Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:11, реферат
Лечебная гимнастика назначается с 3—5-го дня после травмы, когда стихают боли в области перелома, больной привыкает к вынужденному положению в постели лежа на спине.
Основными задачами лечебной физкультуры в этом периоде являются:
1) предупреждение застойных явлений в легких, атонии желудочно-кишечного тракта, задержки мочеиспускания и т. д.;
2) улучшение общего состояния больного;
3) декомпрессия поврежденных позвонков и межпозвонковых дисков.
Основной задачей в III периоде является научить больного ходить.
Упражнения проводятся в положении стоя (больше упражнений для ног: приседания, легкое сгибание и разгибание при стоянии на носках с выпрямленными коленями).
Задачи ЛФК при ампутации конечностей определяются многими факторами. Изменившиеся условия статики и динамики тела после ампутации конечностей предъявляют новые требования к опорно-двигательному аппарату и организму в целом.
Овладение протезами и пользование ими осуществляется по механизму компенсаторной приспособляемости, пределы которой индивидуальны и зависят главным образом от психофизического состояния пострадавшего. В связи с этим в процессе занятий лечебной физической культурой в первую очередь используются механизмы тонизирующего и трофического действия физических упражнений, создающие благоприятный фон для успешной выработки новых двигательных навыков, наиболее полно реализующих функциональные возможности, заложенные в той или иной конструкции-протезов.
Частные задачи лечебной физической культуры после ампутации конечностей разнообразны:
Таким образом, одной из отличительных особенностей ЛФК после ампутации конечностей является большое разнообразие частных задач и применяемых методик, направленных в основном на нормализацию деятельности различных систем организма в новых условиях, на развитие двигательных качеств, выработку компенсации и формирование навыков пользования искусственными конечностями.
Следует отметить, что формирование навыка пользования протезом, как и других двигательных навыков, проходит три стадии:
Особого внимания требует первая стадия, так как именно в этот период наблюдается много лишних, ненужных движений, которые в стадии стабилизации закрепляются и в дальнейшем исправляются с большим трудом.
В методике лечебной физической культуры, применяемой после ампутации конечностей, выделяют три периода:
Для более успешной медицинской и трудовой реабилитации перенесших ампутацию конечностей желательно вовлекать их в занятия спортом. Опыт показал, что люди, пользующиеся протезами, могут заниматься любым видом спорта, они испытывают большое удовольствие от того, что могут плавать, ходить на лыжах, ездить на велосипеде и т. д., принимать участие в соревнованиях. В составе Международного олимпийского комитета имеется Международная федерация спорта инвалидов, разработавшая спортивные нормативы для перенесших ампутацию верхних или нижних конечностей с учетом возрастных особенностей и уровня ампутации. Создан и специальный инвентарь (ласты и протезы для плавания, палки-костыли для лыж и др.).
При ампутации верхних конечностей в раннем послеоперационном периоде (первый период) занятия ЛФК начинают через несколько часов после операции. Задачами занятий являются: общетонизирующее воздействие на больного, улучшение психического тонуса, предупреждение осложнений. В занятия включают упражнения, обеспечивающие стимуляцию всех вегетативных функций, упражнения, способствующие формированию компенсации бытовых движений (повороты на бок, переходы в положение сидя на кровати и вставание из разных положений без опоры руками, прием пищи, умывание, одевание, причесывание одной рукой). Подобные упражнения в сочетании с ходьбой улучшают кровообращение и содействуют борьбе с гиподинамией.
Интенсивность и сроки
активизации двигательного
После снятия швов приступают к обучению навыкам самообслуживания (рис. 46, 47) и более сложным действиям с помощью рабочих приспособлений в виде манжет, крючков-фиксаторов и т. п.
|
Рис. 46. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации верхних конечностей. |
|
Рис. 47. Развитие навыков самообслуживания без протезов. Лечебная физическая культура при реконструктивных вмешательствах на культях верхних конечностей - фалангизации первой пястной кости и расщеплении предплечья по Крукенбергу - в предоперационном периоде способствует наилучшему функциональному результату оперативного вмешательства, а в послеоперационном — скорейшему формированию и совершенствованию двигательных компенсаций (рис. 48, 49). |
Рис. 48. Типовые упражнения после расщепления предплечья по Крукенбергу.
Рис. 49. Типовые упражнения после фалангизации первой пястной кости.
В третьем периоде,
т. е. с момента получения
Обучение пользованию протезом начинается с его надевания. Во всех случаях, кроме вычленения конечностей в плечевых суставах, больной должен надевать протез самостоятельно. При односторонней ампутации протез надевают с помощью здоровой руки. При двухсторонних ампутациях протезы надевают сначала на более длинную культю, затем на более короткую либо одновременно. Снимать протезы можно любым наиболее удобным способом. В освоении протеза и формировании двигательных навыков соблюдается определенная последовательность: «раскрытие» кисти и последующее смыкание пальцев; сгибание и разгибание в локтевом суставе (шарниге); движения по всем осям в плечевом суставе; движения в сохранившихся суставах в сочетании с движением, выполняемым протезом; необходимые бытовые движения и действия (перемещение различных предметов, прием пищи и т. д.); более сложные действия, в том числе игрового характера. Диапазон движений зависит от характера ампутации, состояния вышележащего сустава усеченной конечности и используемого протеза. Так, протезы после вычленения и ампутации плеча к допускают следующие движения:
В протезах предплечья возможны «раскрытие» кисти и пассивная ротация ее. При двух протезах обучать движениям следует как раздельно, так и вместе. Вначале целесообразно научить больного брать и удерживать предметы стоя, затем сидя, позже формировать навыки в еде, письме, причесывании, раскрашивании, черчении, перестановке шахматных фигур, подбрасывании и ловле мяча и т. д. (рис. 50, 51).
Рис. 50. Обучение пользованию протезами после ампутации верхних конечностей.
Рис. 51. Обучение пользованию протезами после ампутации верхних конечностей.
После ампутации нижних конечностей занятия ЛФК необхо
Упражнения для культи способствуют уменьшению послеоперационного отека. С 5-6-го дня при отсутствии противопоказаний больному разрешают вставать. В занятия включают упражнения в равновесии, упражнения, подготавливающие здоровую конечность к предстоящим повышенным нагрузкам, упражнения, выполняемые в исходном положении стоя, упражнения на «осанку». Больной обучается ходьбе с двумя костылями. Движения во всех суставах усеченной конечности следует выполнять с предельно возможной амплитудой. В сочетании со съемными гипсовыми лонгетами, вытяжением, различными «укладками» культи эти упражнения предотвращают формирование контрактур.
После снятия швов (второй период) общую нагрузку (в занятиях и во время ходьбы с костылями) значительно увеличивают. Используют упражнения с постепенно возрастающим давлением на отдельные участки поверхности культи (за исключением дистального конца и участка, на котором расположен кожный шов) с целью подготовить кожу культи к давлению гильзы протеза. Широко применяют движения во всех суставах усеченной конечности для профилактики контрактур и выработки равновесия (рис. 52). За 2-3 дня до пользования учебно-тренировочным протезом включают упражнения в легком давлении на конец культи. При костнопластических ампутациях подготовка «опорности» культи должна осуществляться с учетом стимулирующего воздействия упражнений на процессы сращения опила с трансплантатом (рис. 53).
Рис. 52. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.
Рис. 53. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.
|
Во время
пользования учебно- Рис. 54. Типовые упражнения во втором периоде занятий на временных гипсовых протезах. |
При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитерирующего эндартериита, диабета; атеросклероза и других заболеваний, а также в пожилом возрасте необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы; избегать статических напряжений; чаще менять исходны положения; чередовать активные движения с пассивными; включать больше дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, занятия с больными молодого и среднего возраста можно включать элементы спортивных упражнений и игр, выполняемые без протеза и с протезом.
В период подготовки
постоянного протеза и
|
В этом завершающем периоде занятия проводятся на учебно-тренировочной площадке, которая должна иметь: асфальтовую, песчаную, булыжную дорожки и дорожку с препятствиями. На асфальтовую дорожку наносятся краской следы шагов с различным расстоянием между ними. Между песчаной булыжной дорожками устанавливаются перила разной высоты для тех, кто первое время не может обойтись без дополнительной опоры. Для обучения подъему и спуску по наклонной плоскости на учебно-тренировочной площадке должна быть небольшая горка с различной крутизной склонов, а для обучения входу и выходу из трамвая, троллейбуса и автобуса - помост со ступеньками и перилами (рис. 55). Рис. 55. Учебно-тренировочная площадка для обучения ходьбе на протезах. |
Информация о работе Лечебная физическая культура при переломах