Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:38, реферат
Лечебная педагогика является в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее становлению и развитию способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В.П.Кащенко, Т.П.Симеон, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.М.Певзнер, Я.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Томас Й. Вейс и др.).
Задачами лечебной педагогики являются стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности, ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться.
в зависимости от состояния ребенка дифференцировать структуру занятий1.
Особенно важно учитывать
Среди частных вопросов методики дошкольного воспитания наибольшее значение имеют следующие:
организация и методы педагогического изучения ребенка;
разработка методики проведения специальных диагностических занятий с учетом возраста и структуры дефекта;
изучение динамики развития с разработкой карты индивидуального динамического наблюдения ребенка;
составление психолого-педагогических характеристик в динамике наблюдения.
Среди задач, содержания и организации коррекционно-воспитательной работы наибольшее значение имеют следующие:
организация деятельности детей и режим дня;
специальная коррекционная и воспитательная работа в процессе физического воспитания;
воспитание словесной
1 Маркова А.К. Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992. — С. 178.
движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции;
развитие пространственно-
Важное значение имеет разработка содержания и задач коррекционной работы по сенсорному воспитанию. К ним, прежде всего, относятся следующие:
формирование перцептивной деятельности с разработкой методики обучения детей обследованию предметов с учетом структуры нарушенного психомоторного развития;
разработка основных этапов и методик работы по формированию представлений о сенсорных эталонах с учетом возраста и структуры дефекта (виды сенсорных эталонов: цвет, форма, величина);
разработка методик по развитию действий соотношения эталонов со свойствами реальных предметов. С этой целью разработка специальных методик по обучению ребенка подбору предметов к образцам, подбору и группировке предметов по словесной инструкции.
разработка методик по развитию словесного опосредования на различных этапах работы по сенсорному воспитанию с учетом речевых и интеллектуальных нарушений.
разработка методик по выполнению заданий на словесное описание свойств предметов с опорой на картинку — эталон и схемы модели с учетом возраста, структуры, степени выраженности речевого и интеллектуального дефекта и возраста ребенка;
разработка дифференцированных методик по развитию и совершенствованию тактильно-двигательного восприятия с помощью системы дидактических игр и специальных упражнений с учетом возраста и структуры дефекта. Подобные упражнения особенно полезны для детей с церебральным параличом.
развитие различных видов
формирование наглядных форм мышления с учетом возраста и структуры дефекта;
разработка содержания и методов
коррекции нарушений предметно-
разработка методик
формирование начальных
обучение выделению в предмете существенных признаков;
формирование игровой
формирование содержательной сюжетной игры;
развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам;
развитие фантазии и воображения;
развитие функции активного внимания;
подготовка к усвоению счета и формирование элементарных математических представлений.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии проводится последовательно, с учетом возраста и структуры нарушенного психомоторного развития. Система педагогических мероприятий включает физическое воспитание, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение ребенка элементарным основам трудовой деятельности в условиях семьи, игре и изобразительной деятельности. Важное значение имеет развитие речи, ознакомление ребенка с окружающим, сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие пространственных представлений, навыков общения с окружающими, изобразительной деятельности, а также формирование начальных математических представлений.
Задачей физического воспитания является развитие основных движений, обучение ребенка подвижным играм, развитие равновесия и координации движений, ручной умелости, подготовки руки к письму. Все развивающие упражнения проводятся совместно с коррегирующими занятиями. В процессе физического воспитания у ребенка формируют ориентацию в пространстве.
Задачей трудового воспитания является развитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, а также трудовых умений, развитие моторики рук, подготовка руки к письму путем занятий с пластилином, конструктором.
В процессе игровой деятельности развивается речь, мышление, воображение, символическая деятельность — ребенок учится пользоваться не только игрушками, но и предметами-заменителями, создавать воображаемую ситуацию. В процессе игры осуществляется умственное воспитание, эмоционально-личностное развитие.