Лечебная физкультура при заболевании органов дыхания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:31, реферат

Описание работы

Человек — общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно исторического развития.

Содержание работы

Введение
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

лфк дыхание.docx

— 43.31 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  технический университет»

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

Специальность 080115 – «Таможенное дело»

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Лечебная физкультура  при заболевании органов дыхания»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр.ТД-419

Измайлова Ксения

 

 

 

 

 

Омск 2013

Содержание

 

Введение

Лечебная физкультура  при заболеваниях органов дыхания

Заключение 

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек — общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной  речью. Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному  положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации  мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно  исторического развития. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность  перехода к анатомо-физиологическому строению человека. А возникновение  сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного  развития животных. Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся  трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся  сам. Пока, наконец, не достиг в течение  сотен лет современного типа строения и не превратился в новый биологический  вид, именуемый Homo Sapiens (разумный человек). 

Тело человека, как и  всех животных, имеет клеточное строение. Образующие его клетки имеют различное  строение соответственно выполняемым  ими функциям и формируют различные  ткани (мышечную, нервную, костную, внутренней среды и другие). Из тканей составляются органы и системы органов. 

Связь всех органов и тканей друг с другом и связь всего  организма с внешней средой осуществляется нервной системой. Наивысшее анатомическое  и функциональное развитие головного  мозга и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого  развития нервной (интеллектуальной) деятельности у человека служит наличие, кроме  первой сигнальной системы, — условно рефлекторных связей, сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды — еще одной сигнальной системы, заключающейся в восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления, свойственного лишь человеку.

И как все живое –  организм человека подвержен разрушению, причем как со стороны внешних  факторов окружающей среды, так и  вследствие неразумного отношения  к своему здоровью. На данный момент очень актуальная тема лечебная физическая культура (ЛФК) – как метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с  лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование  основной биологической функции  организма — движения. В своем  реферате я хотел бы более подробно остановиться на применении ЛФК при  заболеваниях органов дыхания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лечебная физкультура  при заболеваниях органов дыхания

 

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания  в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального  газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено  спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом  акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

Задачи ЛФК:

  • оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;
  • улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;
  • уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;
  • ускорить рассасывание при воспалительных процессах;
  • уменьшить проявление бронхоспазма;
  • увеличить отделение мокроты;
  • стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания  для занятий ЛФК:

  • дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

ЛФК при острой пневмонии.

Задачи  ЛФК:

  • максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;
  • .усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;
  • противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют  динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные  упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и  дыхательных упражнений — 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

Продолжительность процедуры  — 10-15 мин; самостоятельные занятия  — по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку  их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений —1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня — до 2 ч, занятия — индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных  переводят на общий режим. Занятия  лечебной гимнастикой аналогичны применяемым  на палатном режиме, но с большей  нагрузкой, вызывающей учащение пульса — до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия — 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией  
(постельный режим).

ИП — лежа на спине

  1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе — опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.
  3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
  4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.
  5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП — лежа на боку

  1. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.
  2. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
  3. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении  лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией 
(палатный режим).

ИП — сидя на стуле

  1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..
  2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.
  3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.
  4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох —в ИП, выдох— руки развести в стороны.
  5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

ИП — стоя

  1. В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.
  2. Круговые движения руками — «гребля».
  3. В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.
  4. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.
  5. Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики — 20-25.

ЛФК при плеврите.

Задачи  ЛФК:

  • стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;
  • профилактика развития спаек и шварт;
  • восстановление физиологического дыхания;
  • повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при  экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить  образования спаек. Боли при дыхании  и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные  дыхательные упражнения: наклоны  туловища в «здоровую» сторону попеременно  на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического  характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические —  для увеличения экскурсий грудной  клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих  упражнений — 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая — 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим  назначают в конце 1-й недели. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают  с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом  
(постельный режим).

ИП — лежа на спине

  1. Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средне нижние отделы легких.
  2. Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.
  3. Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохе — руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

Информация о работе Лечебная физкультура при заболевании органов дыхания