Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 10:35, реферат
Коррекция – это комплекс лечебно-профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические меры и пр.), применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата (преимущественно позвоночника, грудной клетки и стоп).
Виды коррекции – активная и пассивная.
1 . Коррекция – это комплекс лечебно-профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические меры и пр.), применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата (преимущественно позвоночника, грудной клетки и стоп).
Виды коррекции – активная и пассивная.
Активная коррекция – это специальные корригирующие упражнения в сочетании с ОРУ (общеразвивающими упражнениями).
Пассивная коррекция – это ряд корригирующих упражнений, не требующих активности человека (положение лежа, массаж, корсет и др.).
Общая коррекция – это комплекс ОРУ (игры, спорт, режим и др.), способствующий правильному формированию опорно-двигательного аппарата. Специальная коррекция использует преимущественно активную, но также и пассивную коррекцию.
Корригирующая гимнастика – это основная активная коррекция. Ее главная задача – укрепление мышечного корсета позвоночника, т. е. мышц спины.
2. Нарушение осанки определяется по признакам, связанным с изменением положения головы, плечевого пояса но в основном позвоночника при нормальной осанке оси туловища и головы расположены по одной вертикали, перпендикулярной к площади опоры, тазобедренный и коленный суставы разогнуты, грудная клетка цилиндрической или конической формы, живот плоский. Позвоночник: нормальная, круглая, кругловогнутая, плоская форма спины (рис. 3). Ноги: прямые, х-образные, о-образные. Руки: прямые, х-образные. Стопы: нормальные, уплощенные, плоские.
2) Первые признаки нарушения осанки Значение правильного формирования осанки особенно велико в детском возрасте, в период роста скелетных костей. Патологические, но привычные положения тела, быстро вызывают деформации позвоночника, таза, грудной клетки, нижних конечностей, вплоть до стоп. Плоскостопие и сколиотическая болезнь – крайние проявления такой неправильной нагрузки. Реализуется важный биологический закон: функция определяет форму. Первые признаки нарушений осанки у ребенка: жалобы на боли в груди, спине, позвоночнике; быстрая утомляемость, слабость; нарушение внимания. Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д. Поводом для обращения к врачу служат: жалобы ребенка на боль в грудной клетке или спине; болезненность при ходьбе; боль в стопах; асимметрия позвоночника, изменение его изгибов, явные искривления; сутулость в сидячем положении; разная длина ног в позе лежа на животе; высокая частота простудных заболеваний.
3)
1. Краниальный сколиоз
возникает из-за
3. Сколиоз, вызванный нарушениями
в работе внутренних органов,
называется висцеральным
4. Сколиоз, вызванный эмоциональным
напряжением ребёнка. Как правило,
такая форма заболевания
Чаще всего, в развитии искривления позвоночника основополагающими бывают 2 – 3 фактора, из-за которых и происходит нарушение осанки.
Обычно искривление позвоночника проявляется в периоды интенсивного роста детей 7 – 9 лет и 12 – 15.
Для успешного лечения сколиоза в первую очередь надо найти первопричины, из-за которых развивается эта болезнь.
4) Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.
5) Типы телосложения: нормостенический, астенический, ги-перстенический (рис. 4).
Нормостенический – пропорциональное атлетическое сложение. У нормостеников длиннотные и широтные размеры пропорциональны, плечи достаточно широкие, таз узкий, грудная клетка хорошо развита, мускулатура хорошо развита и рельефна.
Астенический (узко-длинный) тип характеризуется преобладанием длиннотных размеров над широтными: конечности длинные, тонкие, туловище короткое, грудная клетка длинная и узкая, шея тонкая и длинная. Мышцы развиты слабо, длинные, тонкие, кожа бледная, сухая, часто наблюдается нарушение осанки – сутуловатая (круглая) спина.
Гиперстенический (коротко-широкий) тип отмечен преобладанием широтных размеров: конечности короткие, толстые, тело длинное, плотное, шея короткая, плечи широкие, грудная клетка короткая, широкая, таз широкий, мускулатура хорошо развита, мышцы короткие.
Боковое искривление позвоночника называют сколиозом.
6) Виды
По видам искривления позвоночника и формам, которые тот принимает в результате развития заболевания, сколиозы различаются на:
С-образный сколиоз (с одной дугой искривления)
S-образный сколиоз (с двумя дугами искривления)
Z- образный сколиоз (с тремя дугами искривления)
7) Сколио́з (греч. σκολιός — «кривой», лат. scoliōsis) — боковое искривление позвоночника у человека.Искривление может быть врождённым или приобретённым.
8) При сколиозе I степени дуга искривления в положении стоя не видна, она определяется только при наклоне вперед.
При сколиозе II степени дуга искривления определяется уже в положении стоя. При наклоне вперед в грудном отделе определяется выпячивание.
При сколиозе III степени в положении стоя бросается в глаза сильно выраженная дуга искривления позвоночника, асимметричное расположение лопаток. Деформация грудной клетки достигает таких размеров, что некоторые ребра заметно выпирают, некоторые – заметно западают. При наклоне вперед отмечается ярко выраженный рёберный горб.
При сколиозе IV степени позвоночник изуродован грубейшими деформациями.
9) АППАРАТ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЙ
1. Глаз имеет шарообразную
форму, поэтому его вращение
1) верхняя косая;
2) мышца, поднимающая веко;
3) верхняя прямая;
4) наружная прямая;
5) нижняя прямая;
6) нижняя косая.
2. Ясное, четкое видение разноудаленных предметов обеспечивается благодаря изменению кривизны хрусталика, а значит, и его оптической силы с помощью сокращения и расслабления особой мышцы, находящейся вокруг хрусталика. Эта мышца и меняет выпуклость самого хрусталика. Этот процесс есть аккомодация глаза. Это важнейший регулятор функции зрения.
3. С возрастом сила аккомодации
постепенно падает, сам хрусталик
становится менее эластичным, и
возникает старческая
4. Упражнения для
1) плотно закрыть и широко открыть глаза, повторить 56 раз с интервалом 30 с;
2) посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы;
3) вращать глазами по
кругу: вниз, вправо, вверх, влево и
в обратную сторону. Упражнения 2
и 3 рекомендуется делать не
Упражнения, снимающие утомление глаз:
1) выполняется сидя. Крепко
зажмурить глаза на 3–5 с, затем
открыть на 3–5 с. Повторить 6–8 раз.
Это упражнение укрепляет
2) выполняется сидя. Быстро
моргать в течение 1–2 мин. Это
упражнение улучшает
3) выполняется сидя. Смотреть перед собой 2–3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 20–30 см от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3–5 с. Опустить руку. Повторить 10–12 раз. Это упражнение снимает напряжение. Тем, кто носит очки, снимать их не следует;
4) сидя, закрыть глаза и
нежно массировать веки
5) сидя, тремя пальцами
каждой руки легко нажать на
верхнее веко, спустя 1–2 с пальцы
отпустить. Повторить 3–4 раза. Это упражнение
улучшает циркуляцию
Страдающим близорукостью надо делать упражнение с меткой на стекле. Для этого надо встать у окна на расстоянии 30–35 см и поочередно переводить взгляд то на метку, то на отдельные предметы за окном.
При выполнении подобных упражнений надо соблюдать основные принципы:
1) системность упражнений
и последовательность их
2) регулярность воздействия;
3) длительность применения упражнений;
4) постепенное увеличение физической нагрузки;
5) индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья;
6) содержание общей и специальной тренировок.
5. Методы аутотренинга
вполне применимы и для
Я совершенно спокоен и невозмутим. Веки совершенно спокойны и свободны. Взгляд спокоен, свободен и ясен. Глазное дно хорошо снабжается кровью. Кровь хорошо омывает глазное дно. Я смотрю легко и вижу ясно и отчетливо. Глазное дно приятно теплое. Глаза видят отчетливо и резко.
6. В основу релаксации
(расслабления) положены принципы
расслабления
1) ни в коем случае
при чтении книгу нельзя
2) расстояние от книги
до глаз необходимо
3) необходимо сопровождать
правильным дыханием все
При появлении пресбиопии (возрастной дальнозоркости) необходимо:
1) дышать глубоко и ритмично;
2) при чтении стараться расслаблять свои веки, мигать неторопливо, но часто;
3) переводить взгляд вдаль и на объекты, находящиеся вблизи.
7. Всякое снижение двигательной
активности неизбежно
10) В основе дыхательных упражнений лежит дыхание, которое состоит из полного вдоха и полного удлиненного выдоха. Приводим перечень некоторых упражнений:
1) ходьба в среднем темпе,
вдох и выдох только через
нос. На 3 шага – вдох, на 4 шага
– выдох. Через 3–4 дня увеличивайте
продолжительность выдоха на
один счет (5, 6 шагов) с тем, чтобы
через 4–6 недель выдох занимал 912
шагов. Продолжительность ходьбы
в уроке – от 1 до 3 мин. Стоя, ноги
на ширине плеч, выдохните. Вдыхая
через нос, руки поднять вперед,
вверх, медленно через стороны
опустить – выдох через нос.
Во время вдоха хорошо
11) В основу релаксации (расслабления) положены принципы расслабления глазодвигательных и цилиарных мышц, на которые падает основная нагрузка. Для этого надо соблюдать следующие правила:
1) ни в коем случае
при чтении книгу нельзя