Лечебная физическая культура при переломах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:11, реферат

Описание работы

Лечебная гимнастика назначается с 3—5-го дня после травмы, когда стихают боли в области перелома, больной привыкает к вынужденному положению в постели лежа на спине.
Основными задачами лечебной физкультуры в этом периоде являются:
1) предупреждение застойных явлений в легких, атонии желудочно-кишечного тракта, задержки мочеиспускания и т. д.;
2) улучшение общего состояния больного;
3) декомпрессия поврежденных позвонков и межпозвонковых дисков.

Файлы: 1 файл

Лечебная физкультура при переломах позвоночника.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Приступая к  обучению ходьбе на протезах (временных  и постоянных), необходимо прежде всего  правильно подобрать костыли, трости и научить пользоваться ими. Неправильно подобранные костыли и трости отрицательно влияют на выработку двигательного навыка (акта ходьбы), на осанку, искажают походку, требуют лишних усилий. Кроме того, неумелое пользование костылями может явиться причиной ряда осложнений - гидроаденита, потертостей и даже пареза дерхних конечностей: Длина костылей определяется в положении стоя по расстоянию от подмышечной впадины до пола. Рукоятка должна располагаться на уровне большого вертела, с тем чтобы при опоре на кисти освобождались от большой нагрузки подмышечные впадины. Длину трости можно определять двумя способами: расстоянием от большого вертела до пола или от кисти до пола при согнутом локтевом суставе под углом 135°. Тростью пользуются со стороны здоровой нижней конечности или более полноценной культи.

Обучение пользованию  протезами начинается с надевания  протезов. Протезы после ампутации  голеней надевают сидя; после ампутации  бедра - стоя и сидя; после ампутации  обоих бедер - лежа и сидя. На культю надевают шерстяной чехол или чулок без швов и складок. Гильза протеза должна плотно облегать культю. Для ходьбы на протезах большое значение имеет умение сохранять равновесие. Поэтому, прежде чем разрешить больному передвигаться, надо научить его стоять прямо, распределяя вес тела на обе ноги. Первые шаги нужно делать только по прямой, они должны быть небольшими и одинаковой длины. Для выработки ритмичной походки рекомендуется обучать ходьбе под музыку или метроном. Необходимо обращать внимание больного на отдельные элементы шага: перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу (или протез) и затем, за счет маятникообразного движения протеза в сочетании с активным движением культи, вынос протеза вперед (избегая движения через сторону).

 

В первое время  занятия лучше проводить перед  зеркалом. После освоения ходьбы в  медленном темпе надо научить  больного ходить быстро с поворотами и внезапными остановками, с небольшим  грузом в руках или на плечах, садиться, ложиться, падать, вставать, поднимать предметы, подниматься и опускаться по лестнице, передвигаться в темноте, входить в трамвай, автобус, троллейбус и т. д. (рис. 56).

Рис. 56. Обучение ходьбе на постоянных протезах (третий период).


Для повышения  двигательных функций больных и  выработки навыков пользования  искусственными конечностями наряду с  общеизвестным гимнастическим инвентарем (набивными мячами, гимнастическими  палками, стенкой, скамейками и т. п.) необходимо использовать специальное оборудование: козелки, трости простые и раздвижные, барьеры переносные, костыли и трости-динамометры; приборы и приспособления для развития концевой опорности культей, силы, выносливости, мышечно-суставной чувствительности, координации движений, профилактики контрактур, плоскостопия и нарушений осанки, обусловленных ампутацией.

Для контроля за уровнем развития двигательных качеств  необходимо иметь соответствующие  измерительные приборы, позволяющие  определять: силу мышц культи, выносливость, концевую опорность, отклонения в осанке, степень нагрузки на трость или костыли во время пользования ими. Кроме того, в кабинете лечебной физической культуры должны быть: два больших зеркала (на противоположных стенах) для контроля за движениями и осанкой во время обучения пользованию протезами; метроном или магнитофон для выработки ритмичной ходьбы; дорожки различной ширины с нанесенными краской следами (для выработки шагов одинаковой длины и ограничения широкого расставления ног при ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер). Пол должен быть гладким, не скользким, деревянным или пробковым.

Ампутация нижних конечностей всегда сопровождается большой психической травмой, что  необходимо учитывать с целью  повышения у занимающихся психического тонуса и создания уверенности в том, что научиться пользоваться протезом может каждый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

комплекс  упражнений после ампутаций верхних  конечностей (третий период)

 

Содержание

Дозировка

ОМУ

Вводная часть (7-10 мин)

Надевание протезов, построение в колонну по одному, ходьба

 

в шахматном  порядке, ходьба на месте с высоким  подниманием колена

1-2 мин

 

 

30-60 сек

обращать внимание на движения рук и осанку

Основная часть (20-30 мин)

  1. И. п. - стоя. Разжать и сжать пальцы кисти протеза.
  2. Поочередное сгибание рук в локтевых суставах.
  3. Поднести кисть ко рту.
  4. Приседание.
  5. Поднимание рук вперед.
  6. Поднимание рук в стороны.
  7. И. п. - стоя у стола. Определение веса коробок с песком (коробки разного веса).
  8. Взять и удержать различные предметы.
  9. Определение с закрытыми глазами различных по форме, весу и материалу предметов.
  10. И. п. - стоя в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4-5 шагов. Броски и ловля мячей.
  11. И. п. - стоя перед зеркалом. Различные движения на координацию.
  12. И. п. - стоя на расстоянии 4—5 шагов от баскетбольной корзины. Броски мяча в корзину.
  13. И. п. - стоя у блоков. Поднимание небольшого груза протезом на заданную высоту (без контроля зрением).
  14. И. п. - основная стойка. Поднести кисть протеза к голове.
  15. И. п. - стоя в кругу. Перебрасывание мяча со сменой направления.
  16. И. п. - стоя. Снимание протезов.

10-12 раз

 

10-15 раз

 

8-10 раз.

8-10 раз.

8-10 раз.

8-10 раз.

 

5-10 раз.

 

3-5 раз.

3-5 раз.

 

 

10-15 раз.

 

 

10 раз.

 

10-15 раз.

 

 

5-6 раз.

 

 

5-6 раз.

 

5 раз

Выполнять в  среднем темпе

 

 

 

 

Выполнять в медленном темпе

 

Выполнять в  медленном темпе

 

 

 

 

 

 

Выполнять в  среднем темпе

 

 

 

Выполнять в  среднем темпе

 

 

 

 

 

 

Выполнять в  среднем темпе

 

Заключительная часть (8-10 мин).

  1. И. п. - основная стойка. Повороты туловища, руки в стороны.
  2. Поднимание разноименных руки и ноги вперед. .
  3. Наклон вперед, руки в стороны, «уронить» расслабленные руки.
  4. Поднять плечи и опустить, расслабив их.
  5. Ходьба в медленном темпе.

5-6 раз

 

6-8 раз.

 

3-4 раза.

 

3-4 раза.

 

1-2 мин.

Выполнять в  среднем темпе

 

Выполнять в среднем темпе

 

Выполнять в  среднем темпе

 

Выполнять в  среднем темпе

 

Выполнять в  медленном темпе


 

 

 

 

 

Комплекс  упражнений после ампутации  обеих нижних конечностей 

п/п

Исходное положение

Выполнение  упражнений

Кол-во повт.

Методические  указания

1.

Сидя на полу, руки вперед, удерживая гимнастическую палку широким хватом. Культи нижних конечностей в положении максимального разведения

Поднять руки вверх. Вернуться  в исходное положение

6-8

Выполнять в медленном  и среднем темпе

2.

Сидя на полу, руки перед грудью, удерживая гимнастическую палку широким хватом. Культи нижних конечностей в положении максимального разведения

Имитация гребковых  движений палкой вперед и назад

12-16

Выполнять в среднем  темпе

з.

Сидя на полу, руки за голову. Культи нижних конечностей в положении максимального разведения

Выполнять повороты туловища в одну и другую сторону

10-16

Выполнять в медленном  темпе

4.

Сидя на полу, руки за голову. Культи нижних конечностей в положении максимального разведения

Выполнять наклоны туловища в одну и другую сторону

12-16

Выполнять в среднем  темпе

5.

Сидя на полу, руки вниз, удерживая гимнастическую палку  широким хватом. Культи нижних конечностей в положении максимального разведения

Вытянуть руки вперед, выполнять наклоны туловища вперед с максимальной амплитудой. Вернуться в исходное положение

12-16

Выполнять в медленном  темпе, дыхание не задерживать

6.

Лежа на боку, нижняя рука в опоре на локоть, верхняя в  упоре перед грудью

Отведение правой культи в сторону с максимальной амплитудой и с напряжением. То же на другом боку

16-20

Выполнять в среднем  темпе

7.

Лежа на левом боку, нижняя рука в опоре на локоть, верхняя  в упоре перед грудью

Одновременно поднять  вверх правую культю и правую руку. То же на другом боку

10-12

Выполнять в среднем  темпе

8.

Лежа на боку, руки на затылке, локти вперед, культи нижних конечностей фиксируются методистом

Поднять голову, грудь  и туловище над полом, удерживать положение 3—5 с, расслабиться. То же на другом боку

10-12

Дыхание не задерживать, разгибания выполнять на выдохе

9.

Лежа на спине, руки вдоль  туловища, культи нижних конечностей фиксируются методистом

Руки за голову,

переход в положение  сидя

10-

12-16

Выполнять в медленном  темпе, на выдохе

10.

Сидя на полу, руки в  упоре

Отталкиваясь одновременно руками от пола, перемешать туловище вправо-влево, напрягая ягодичные мышцы

6-10

Выполнять в медленном  и среднем темпе

11.

Сидя на полу спиной к  шведской стенке, вытянутыми вверх  руками ухватиться за перекладину

Подтягивание на перекладине, сгибание в тазобедренных суставах под углом 90°

10-

12-16

Выполнять в медленном  темпе

12.

Сидя на полу лицом  к шведской стенке, вытянутыми вверх  руками ухватиться за перекладину

Культями опереться  на нижнюю перекладину, подтянуться, разгибание в тазобедренных суставах, культи вниз

Ю-16

Дыхание свободное

13.

Лежа на спине руки на затылке

Сгибая туловище, попытаться достать локтем правой руки левое  колено. То же другой рукой и ногой

10-12-16

Темп средний. После ампутации             бедра сгибать культю

14.

Лежа на спине, руки на затылке

Сгибая туловище, подтянуть  руками к груди колени (колено), дотянуться головой до согнутых коленей(колена)

10-12

Темп медленный. После ампутации бедра сгибать культю

15.

Лежа на спине, упор на локти, кисть в кулаке

Опираясь на локти, прогнуться грудью вверх, зафиксировать положение на 2—3 с, расслабиться

10-12

Дыхание не задерживать

16.

Лежа на спине, упор на локти, кисть в кулаке

Опираясь на локти  и культи, приподнять таз, опустить вправо, вернуться в исходное положение. То же влево

12-16

Темп медленный и средний. Дыхание не задерживать

17.

Лежа на спине, упор ладонями в пол

Правой культей потянуться влево, дотягиваясь до пола. То же в  другую сторону

12-16

Темп медленный и  средний. Дыхание не задерживать

18.

Лежа на спине, упор ладонями в пол

Имитация ногами движения «велосипед»

30 с

Темп быстрый и средний

19.

Лежа на спине, руки в  стороны, ладони в пол, культи фиксируются  методистом

Правой ладонью потянуться клевой ладони, поворачивая голову влево, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону

10-12

Темп средний и медленный. Таз от пола не отрывать

20.

Лежа на спине, упор ладонями в пол

Скрещивание поднятых прямых ног(культей)вверх-вниз, в стороны («ножницы»  вертикально и горизонтально)

12-16

Темп средний и быстрый

21.

Стоя на четвереньках (после ампутации голеней)

Махи прямой ногой (культей) в сторону, вверх

12-16

Темп быстрый

22.

Тоже

Потянуть правое колено клевому локтю, выпрямить ногу, мах  прямой ногой вверх. То же другой ногой

12-16

Темп средний

23.

Тоже

Переступая руками по полу, повороты туловища влево, затем вправо

6-8

Темп медленный

24.

Лежа на спине, руки над  головой в замке

Повороты со спины  на бок и наоборот в одну и в  другую сторону

12-16

Темп медленный. Дыхание  не задерживать

25.

Сидя на полу, культи широко расставлены, руки на поясе, в руках резиновый бинт

Растягивая бинт, выпрямлять вверх и в сторону правую руку. То же другой рукой

10-12

Темп средний и быстрый

26.

Сидя на полу, культи широко расставлены, в руках перед грудью резиновый бит

Растягивая бинт, выпрямлять руки в стороны. Вернуться в исходное положение, расслабиться

12-16

Темп медленный

27.

Лежа на спине, руки вдоль  туловища, на культях утяжелители  весом 0,5 кг

Поднять прямую ногу вверх, отвести в сторону, опустить. То же другой ногой

10-12

Темп быстрый

28.

Сидя, культи широко расставлены, руки перед грудью, в руках гантели весом 0,5—1 кг

Поднять руки вверх,развести в стороны

16-20

Теми средний. Дыхание  свободное


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  по физической культуре в 5 классе

Закрепление техники финиширования.

Задачи урока:

  1. Закрепление техники финиширования.
  2. Развитие быстроты, координации.
  3. Воспитание чувства коллективизма.

Тип урока: закрепление знаний

Инвентарь: финишная ленточка, вопросы к игре-викторине, секундомер.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: спортивный зал.

Ход урока:

№ 
п\п

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводная часть 10- 15 мин

   1.         Построение. Расчет. Рапорт. Сообщение задач урока.

1–2 мин.

Учитель: Ровняйсь! Смирно! Здравствуйте,ребята.

Вольно. 
Сегодня на уроке мы будем закреплять технику финиширования, много бегать,развивать координацию и проведём игру-викторину.

2.           О.Р.У. в движении:

 

Ровняйсь! Смирно! Направо! Налево в обход шагом  марш!

  • ходьба руки за головой, правая нога на пятке, левая нога на носке (сменить);

0, 5 круга

спина прямая, локти  в стороны,

  • ходьба в полуприседе, руки на поясе;

0, 5 круга

спина прямая

  • ходьба в полном приседе, руки на коленях;

0, 5 круга

руки в локтях не сгибать.

  • пальцы в замок, отведение прямых рук назад на каждый шаг;

0, 5 круга

руки в локтях не сгибать

  • наклоны вниз на каждый шаг;

0, 5 круга

потянуться  вниз.

  • ходьба выпадами, руки за головой;

0, 5 круга

спина прямая, локти  в стороны

  • ходьба глубокими выпадами, поворот туловища в сторону.

0, 5 круга

маховая нога прямая.



Информация о работе Лечебная физическая культура при переломах