Критический период в онтогенезе человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Тератология — это наука, занимающаяся изучением причин происхождения, механизмов формирования и проявления врожденных пороков развития. Важнейшим разделом этой науки является медицинская тератология, которая основное внимание уделяет клиническому проявлению, диагностике этих заболеваний, разрабатывает методы их лечения и профилактики.
Тератогенез – это возникновение пороков развития у плода под влиянием тератогенных факторов (радиация, химические, лекарственные вещества, инфекции). Тератогенным считается такое влияние, которое приводит к пороку развития эмбриона или плода, развивавшегося до этого нормально.

Содержание работы

1. СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………..2
2. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
3.1. Рост и созревание плода…………………………………………………5
3.2. Плод в отдельные месяцы внутриутробного развития………………..9
3.3. Три основных положения Стоккарда…………………………………...11
3.4. Формирование плода под действие сложного сигнала………………..13
3.5. Генетическая предрасположенность……………………………………17
3.6. Механизм действия тератогенов………………………………………..19
3.7. Основные пороки развития……………………………………………..21
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29

Файлы: 1 файл

Критические периоды в онтогенезе человека.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения  и социального развития

 

 

 

 

 

Реферат

На тему:

«КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА»

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Проверил:

 

 

 

2012

 

Содержание.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………..2
  2. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
  3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
    1. Рост и созревание плода…………………………………………………5
    2. Плод в отдельные месяцы внутриутробного развития………………..9
    3. Три основных положения Стоккарда…………………………………...11
    4. Формирование плода под действие сложного сигнала………………..13
    5. Генетическая предрасположенность……………………………………17
    6. Механизм действия тератогенов………………………………………..19
    7. Основные пороки развития……………………………………………..21
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29

 

 

 

 

Введение.

Тератология — это наука, занимающаяся изучением причин происхождения, механизмов формирования и проявления врожденных пороков развития. Важнейшим  разделом этой науки является медицинская  тератология, которая основное внимание уделяет клиническому проявлению, диагностике  этих заболеваний, разрабатывает методы их лечения и профилактики.

Тератогенез – это возникновение пороков развития у плода под влиянием тератогенных факторов (радиация, химические, лекарственные вещества, инфекции). Тератогенным считается такое влияние, которое приводит к пороку развития эмбриона или плода, развивавшегося до этого нормально.

Пороки развития, т.е. тератогенные эффекты могут проявляться как  анатомическими дефектами (собственно уродства), так и генными или  цитогенетическими нарушениями (биохимические  и функциональные нарушения).

Вредные факторы, вызывающие аномальное развитие плода, называются тератогенными. Их можно разделить  на отдельные группы:

• Недостаточное и несбалансированное (неправильное) питание матери, кислородная недостаточность

• Различные заболевания матери, особенно острые (коревая краснуха, скарлатина, грипп, вирусный гепатит, паротит и др.) и хронические инфекции (листериоз, туберкулёз, токсоплазмоз, сифилис и др.)

• Осложнения беременности - токсикозы и присоединившиеся болезни

• Различные лекарственные средства, особенно гормональные препараты, применяемые во время беременности

• Вредные производственные факторы и химические вещества, загрязняющие окружающую среду; высокая температура производственных помещений, шум, пыль, повышенная физическая нагрузка, вынужденное положение тела, напряжение зрения и т.д.

• Ионизирующие излучения

• Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания)

Влияние некоторых тератогенных факторов, например, лекарственных  препаратов, можно предсказать экспериментально. Для других факторов такие исследования в отношении человека в принципе невозможны, хотя и не исключены, правда в таком случае исследования проводят уже пост фактум.

При таких исследованиях  было выявлено, что, например, прием  талидомида, вызывал уродства не у всех детей, матери которых принимали этот препарат. Для одних эмбрионов действие талидомида прошло совершенно бесследно, а другие получили тяжелые врожденные уродства. Почему же такое произошло? Какие условия влияли на характер и степень выраженности врожденных уродств?

Впервые частичный ответ  на этот вопрос, сам того не подозревая, нашел русский ботаник П.И.Броун. Работая с сеянцами злаков, всходами картофеля и некоторыми другими  растениями, он пришел к выводу, что  в развитии растений существуют периоды, когда организм более или менее  стоек к действию различных внешних  агентов, и периоды, когда чувствительность к тем же агентам значительно  повышается. Периоды, в которых чувствительность к тератогенным фактором была повышена, он назвал "критическими".

В 1921 года Ц.Стоккард предложил различать такие критические периоды и в развитии животных. Индивидуальное развитие, по воззрениям Стоккарда, представляет собой ряд последовательных этапов, различающихся скоростями развития органов или их систем. Наибольшая скорость развития наблюдается в критические, узловые периоды эмбриогенеза, такие, как имплантация, образование плаценты или нервной системы, формирование конечностей и др.

 

Рост и созревание плода.

Беременность в среднем  продолжается 280 дней, или 10 акушерских месяцев от первого дня последней  менструации (продолжительность акушерского  месяца 28 дней; 10 акушерских месяцев  ровняются 40 неделям). В течение этого  времени из оплодотворенной яйцеклетки развивается зрелый плод, способный  к внеутробному существованию.

Во внутриутробном развитии человека различают (условно) два периода: зародышевый и плодовый.

 

Эмбриональный период

Продолжается от момента  оплодотворения до конца второго  месяца беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших  органов и систем (нервная, кроветворная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, выделительная и др.); происходит формирование туловища, головы, лица, зачатков конечностей. Зародыш приобретает черты, характерные для человека. Процессы развития в этот период весьма интенсивны, приспособительные механизмы еще не развиты, поэтому зародыш очень чувствителен к действию повреждающих факторов.

Недостаток кислорода, перегревание, микробы, вирусы, химические вещества, алкоголь, никотин - могут вызвать  нарушение развития и гибель эмбриона или появление врожденных уродств.

 

Плодовый период

Начинается с конца  второго - начала третьего месяца беременности и продолжается до момента рождения ребенка. В этот период плод быстро растет, происходит развитие тканей, органов  и систем, находящихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность  плода в период его внутриутробной жизни и после появления на свет.

Развитие плода происходит в непосредственной взаимосвязи  с организмом матери, в котором  участвуют биохимические, иммунные, эндокринные, нервные и другие механизмы.

Организм женщины во время  беременности находится под воздействием разнообразных факторов окружающей среды, которые, как уже говорилось, влияют на течение беременности и  в ряде случаев вызывают развитие той или иной патологии плода. Однако реакция плода на повреждающие факторы зависит от стадии его  развития и чувствительности его  тканей к их воздействию.

В эмбриональном и плодовом периодах принято выделять стадии, когда зародыш обладает высокой чувствительностью к повреждающим веществам. Эти периоды получили название критических. Выделение этих периодов очень важно. Критические периоды развития характеризуются повышением обменных процессов (в эти периоды создаются все необходимые условия для осуществления одного из этапов развития зародыша в целом, а также отдельных зачатков органов и даже клеток).

Патогенные действия, которые  могут привести во время беременности к нарушению развития плода, имеют  самый разнообразный характер: переохлаждение, перегревание, недостаток кислорода, ионизирующее излучение, химические вещества, возбудители инфекции.

 

Первый критический  период

Предшествует имплантации (прикрепление зародыша к стенке матки) или совпадает с ней. Это так  называемая стадия предимплантационного развития (начинается с момента оплодотворения и продолжается до момента прикрепления зародыша к стенке матки - 7-8 дней после оплодотворения). Зародыш, на данной стадии, относительно устойчив к действию повреждающих агентов. Повреждающее действие реализуется, обычно, по принципу «все или ничего». Однако в конце предимплантационного периода наблюдается кратковременный период подъема чувствительности зародыша к повреждающим агентам. Именно в это время неблагоприятные факторы оказывают эмбриотоксическое действие, приводя к гибели зародыша

 

Второй критический  период

После завершения имплантации  в развитии эмбриона начинается второй критический период – период образования  зачатков органов и систем эмбриона, который у человека заканчивается  к третьему месяцу внутриутробной жизни. Этот срок является наиболее чувствительным для развития эмбриона (3-7 недель), а также период образования плаценты (9-12 недель). В период образования органов, в результате патогенного действия повреждающих факторов на эмбрион, в первую очередь, поражаются те органы и системы, которые находились в это время в процессе закладки и повышенного обмена веществ. Поэтому для поражения эмбриона в этот период характерным является возникновение уродств (тератогенный эффект). У эмбриона человека наиболее чувствительными к неблагоприятным факторам являются центральная нервная система, органы зрения, железы внутренней секреции и половые железы, поэтому аномалии этих органов встречаются чаще других.

Под воздействием повреждающих факторов во время образования плаценты происходят патологические изменения, в основе которых лежит возникновение  плацентарной недостаточности, выражением которой является врожденная гипотрофия плода (дефицит массы тела ребенка).

После завершения процессов  формирования органов и формирования плаценты начинается плодовый период (с конца второго - начала третьего месяца беременности до рождения). Эмбриотоксического и тератогенного * эффектов, столь выраженных и типичных для предыдущий стадий, в этот период не наблюдается. Исключение составляют лишь аномалии развития половых органов у плодов женского пола, так как половые органы начинают формироваться в относительно поздний период (12 –14 неделя эмбрионального развития). Это может произойти при приеме гормональных препаратов, в том числе и оральных контрацептивов:

Эстрогены и эстроген + гестогеносодержащие препараты - наиболее уязвимые для срока беременности от 8 до 17 недель. Результатом их применения может быть развитие опухолей гениталий, анатомических и функциональных их дефектов, а также возможно нарушение полового развития у плода мужского пола, - псевдогермофродитизм.

Прогестероносодержащие пероральные контрацептивы - их воздействие возрастает от начала беременности до 4-х месяцев. Результатом их применения может быть нарушение формирования половых органов у плода и псевдогермафродитизма девочек, а также возможны аномалии конечностей, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта.

 

 

Третий критический  период

В 18-22 недели беременности происходят важнейшие процессы, связанные с  формированием активности головного  мозга плода, кроветворной системы, выработки важнейших гормонов, рефлекторных реакций. Следовательно, этот период является третьим критическим периодом в  его развитии.

Во второй половине беременности происходит становление и созревание важнейших органов и структур (нервной, кроветворной, сердечно-сосудистой). В этот период также происходит снижение чувствительности плода к повреждающим агентам.

Повреждающие факторы  могут реализовать свое действие, проникая через плаценту или изменяя  ее нормальную проницаемость. Плацента – это уникальный фильтр, который  обладает ограниченной проницаемостью, защищая организм плода от множества  веществ и токсичных продуктов, попадающих в организм матери. Однако плацента проницаема для большинства  лекарственных веществ, применяемых  в акушерской практике: закись азота, наркотические анальгетики, витамины, большинство гормонов, сердечных  препаратов, антибиотиков, противовоспалительных  препаратов и др. Лекарственные вещества, принятые беременной женщиной, проникая в организм плода, проходят через  плаценту. Количество вещества, поступившего в организм плода, зависит от состояния  плаценты, ее кровотока, физико-химических особенностей лекарственного агента (например, его молекулярной массы), а также  от осложнений, которые могут возникнуть во время беременности (инфицирование, гестоз, употребление алкоголя, резус-конфликт и др.). При возникновении осложнений беременности барьерная функция плаценты нарушается, и через нее начинают проникать даже те вещества, которые в нормальных физиологических условиях через нее не проходят.

 

Плод в отдельные  месяцы внутриутробного развития.

В течение первого месяца происходит имплантация, образование  зародыша, зачатков важнейших органов, зародышевых оболочек.

В конце второго месяца длина плода – 3-3,5 см, он имеет  сформировавшееся тело, зачатки конечностей, его головка равна длине туловища, на ней видны зачатки глаз, носа, рта. В этот период начинают формироваться  половые органы.

В конце третьего месяца длина плода составляет 8-9 см, он имеет массу 20-25 г, его головка  крупная, уже становится заметно  различие в наружных половых органах, конечности совершают движения, видны  пальчики на ручках и ножках.

Информация о работе Критический период в онтогенезе человека