Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:38, реферат
Лечебная педагогика является в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее становлению и развитию способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В.П.Кащенко, Т.П.Симеон, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.М.Певзнер, Я.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Томас Й. Вейс и др.).
Задачами лечебной педагогики являются стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности, ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться.
Лечебная педагогика является в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее становлению и развитию способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В.П.Кащенко, Т.П.Симеон, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.М.Певзнер, Я.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Томас Й. Вейс и др.).
Задачами лечебной педагогики являются стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности, ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться.
Основным принципом лечебной педагогики является единство лечебного и педагогического процессов. При разработке программы педагогической и воспитательной работы педагог учитывает основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.
Важным принципом лечебной педагогики является необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом специфической структуры аномального развития, общего состояния здоровья, возраста и характерологических особенностей.
В основе всей лечебно-педагогической
работы лежит эмоционально-
Поощрение, применяемое в процессе этого взаимодействия, формирует у ребенка чувство уверенности и положительную эмоциональную установку.
Лечебная педагогика неразрывно связана с психотерапией и прежде всего психотерапией семьи.
В настоящее время в России развита широкая сеть общественного дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии (ясли-сады, специальные детские сады и детские дома, дошкольные группы при специальных школах, специальные дошкольные группы при детских садах общего типа). Подобного типа учреждения имеются для всех категорий детей с отклонениями в развитии, за исключением детей с ранним детским аутизмом. Психолого-педагогическая помощь этим детям оказывается в специальных коррекционно-диагностических группах Научно-исследовательского института коррекционной педагогики РАО, в Центре психического здоровья и в некоторых других восстановительных Центрах.
Условно организацию лечебно-
На первом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение дальнейших возможных отклонений в психомоторном развитии. Первый этап, наряду с лечебными задачами, имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии.
В родильных домах имеются
После выписки из стационара дети с поражением ЦНС, а также из групп риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории (детей с церебральными параличами, олигофренией и другими заболеваниями нервной и психической сферы).
В специализированных санаториях проводятся
комплексные лечебно-
На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах.
Направление в детские сады и детские дома осуществляется районными, областными и городскими медико-педагогическими комиссиями, куда родители приводят своих детей по рекомендации невропатологов или психоневрологов.
На втором этапе комплексных лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий все больше внимание уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педагоги-дефектологи, логопеды. Специальные детские сады дифференцируются в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта.
Основными задачами специальных детских садов являются:
Уточнение диагноза в процессе коррекционного обучения;
дифференцированная
подготовка ребенка к
Детские сады для детей с отклонениями в развитии работают по специальным программам, которые разрабатываются с учетом прежде всего ведущего дефекта, а также возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензетивных периодов развития различных психических и моторных функций. При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно учить его взаимодействовать со здоровыми детьми, приобщать ко всем видам деятельности, доступной для нормально развивающегося ребенка.
Содержание педагогической работы основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка.
В процессе коррекционной педагогической работы осуществляется динамическое изучение и динамическая оценка психического развития ребенка с особым акцентом на выявление психических новообразований, появляющихся в результате комплексного целенаправленного лечебно-педагогического воздействия.
Каждый раздел программы предусматривает неразрывную связь обучения, воспитания и коррекции нарушенных функций. Основные разделы программы включают: физическое воспитание, игру, изобразительную деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание и индивидуальную коррекционную работу по развитию нарушенных функций. Все разделы программы в своей взаимосвязи обеспечивают умственное, физическое, нравственное, эстетическое и речевое развитие детей и коррекцию нарушенных функций.
Все занятия с детьми с отклонениями в развитии имеют дифференцированный характер в зависимости от ведущего нарушения и индивидуальных особенностей ребенка, все они наполнены творческими заданиями с широким использованием наглядных пособий и игр.
Для всех детей с отклонениями в развитии важное значение имеют такие разделы программы, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, мышления, моторики. Большое значение придается лечебной физкультуре и ритмике.
В особом подходе нуждаются дети с сенсорными дефектами. Так, дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном охранительном режиме, в строгой дозировке зрительных нагрузок, в специальных формах и методах обучения с использованием специфических наглядных пособий.
Следует иметь в виду, что дети с органическим поражением ЦНС и различными формами ведущего дефекта, включая умственную отсталость, детский церебральный паралич, тяжелые нарушения речи и другие нарушения также остро нуждаются в специальном охранительном для зрения режиме, так как известна взаимосвязь поражения зрения и ЦНС.
При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно обязательно учитывать состояние его слуха. Для слабослышащих детей необходимы индивидуальные слуховые аппараты, для некоторых из них — индивидуальные логопедические занятия.
На третьем этапе
В настоящее время важнейшей проблемой является расширение контактов между детьми с отклонениями в развитии, в том числе и инвалидов, с их здоровыми сверстниками, а также создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов и родителей этих детей. Дети с отклонениями в развитии и их семьи остро нуждаются в поддержке общества, в признании и реализации всех своих человеческих прав и, прежде всего, права на образование.
Реализация прав ребенка, согласно Конвенции ООН, которой следует и Россия, в первую очередь, направлена на обеспечение всех детей, и в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидов, полноценной общественной жизнью, создание условий, необходимых для их максимальной реализации своих возможностей путем обеспечения их реабилитационными службами, обучением, воспитанием. Поэтому вся организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии направлена, в первую очередь, на реализацию их права на образование.
При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии необходимо опираться на общие теоретические основы специальной дидактики, т.е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми нуждами. Специальная дидактика определяет общие основы обучения и воспитания лиц с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), нарушениях опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, лиц с церебральным параличом, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефектами развития и нарушениями общения (при раннем детском аутизме).
Специальная дидактика тесно связана
с другими отраслями наук и, прежде
всего, с общей биологией, медициной,
общей педагогикой и
Установлено, что педагогический процесс является более эффективным, если он сочетается с комплексом лечебно-коррекционных мероприятий.
Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей.
На основе принципа системности и последовательности обучения в дошкольном и школьном возрасте разработаны специальные программы и учебные планы обучения детей с отклонениями в развитии, которые дифференцированы в зависимости от структуры аномального развития. Таким путем обеспечивается равномерное и последовательное накопление знаний, развитие познавательных возможностей и положительных черт личности.
Важным дидактическим
созданию условий для
развитию эмоционально-
формированию психологической базы речи;
развитию различных форм познавательной деятельности;
развитию у ребенка
в коррекционной работе максимально использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной действительности;
широко использовать в коррекционной работе различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные; музыкально-ритмические и игры драматизации;