Личностные особенности и профессиональная успешность медицинского работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:39, доклад

Описание работы

Понятие «успешность» неоднозначно.
Оно включает, прежде всего,
продуктивность, производительность труда.
Соответствие степени выраженности какого-
либо индивидуального психического
свойства высокому уровню
профессиональной успешности позволяет
считать это свойство профессионально
значимым.

Файлы: 1 файл

Личностные особенности и профессиональная успешность медицинског.docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

Личностные особенности  и профессиональная

успешность медицинского работника

Понятие «успешность» неоднозначно.

Оно включает, прежде всего,

продуктивность, производительность труда.

Соответствие степени выраженности какого-

либо индивидуального психического

свойства высокому уровню

профессиональной успешности позволяет

считать это свойство профессионально

значимым. Профессионально значимыми

качествами в социальных профессиях, к

которым относится медицинское

обслуживание, принято считать  хорошо

развитые коммуникативные и

эмоциональные навыки [1]. Медицинская

сестра выступает в роли сестры

практического направления, специалиста

клинической помощи, патронажной сестры и

консультанта. Широкий спектр оказываемой

помощи предъявляет определенные

требования к ее личности, характеру,

эмоциональной сфере, а так же к  морально

этическим качествам. Роль медсестринского

персонала эволюционировала под влиянием

необходимости удовлетворять новые

потребности в области здравоохранения,

одной из которых является установление

партнерских взаимоотношений между

медсестрой и пациентом для  адаптации в

условиях изменившейся среды, связанных  с

болезнью. Существующая медицинская

практика в Украине недостаточно учитывает

влияние личностных особенностей

медицинских сестер на успешность

выполняемой деятельности, поэтому

критерии отбора и профессионального

соответствия будущих специалистов, учет

таких качеств личности как

коммуникативность, эмоциональность,

эмпатийность являются очень важными  для

прогноза успешности профессиональной

деятельности медицинского ресурса, когда в

стране предполагается наладить

качественную медсестринскую помощь.

Личностные качества среднего

медицинского звена с учетом современных

требований, освещены в литературе очень

слабо. Нам не удалось обнаружить

специальных работ, посвященных данной

проблеме. Анализ литературы показал, что

личностных особенностей медицинского

работника касается в основном наука

деонтология. Деонтология — в буквальном

переводе « наука о должном». В прошлом

веке английский философ И. Бентам

предложил именовать так науку  о

профессиональном поведении. Медицинская

деонтология опирается на этику - учение о

морали, о взаимоотношениях,

существующими между людьми, и об

обязанностях, вытекающих из этих

отношений [3]. Так же описывается  роль

медсестринского персонала в соблюдении

этических, моральных норм и

профессиональной тайны [5]. Обзор  наиболее

часто встречающихся типов личности

медицинских сестер делает в своей  работе

венгерский доктор И. Харди [7]. Он выделяет

следующие типы: сестру-рутинера, сестру,

«играющую заученную роль», нервную

сестру, сестру-гренадера, сестру

материнского типа и сестру-«специалиста».

Но этот обзор служит прежде всего  целям

общей ориентации и указывает на широкие

возможности развития, самовоспитания

людей избравших данную профессию.

Специфические требования,

предъявляемые медицинской профессией к

психике человека, были объединены в

психограмму - описательно-техническую  и

психофизиологическую характеристику

профессиональной деятельности человека с

выявлением объективных требований,

предъявляемых профессией к человеку –

отдельным психическим функциям,

способностям или свойствам  личности

работника [4]

Психограмма же медицинской сестры

была создана в 1984 году группой

психологов и изложена в «Основах общей и

медицинской психологии»[2]. В ней

рассматриваются такие психические  качества

как: интерес к профессии,

дисциплинированность и исполнительность,

наблюдательность, трудолюбие,

самообладание и находчивость в  трудных

ситуациях, вежливость, отзывчивость,

чуткость, аккуратность, честность,

правдивость, общительность, осторожность,

самоконтроль действий, оперативная  память,

концентрация внимания, переключение

внимания, распределение внимания, точность

сенсомоторных действий и в последнюю

очередь – коммуникативные склонности.

Однако следует учитывать, что  основным

всеобъемлющим критерием целостной

личности является ее успешность. Различные

исследования позволяют выделить общие

черты, влияющие на успех человека, то есть

являются условиями развития его  личности:

чуткость, эмпатия, внутренняя свобода  и

индивидуальность, сформированные

общеинтеллектуальные умения. А

самоконтроль, соблюдение моральных  норм,

мотивация собственных достижений

являются производными этих черт.

Требования современной медицинской

практики свидетельствуют о  том, что особое

место в обеспечении профессионального

успеха медицинской сестры занимают

психические качества и личностные

свойства.

Проанализировав литературу, мы

пришли к выводу, что для определения

специфических требований, предъявляемых  к

медсестринской профессии, акцент

исключительно на морально-этических

качествах является недостаточным, а

психограмма личности медицинской  сестры,

потеряла свою актуальность. Согласно

анализу важных профессиональных качеств  в

системе профессий «человек-человек» [6]

успешность деятельности медицинской

сестры будет определяться: уровнем

сформированности у нее интерперсональных

(коммуникативных) умений, степенью

сформированности гуманистической

направленности, уровнем сформированности

перцептивных способностей –

психологической наблюдательности,

быстрой ориентации в сложной ситуации,

развитие интуиции, уровнем

сформированности волевых качеств,

моральных качеств, уровнем развития

интеллекта, памяти, распределения  и

концентрации внимания; уровнем

профессиональных знаний [5].

Таким образом, целью данной работы

является изучение личностных особенностей

медицинского работника среднего звена (а

именно мотивационной и эмоциональной

сфер).

Задачи:

1. Провести теоретический анализ

литературы по изучаемой проблеме.

2. Изучить и проанализировать

мотивационную и эмоциональную  сферы

студентов медицинского колледжа ІІ-го

курса.

3. Изучить и проанализировать

мотивационную и эмоциональную  сферы

практикующих медицинских сестер.

4. Сравнить мотивационную и

эмоциональную сферы двух выборок.

5. Проанализировать влияние

изученных личностных особенностей на

профессиональную успешность.

Цели и задачи исследования

определили выбор используемых методов и

методик. Нами использовался опрос,

направленный на изучение личностных

качеств медицинской сестры,

способствующих профессиональной

успешности; ряд взаимодополняющих

личностных опросников: опросник А.

Мехрабиана на мотивацию достижения;

методика диагностики эмпатии (И.М.

Юсупов, Т.А. Верняева, С.Г. Тарасов);

методика диагностики коммуникативной

установки (В.В.Бойко); Методика

диагностики эмоционального выгорания

(В.В.Бойко), методы математической

статистики.

В исследовании принимали участие

две выборки: студенты второго курса

медицинского колледжа, а также

практикующие медицинские сестры.

Возрастные границы исследуемых  студентов

составили от 19 до 21 года, медсестер - от 30

до 46 лет со стажем работы в сфере

практического здравоохранения от 10 до 25

лет. В исследовании принимали участие

только женщины. Социальное положение

всех обследованных примерно одинаковое.

Обследованию было подвергнуто 46

студентов второго курса медсестринского

факультета и 30 медицинских сестер. Общее

количество выборки составило 76 человек.

В ходе исследования испытуемым

был предложен разработанный нами бланк

личностных качеств, присущих медицинской

сестре и влияющих на профессиональную

успешность. Этот перечень был разработан

на основе литературных данных и  опроса

практикующих медсестер. В анкетировании

приняли участие все испытуемые, и были

получены следующие результаты:

выделено четыре основные группы

профессионально значимых качеств,

влияющих, по мнению испытуемых, на

профессиональную успешность –

профессионализм, волевые качества

(обязательность, аккуратность),

коммуникативные качества (общительность,

эмпатия), гуманистическая направленность

(милосердие, гуманность).

Изучение мотивов достижения и

избегания неудач у студентов и  медсестер

показало разделение испытуемой

студенческой выборки на три  группы с

наличием мотива стремления к успеху

(28,3%), уравновешенностью обоих мотивов

(50,0%) и мотива избегания неудач (21,7%).

Среди медицинских сестер 53,4%

испытуемых характеризуются

уравновешенностью обоих мотивов  и 46,7%

мотивом избегания неудач. Мотив

стремления к успеху в группе медицинских

сестер не выражен. Мотив избегания  неудач

показывает относительно устойчивое

стремление человека избегать неудач в

жизненных ситуациях, связанных с  оценкой

другими людьми результатов его

деятельности и общения. Причиной может

быть неуверенность в своих  силах, низкая

самооценка, недооценка своих способностей.

Также, одной из причин снижения уровня

мотивации у студентов, может быть

психологическая неготовность к глубокому

изменению социальной ситуации, в  данном

случае получение профессии  и начало

самостоятельной трудовой деятельности.

По результатам исследования

эмпатии все испытуемые распределились на

три группы. В группу с низким уровнем

эмпатии вошли 20% медсестер и 23,9%

студентов. Для таких людей характерна

пассивность эмоций по причине отсутствия

интереса к выполняемой деятельности.

Основными причинами снижения эмпатии

также могут быть отчужденность  и

безразличие к личности как таковой.

В группу со средним уровнем

эмпатии вошли 46,7% медсестер и 56,5%

студентов. В группу с высоким  уровнем

эмпатии вошли 33,3% медицинских сестер и

19,5% студентов. Людям с высоким  уровнем

эмпатии свойственна эмоциональная

активность, которая говорит о  психическом

здоровье и о полноценности  восприятия

окружающей действительности.

Исследование показало, что медицинские

сестры и студенты имеют незначимые

различия в уровне эмпатии (ρ<0,1).

Проанализировав результаты

проведенного исследования

коммуникативной установки и

толерантности, мы выявили существенные

различия в коммуникативной  установке по

всем компонентам между студенческой

выборкой и выборкой медсестер, кроме

обоснованного негативизма. В

коммуникативную установку входили

следующие компоненты: завуалированная

жестокость, открытая жестокость,

обоснованный негативизм, брюзжание,

негативный опыт общения. Такой  компонент

как завуалированная жестокость у  студентов

оказался самым высоким среди  всех

компонентов, на 14,37% выше, чем у

обследованных нами медсестер. Также

выявлен высокий показатель открытой

жестокости среди студентов, который  равен

60,9%, тогда как у медсестер  он составляет –

46,4%. Высокий показатель такого

компонента может указывать  на наличие

проблем в общении, недоброжелательность,

озлобленность, агрессивность. Склонность

делать необоснованные обобщения

негативных фактов в области

взаимоотношений с партнерами и  в

наблюдении за социальной

действительностью выявляет наличие  такого

компонента коммуникативной установки  как

брюзжание. Студенты в данном случае также

имеют самый высокий показатель этого

компонента – 51,11%, медсестры – 47,9%.

Показатель негативного личного  общения с

окружающими у студентов составляет 54,2%.

Он является показателем успешности

прошлого опыта общения со знакомыми  и

партнерами по совместной деятельности. Как

видно из результатов, для половины

студентов прошлый опыт был не очень

успешным. Достаточно высоким оказался

этот показатель у обследуемых  нами

медицинских сестер – 44,6%.

Уровень толерантности у студентов

выявился более низким, чем у  медицинских

сестер (ρ<0,005) Одной из причин снижения

уровня толерантности, как у  студентов, так и

у медсестер обозначилось значимое влияние

на нее негативной коммуникативной

установки (ρ<0,001 у студентов и  ρ<0,01 у

медсестер).

Исследование уровня

эмоционального выгорания показал, что

симптомы эмоционального выгорания  имеют

место, как среди студентов, так  и среди

медсестер. Но как доминирующие симптомы,

отягощающие состояние личности, выявлены

симптом «переживания психотравмирующих

обстоятельств» (34,7% студентов), симптом

«неадекватного избирательного

реагирования» (65,2% у студентов, 36,7% у

медсестер) и симптом «редукции

профессиональных обязанностей» (52,1% у

студентов). У студентов такой  высокий

процент проявления последних двух

симптомов, на наш взгляд, не может  быть

Информация о работе Личностные особенности и профессиональная успешность медицинского работника