит постоянно за счет всасывания ее из пищеварительного тракта. Человеку в сутки нужно 2–2,5 л воды при нормальном пищевом режиме и нормальной температуре окружающей среды. Это количество воды поступает из следующих источников: воды, потребляемой при питье (около 1 л); воды, содержащейся в пище (около 1 л); воды, которая образуется в организме при обмене белков, жиров и углеводов. Основные органы, удаляющие воду из организма, – почки, потовые железы, легкие и кишечник. Почками за сутки из организма удаляется 1,2–1,5 л воды в составе мочи. Потовыми железами через кожу в виде пота удаляется 500–700 кубический сантиметр воды в сутки. При нормальной температуре и влажности воздуха на 1 квадратный сантиметр кожного покрова каждые 10 мин выделяется около 1 мг воды. Легкими в виде водяных паров выводится 350 куб. см воды; это количество резко возрастает при углублении и учащении дыхания, и за сутки тогда может выделиться 700–800 куб. см воды. Через кишечник с калом выводится в сутки 100–150 куб. см воды; при расстройстве деятельности кишечника может выводиться большее количество воды, что приводит к обеднению организма водой.

Информация о работе Контрольная работа по "Медицине"