Лечебная педадогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

Лечебная педагогика является в настоящее время наиболее интенсивно разрабатываемой научно-практической дисциплиной. Ее становлению и развитию способствовали труды многих выдающихся отечественных и зарубежных психиатров, педагогов, психологов (В.П.Кащенко, Т.П.Симеон, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, М.М.Певзнер, Я.Коменский, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Томас Й. Вейс и др.).
Задачами лечебной педагогики являются стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности, ребенка. Лечебно-педагогическая работа направлена на развитие у ребенка возможности и желания учиться.

Файлы: 1 файл

лечебнаЯ(2).docx

— 29.82 Кб (Скачать файл)

в зависимости от состояния ребенка  дифференцировать структуру занятий1.

Особенно важно учитывать структуру  ведущего нарушения, вторично связанных  с ним отклонений в развитии, а  также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка.

Среди частных вопросов методики дошкольного  воспитания наибольшее значение имеют  следующие:

организация и методы педагогического  изучения ребенка;

разработка методики проведения специальных  диагностических занятий с учетом возраста и структуры дефекта;

изучение динамики развития с разработкой  карты индивидуального динамического наблюдения ребенка;

составление психолого-педагогических характеристик в динамике наблюдения.

Среди задач, содержания и организации  коррекционно-воспитательной работы наибольшее значение имеют следующие:

организация деятельности детей и  режим дня;

специальная коррекционная и воспитательная работа в процессе физического воспитания;

воспитание словесной регуляции  действий и функции активного внимания путем выполнения заданий;

1 Маркова А.К. Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992. — С. 178.

движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции;

развитие пространственно-временной  организации движений.

Важное значение имеет разработка содержания и задач коррекционной работы по сенсорному воспитанию. К ним, прежде всего, относятся следующие:

формирование перцептивной деятельности с разработкой методики обучения детей обследованию предметов с учетом структуры нарушенного психомоторного развития;

разработка основных этапов и методик  работы по формированию представлений о сенсорных эталонах с учетом возраста и структуры дефекта (виды сенсорных эталонов: цвет, форма, величина);

разработка методик по развитию действий соотношения эталонов со свойствами реальных предметов. С этой целью разработка специальных методик по обучению ребенка подбору предметов к образцам, подбору и группировке предметов по словесной инструкции.

разработка методик по развитию словесного опосредования на различных  этапах работы по сенсорному воспитанию с учетом речевых и интеллектуальных нарушений.

разработка методик по выполнению заданий на словесное описание свойств  предметов с опорой на картинку —  эталон и схемы модели с учетом возраста, структуры, степени выраженности речевого и интеллектуального дефекта и возраста ребенка;

разработка дифференцированных методик  по развитию и совершенствованию тактильно-двигательного восприятия с помощью системы дидактических игр и специальных упражнений с учетом возраста и структуры дефекта. Подобные упражнения особенно полезны для детей с церебральным параличом.

развитие различных видов продуктивной деятельности как средства сенсорного воспитания;

формирование наглядных форм мышления с учетом возраста и структуры дефекта;

разработка содержания и методов  коррекции нарушений предметно-практической деятельности у различных категорий детей с отклонениями в развитии и, прежде всего, у детей с нарушениями моторики;

разработка методик формирования мыслительных операций и их словесного опосредования;

 

формирование начальных логических операций;

обучение выделению в предмете существенных признаков;

формирование игровой деятельности, а также игры как совместной деятельности у различных категорий детей с отклонениями в развитии;

формирование содержательной сюжетной игры;

развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам;

развитие фантазии и воображения;

развитие функции активного  внимания;

подготовка к усвоению счета  и формирование элементарных математических представлений.

Воспитание и обучение детей  с отклонениями в развитии проводится последовательно, с учетом возраста и структуры нарушенного психомоторного развития. Система педагогических мероприятий включает физическое воспитание, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, обучение ребенка элементарным основам трудовой деятельности в условиях семьи, игре и изобразительной деятельности. Важное значение имеет развитие речи, ознакомление ребенка с окружающим, сенсорное воспитание, развитие познавательной деятельности, развитие пространственных представлений, навыков общения с окружающими, изобразительной деятельности, а также формирование начальных математических представлений.

Задачей физического воспитания является развитие основных движений, обучение ребенка подвижным играм, развитие равновесия и координации движений, ручной умелости, подготовки руки к письму. Все развивающие упражнения проводятся совместно с коррегирующими занятиями. В процессе физического воспитания у ребенка формируют ориентацию в пространстве.

Задачей трудового воспитания является развитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, а также трудовых умений, развитие моторики рук, подготовка руки к письму путем занятий с пластилином, конструктором.

В процессе игровой деятельности развивается речь, мышление, воображение, символическая деятельность — ребенок учится пользоваться не только игрушками, но и предметами-заменителями, создавать воображаемую ситуацию. В процессе игры осуществляется умственное воспитание, эмоционально-личностное развитие.


Информация о работе Лечебная педадогика