Лечебная педадогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

Лечебная педагогика является в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее становлению и развитию способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В.П.Кащенко, Т.П.Симеон, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.М.Певзнер, Я.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Томас Й. Вейс и др.).
Задачами лечебной педагогики являются стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности, ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться.

Файлы: 1 файл

лечебнаЯ(2).docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Лечебная педагогика является в  настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее становлению и развитию способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В.П.Кащенко, Т.П.Симеон, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.М.Певзнер, Я.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Томас Й. Вейс и др.).

Задачами лечебной педагогики являются стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности, ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться.

Основным принципом лечебной педагогики является единство лечебного и педагогического процессов. При разработке программы педагогической и воспитательной работы педагог учитывает основные проявления ведущего нарушения, сохранные и компенсаторные возможности ребенка, специфику заболевания или отклонения в развитии, возраст.

Важным принципом лечебной педагогики является необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом специфической структуры аномального развития, общего состояния здоровья, возраста и характерологических особенностей.

В основе всей лечебно-педагогической работы лежит эмоционально-положительное развивающее взаимодействие педагога и ребенка.

Поощрение, применяемое в процессе этого взаимодействия, формирует  у ребенка чувство уверенности  и положительную эмоциональную установку.

Лечебная педагогика неразрывно связана  с психотерапией и прежде всего  психотерапией семьи.

В настоящее время в России развита  широкая сеть общественного дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии (ясли-сады, специальные детские сады и детские дома, дошкольные группы при специальных школах, специальные дошкольные группы при детских садах общего типа). Подобного типа учреждения имеются для всех категорий детей с отклонениями в развитии, за исключением детей с ранним детским аутизмом. Психолого-педагогическая помощь этим детям оказывается в специальных коррекционно-диагностических группах Научно-исследовательского института коррекционной педагогики РАО, в Центре психического здоровья и в некоторых других восстановительных Центрах.

Условно организацию лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии можно разделить на три этапа. Первый этап — это специализированная помощь детям раннего возраста с поражением ЦНС и детям группы риска. Эта помощь начинает оказываться в родильном доме и продолжается в специализированных психоневрологических стационарах и отделениях многопрофильных больниц для новорожденных и грудных детей, затем в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра, а также в специализированных детских яслях и домах ребенка.

На первом этапе особо важное значение придается медицинской помощи и комплексным лечебно-коррекционным мероприятиям, направленным на исправление имеющихся нарушений и предупреждение дальнейших возможных отклонений в психомоторном развитии. Первый этап, наряду с лечебными задачами, имеет общее профилактическое направление, поскольку от своевременной и рациональной помощи новорожденным, детям грудного и раннего возраста часто зависит тяжесть последующих отклонений в развитии.

В родильных домах имеются специальные  палаты для лечения и выхаживания детей, родившихся в асфиксии, перенесших родовую травму, недоношенных, а также детей с врожденными пороками развития или имеющих признаки повреждения ЦНС. В лабораториях крупных родильных домов с помощью биохимических, иммунологических и цитогенетических методов обследования, а также использования ультразвуковой аппаратуры возможна ранняя диагностика многих заболеваний ЦНС. В родильных домах имеются также палаты интенсивного лечения. Детей с наиболее тяжелыми поражениями ЦНС переводят в специальные центры новорожденных, где проводят интенсивное лечение, в отдельных случаях с ранними нейрохирургическими вмешательствами, направленными на предупреждение необратимых изменений головного мозга. В дальнейшем их направляют в специализированные стационары для новорожденных и грудных детей. В стационарах уточняется диагностика патологии нервной системы и проводится восстановительное лечение, которое, кроме медикаментозного, включает специальные комплексы лечебной физкультуры и массажа, физиотерапии, ортопедические мероприятия, а также раннюю логопедическую и педагогическую работу.

После выписки из стационара дети с поражением ЦНС, а также из групп  риска проходят лечение в амбулаторных условиях под наблюдением детского невропатолога или психиатра. В районных поликлиниках организуются отделения восстановительного лечения, в которых работают врачи и методисты лечебной физкультуры, логопеды, имеются также кабинеты физиотерапии. Районный невропатолог определяет необходимость повторного лечения в стационаре или направляет в специализированные ясли и санатории (детей с церебральными параличами, олигофренией и другими заболеваниями нервной и психической сферы).

В специализированных санаториях проводятся комплексные лечебно-педагогические мероприятия. Весь комплекс мероприятий в этих учреждениях направлен на стимуляцию возрастного развития двигательных, речевых и психических функций.

На втором этапе специализированная помощь детям с отклонениями в  развитии дошкольного возраста проводится в специализированных стационарах, санаториях, детских садах, детских  домах, районных поликлиниках и психоневрологических диспансерах.

Направление в детские сады и  детские дома осуществляется районными, областными и городскими медико-педагогическими комиссиями, куда родители приводят своих детей по рекомендации невропатологов или психоневрологов.

На втором этапе комплексных  лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий все больше внимание уделяется педагогической и воспитательной работе. В этих учреждениях работают педагоги-дефектологи, логопеды. Специальные детские сады дифференцируются в зависимости от характера отклонений в развитии и степени тяжести дефекта.

Основными задачами специальных  детских садов являются:

Уточнение диагноза в процессе коррекционного обучения;

дифференцированная комплексная  коррекция основного дефекта и вторично связанных с ним отклонений в развитии; создание наиболее благоприятных условий для всестороннего личностного развития ребенка с учетом характера и структуры дефекта;

подготовка ребенка к последующему школьному обучению.

Детские сады для детей с отклонениями в развитии работают по специальным  программам, которые разрабатываются  с учетом прежде всего ведущего дефекта, а также возрастных психофизических возможностей детей дошкольного возраста и сензетивных периодов развития различных психических и моторных функций. При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно учить его взаимодействовать со здоровыми детьми, приобщать ко всем видам деятельности, доступной для нормально развивающегося ребенка.

Содержание педагогической работы основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка.

В процессе коррекционной педагогической работы осуществляется динамическое изучение и динамическая оценка психического развития ребенка с особым акцентом на выявление психических новообразований, появляющихся в результате комплексного целенаправленного лечебно-педагогического воздействия.

Каждый раздел программы предусматривает  неразрывную связь обучения, воспитания и коррекции нарушенных функций. Основные разделы программы включают: физическое воспитание, игру, изобразительную деятельность и конструирование, труд, ознакомление с окружающим, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание и индивидуальную коррекционную работу по развитию нарушенных функций. Все разделы программы в своей взаимосвязи обеспечивают умственное, физическое, нравственное, эстетическое и речевое развитие детей и коррекцию нарушенных функций.

Все занятия с детьми с отклонениями в развитии имеют дифференцированный характер в зависимости от ведущего нарушения и индивидуальных особенностей ребенка, все они наполнены творческими заданиями с широким использованием наглядных пособий и игр.

Для всех детей с отклонениями в  развитии важное значение имеют такие  разделы программы, как ознакомление с окружающим миром, развитие речи, мышления, моторики. Большое значение придается лечебной физкультуре и ритмике.

В особом подходе нуждаются дети с сенсорными дефектами. Так, дети с  нарушениями зрения нуждаются в  специальном охранительном режиме, в строгой дозировке зрительных нагрузок, в специальных формах и методах обучения с использованием специфических наглядных пособий.

Следует иметь в виду, что дети с органическим поражением ЦНС и  различными формами ведущего дефекта, включая умственную отсталость, детский церебральный паралич, тяжелые нарушения речи и другие нарушения также остро нуждаются в специальном охранительном для зрения режиме, так как известна взаимосвязь поражения зрения и ЦНС.

При работе с ребенком с отклонениями в развитии важно обязательно  учитывать состояние его слуха. Для слабослышащих детей необходимы индивидуальные слуховые аппараты, для некоторых из них — индивидуальные логопедические занятия.

На третьем этапе специализированная помощь детям с отклонениями в  развитии осуществляется районными  поликлиниками и психоневрологическими диспансерами, специализированными стационарами, санаторными школами, специальными как школами, так и школами-интернатами, детскими домами и домами инвалидов.

В настоящее время важнейшей  проблемой является расширение контактов между детьми с отклонениями в развитии, в том числе и инвалидов, с их здоровыми сверстниками, а также создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов и родителей этих детей. Дети с отклонениями в развитии и их семьи остро нуждаются в поддержке общества, в признании и реализации всех своих человеческих прав и, прежде всего, права на образование.

Реализация прав ребенка, согласно Конвенции ООН, которой следует  и Россия, в первую очередь, направлена на обеспечение всех детей, и в том числе детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидов, полноценной общественной жизнью, создание условий, необходимых для их максимальной реализации своих возможностей путем обеспечения их реабилитационными службами, обучением, воспитанием. Поэтому вся организация лечебно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии направлена, в первую очередь, на реализацию их права на образование.

При воспитании и подготовке к обучению детей с отклонениями в развитии необходимо опираться на общие теоретические основы специальной дидактики, т.е. на педагогическую концепцию обучения лиц с особыми нуждами. Специальная дидактика определяет общие основы обучения и воспитания лиц с нарушениями умственного развития (при умственной отсталости и задержках психического развития), нарушениях опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, лиц с церебральным параличом, а также с сенсорными, речевыми, сложными дефектами развития и нарушениями общения (при раннем детском аутизме).

Специальная дидактика тесно связана  с другими отраслями наук и, прежде всего, с общей биологией, медициной, общей педагогикой и психологией. Ее основу составляют общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, теоретические концепции о роли обучения в развитии, теоретические положения о компенсаторных возможностях мозга в процессе абилитации и реабилитации лиц с поражением ЦНС. При этом особое значение придается высоким потенциальным возможностям детского мозга.

Установлено, что педагогический процесс  является более эффективным, если он сочетается с комплексом лечебно-коррекционных мероприятий.

Важным является принцип систематичности  и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени его возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей.

На основе принципа системности  и последовательности обучения в дошкольном и школьном возрасте разработаны специальные программы и учебные планы обучения детей с отклонениями в развитии, которые дифференцированы в зависимости от структуры аномального развития. Таким путем обеспечивается равномерное и последовательное накопление знаний, развитие познавательных возможностей и положительных черт личности.

Важным дидактическим принципом  является связь в обучении теории с практикой. Наряду с накоплением теоретических знаний у детей с отклонениями в развитии, в первую очередь, формируют практические навыки и умения, развивают функцию общения, что является крайне важным для социальной адаптации этих детей и подростков. Соблюдая общие принципы методологического подхода к воспитанию и обучению, следует особое внимание уделить следующим аспектам:

созданию условий для обеспечения  мотивационной стороны деятельности ребенка;

развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных форм его поведения;

формированию психологической  базы речи;

развитию различных форм познавательной деятельности;

развитию у ребенка продуктивных видов деятельности;

в коррекционной работе максимально  использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую, элементарную трудовую, все виды продуктивной действительности;

широко использовать в коррекционной  работе различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные; музыкально-ритмические и игры драматизации;

Информация о работе Лечебная педадогика