Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:03, дипломная работа
Целью работы является изучение особенностей функционального состояния слизистой оболочки носа у студентов ВлГУ с помощью кристаллографического метода. Задачи: Провести анкетирование у студентов 3 групп ВлГУ ( Бб-109, Бтс-111, Мф-108) для выявления у них факторов риска здоровью. Освоить методику кристаллографии назального секрета и с использованием микроскопического метода изучить характер кристаллического рисунка в группах исследования.
Выявить факторы, влияющие на особенности тезиграмм у студентов.
Определить роль и место метода кристаллографии для оценки состояния здоровья индивидуума
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1.ЛИТЕРАТУРНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР…………………………...
2.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………..…
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………………...
4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
Список использованной литературы.……………….…………………
Анкетирование
редко бывает сплошным (охватывающим
всех членов изучаемой общности), гораздо
чаще оно имеет выборочный характер.
Поэтому достоверность и
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений.
Объектом данного исследования являлся назальный секрет.
Кристаллографическое исследование выполнялось по методу Л.А. Мороз с соавт.(1986 г.).
Данный метод подразумевает соединение материальных частиц с кристаллообразующим раствором NaCl. Образующийся при их использовании текстурный рисунок липотропных биологических жидкостей зависит от состояния организма. Малейшие нарушения, связанные с болезнью приводят к изменению химического состава биологических жидкостей. Характер роста кристаллов зависит от структуры сложнобелкового геля биожидкостей. Патологические явления нарушают саморегуляцию обмена веществ, одновременно с нарушением функций происходит структурная перестройка в биологических средах организма, что вызывает изменения кристаллизации компонентов сложных систем.
Метод кристаллографии позволяет выявить начальный этап сенсибилизации или аллергический фон, на котором протекает инфекционное заболевание, и насторожить врача в отношении возможной сопутствующей аллергической патологии. Техническая простота, достаточная информативность, отсутствие потребности в дорогостоящей аппаратуре и реактивах позволяют использовать этот метод, как на амбулаторном этапе обследования, так и в условиях стационара, как дополнительный метод донозологической диагностики различных заболеваний дыхательных путей.
В объем исследования были включены 34 студента из 3 групп (Бб-109, Мф-108, Бтс-111) ВлГУ, из которых 11(32,35%) - юноши и 23(67,65)- девушки. Средний возраст обследуемых студентов составил 19+/-1 лет.
Перед началом исследования студенты заполняли анкету на предмет наличия у них острой или хронической патологии носоглотки и факторов риска здоровью. У всех у них был взят назальный секрет для изучения особенностей функционального состояния слизистой носа.
После окончания анкетирования все полученные данные были внесены в табл.1, в которой описываются гендерные различия частоты встречаемости факторов риска у студентов.
Исходя из этих данных, можно заметить, что такие инфекционные заболевания, как ОРВИ (87%), ветряная оспа (47,8%), краснуха (26%) у девушек по процентному соотношению превышают над этими же инфекционными заболеваниями у юношей (81,8%, 36,4%, 18,2%). Это свидетельствует об угнетении иммунитета и изменении состояния слизистой оболочки и микробной флоры полости носа слабого пола.
Зато табакокурением и употреблением алкоголя в большей степени занимались юноши (36,4% и 18,2%), нежели чем девушки (34,8% и 17,4%).
Таблица 1
Гендерные различия частоты встречаемости факторов риска
у студентов ВЛГУ в группах исследования
Кристаллографическое исследование выполнялось по методу Л.А. Мороз с соавт.(1986 г.).
Материалами для проведения данного исследования являются: NaCl, СаСl2-6Н2О, световая микроскопия.
В носовой ход студента вставлялась стерильная марлевая турунда 3-4 см на 30 минут, пропитанная назальным секретом. Потом она опускалась на 15 минут во флакон с 2 мл физиологического раствора NaCl, далее делался мазок на предметном стекле, и ставился препарат в термостат. Образование кристаллов происходило в термостате при 37˚С и постоянной влажности, создаваемой динамической системой СаСl2-6Н2О в течение 5-6 часов. Для контроля в термостат параллельно помещалось предметное стекло с мазком 0,9% NaCl. Образовавшиеся в чашках Петри и на предметном стекле кристаллы изучались макро- и микроскопически. Макроскопически отмечалось количество центров кристаллизации, а при микроскопическом исследовании образовавшихся на предметном стекле кристаллов, изучался характер кристаллического рисунка.
Обсуждение результатов
При анализе полученных результатов исследования было установлено, что кристаллографический рисунок, приближенный к «условной норме» встречался лишь у 4 из 34 обследованных студентов (11,76% случаев) и характеризовался аморфными кристаллическими глыбками (1), линейными цепочками кристаллов (2) и группой небольших ромбовидных центров кристаллизации (3) (рис.1).
Рисунок 1
У 8 студентов из 34 (23,53%) кристаллограммы были аллергического типа и характеризовались расположением лучей кристаллов без центров кристаллизации в виде «листьев папоротника» (рис.2).
Рисунок 2
Инфекционный тип
При микроскопировании в поле зрения присутствовали кристаллы прямоугольной или ромбической формы (1) с центрами кристаллизации в виде многоугольников и отходящими от них кольцами кристаллов по типу «среза ствола дерева» (2) (рис.3).
Количество центров кристаллизации возрастало в зависимости от остроты воспалительного процесса, в среднем составляло до 4-7 в поле зрения
Характер кольцевидного рисунка также изменялся в зависимости от выраженности воспалительных изменений в слизистой носа.
Рисунок 3
У 16 студентов из 34 (47,06%)
кристаллограммы имели
Между кустистыми лучами кристаллов с центрами кристаллизации преимущественно в виде ромбов (1) располагались «аллергические фрагменты» (2), появление которых на кристаллическом рисунке у студентов с воспалительным процессом, по-видимому, связано с начальными проявлениями сенсибилизации или как отражение фона, на котором он протекает (рис.4).
Инфекционно-аллергический характер кристаллического рисунка наблюдается в период обострения аллергического состояния или может быть отражением аллергической предрасположенности организма.
Рисунок 4
Таблица 2
Факторы риска и типы кристаллического рисунка у студентов
ВЛГУ
В таблице 2 приведены данные о типах кристаллического рисунка и о факторах риска, которые влияют на эти типы и изменяют их.
Наиболее значимыми факторами риска являются инфекционные заболевания (грипп, ангина, гайморит) (23,5%) , частые ОРВИ (26,5%) и алкоголь (17,6%).
При «условной норме» рисунка инфекционные заболевания вместе с ОРВИ в сумме оказывали наименьшее влияние (17,7%) , чем при инфекционном (33,6%) , а аллергических заболеваний вовсе не обнаружено, что свидетельствует о наименьшей выраженности воспалительных и аллергических процессов в носовой полости у данной группы обследованных студентов.
При аллергическом типе кристаллического рисунка такие факторы риска, как инфекционные заболевания, ОРВИ присутствовали в 17,6% , а аллергический - в 5,9% случаев, что свидетельствовало о присутствии в анамнезе воспалений инфекционного характера, которые отобразились в виде аллергического фона на кристаллическом рисунке.
На инфекционный тип рисунка в большей мере оказывали влияние инфекционные заболевания и частые ОРВИ, которые в сумме составляли (33,6%).
Смешанный тип рисунка появился под воздействием инфекционных заболеваний (23,5%), частых ОРВИ (26,5%) и алкоголя(17,6%).
Особенности кристаллического рисунка в зависимости от наличия тех или иных факторов риска представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Факторы риска и тип кристаллического рисунка
Таблица 3
Характеристика кристаллограмм у студентов различных групп
В табл.3 приведены данные, по которым видно, что наиболее частым вариантом кристаллограмм назальной слизи был инфекционно-аллергический тип (57%), что может косвенно свидетельствовать о напряженности инфекционного иммунитете и аллергической предрасположенности.
У студентов группы Бб-109 в равном процентном соотношении присутствовал рисунок типа « папоротника» и смешанный тип (40%), а «условная норма» и инфекционный тип вместе составляли 20%.
У студентов группы Мф-108 смешанный тип в 57 % случаев превалировал над «условной нормой», составляющей 28,6 %, инфекционный тип встречался реже (14,3%), а аллергического типа не обнаружили.
У студентов группы Бтс-111 смешанный тип в 47 % случаев доминировал над аллергическим и инфекционным типом кристаллических рисунков, составляющих вместе 47 %.
Особенности кристаллограмм у студентов различных групп представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Особенности кристаллограмм у студентов различных групп
На диаграмме 2 более четко видно, что смешанный тип (столбик черного цвета) и « условная норма» (столбик желтого цвета) тезиграмм чаще встречаются в группе Мф-108, аллергический тип (столбик зеленого цвета) - в группе Бб-109, а инфекционный (столбик красного цвета) – в группе Бтс-111.
Особенности кристаллограмм у студентов разного пола
Диаграмма 3
В диаграмме 3 представлены результаты исследований типов кристаллограмм у студентов с гендерными различиями.
У девушек более характерным был смешанный тип кристаллограмм (столбик черного цвета) (52%), чем у юношей (36,4%), причем у молодых людей примерно в 2 раза чаще выявляли «условную норму» назального секрета (18%) (столбик желтого цвета). Аллергический тип у юношей отличался от аллергического типа кристаллического рисунка у девушек на 5,6% (столбик зеленого цвета), а инфекционный - на 0,8% (столбик красного цвета).
Таблица 4
Частота встречаемости факторов риска, влияющих на здоровье студентов различных групп ВлГу
По данным табл.4 можно сделать вывод, что в изучаемых группах студентов наиболее часто встречающимися факторами риска, которые могли оказать влияние на назальный секрет слизистой оболочки носа и изменить его кристаллический рисунок, были такие инфекционные заболевания, как ОРВИ (78,3%), ветряная оспа (52%), ангина и хронический тонзиллит (39,3%), краснуха (26,8%); хронические заболевания (гастрит) (18,2%) и такие вредные привычки, как употребление алкоголя (29,3%) и табакокурение (17,3%).
Диаграмма 4
Медико-социальные факторы риска
По диаграмме 3 наглядно видно, что у студентов группы Бб-109 ОРВИ (90%) примерно в 2 раза доминируют над другими инфекционными заболеваниями (42,5%), а те в свою очередь примерно в 2 раза превышают над процентом хронических заболеваний (20%) и табакокурением (20%). Процент студентов, употребляющих алкоголь, в 3 раза больше процента аллергических заболеваний в данной группе исследования.
Что касается группы Мф-108, в которой только одни девушки, то у них ОРВИ присутствуют в 57% случаев, а другие инфекционные, хронические заболевания и употребление алкоголя стоят на 2 месте значимых факторов риска и составляют примерно 28,6%. Аллергические заболевания вместе с табакокурением составляют 28,6%.
В группе Бтс-111 ОРВИ в 3 раза (88%) превышает над употреблением алкоголя в этой группе (29,4%) так же, как и табакокурение (17,6%) над хроническими (5,9%) и аллергическими заболеваниями (5,9%). Инфекционные заболевания составляют 13,3%.
Метод кристаллографии не токсичен, не приносит вреда здоровью обследованным студентам, так как используемые в этом методе реагенты не оказывают прямого воздействия на организм.
Заключение
Выводы после ваших комментариев
Список используемой литературы
Содержание:
Введение......................
1.Методы опроса...............
1.1 Анкетирование.................
1.2 Почтовый опрос................