Личностные особенности и профессиональная успешность медицинского работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 17:39, доклад

Описание работы

Понятие «успешность» неоднозначно.
Оно включает, прежде всего,
продуктивность, производительность труда.
Соответствие степени выраженности какого-
либо индивидуального психического
свойства высокому уровню
профессиональной успешности позволяет
считать это свойство профессионально
значимым.

Файлы: 1 файл

Личностные особенности и профессиональная успешность медицинског.docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

объясним факторами профессиональной

деятельности. Мы предположили, что  у

данных испытуемых еще не сформированы

те личностные качества, которые

способствуют успешной деятельности, т.к.

реакция на ту или иную профессиональную

ситуацию зависит не только от ситуации, но

и от личности, ее опыта, ожиданий,

уверенности в себе. Также обращает на себя

внимание сформированность симптома

«эмоционального дефицита» (23,9%) и

симптома «психосоматических и

психовегетативных нарушений»(21,7%) у

студентов. У некоторых студентов  в

результате проведенного исследования было

выявлено наличие стресса по показателям

сформированности всех симптомов

эмоционального выгорания. Такие  студенты,

на наш взгляд, нуждаются в  психологической

коррекции личности.

Таким образом, результаты нашего

исследования позволяют сделать  следующие

выводы:

1.При изучении мотивов достижения

у студентов и медсестер выявлены значимые

различия. Для большинства студентов

характерна уравновешенность обоих

мотивов, а так же вероятность  мотива

стремление к успеху, что на наш  взгляд,

свидетельствует о желании стать  хорошим

профессионалом в выбранной

специальности. В то время как  для

практикующих медсестер со стажем работы

от 10 лет и более мотив стремления к успеху

не выражен, что может быть связано  с

крайне низкой возможностью карьерного

роста, экономическими и социальными

проблемы (низкая заработная плата, низкий

социальный статус).

2. Изучение уровня эмпатии показало,

что медицинские сестры и студенты имеют

несущественные различие. Невысокий

уровень, на наш взгляд, может

свидетельствовать скорее об избирательном

и непостоянном проявлении эмпатии  к

субъектам профессиональной деятельности,

т.е. к пациентам, а не о развитой способности

демонстрировать соучастие и

сопереживание. Наибольшая разница

наблюдается в высоком уровне эмпатии.

Возможно, что к такому показателю привело

постоянное общение с пациентами и

рутинность работы и это явилось  причиной

снижения уровня эмпатии у практикующих

медсестер.

3. Между студенческой выборкой  и

выборкой медсестер имеются  существенные

отличия в уровне негативной

коммуникативной установки по всем

компонентам (завуалированная и  открытая

жестокость, брюзжание и негативный опыт

общения), кроме обоснованного негативизма.

Наличие выраженной негативной

коммуникативной установки у исследуемых

студентов и медсестер, возможно,

отрицательно сказывается на самочувствии

партнеров по профессиональной

деятельности – пациентов и  негативно влияет

на успешность работы. И у студентов, и у

медсестер недостаточно сформированы

представления о природе и правилах

межличностного взаимодействия во время

деловых коммуникаций. Отсюда возникает

потребность в усовершенствовании

коммуникативной компетентности через

коррекцию отношений с окружающими  и

пересмотр субъективных отношений  с

учетом возрастных особенностей.

4. Уровень толерантности у студентов

является более низким, чем у  медицинских

сестер, кроме показателя нетерпимости к

физическому или психическому

дискомфорту партнера, что по всей

вероятности связано со спецификой

профессиональной подготовки. Одной  из

причин снижения уровня толерантности, как

у студентов, так и у медсестер  может быть

влияние на него негативной

коммуникативной установки. Также

студентам менее свойственно использовать

себя в качестве эталона для  оценки других

людей. В остальных компонентах

коммуникативной установки различия

объясняются тем, что студенты скорее

испытывают негативные переживания  по

поводу различий между своей  личностью и

личностью партнера, непонимания

индивидуальности другого.

5. Ожидалось, что уровень

профессионального эмоционального

выгорания окажется выше у практикующих

медсестер. Однако в процессе исследования

стало очевидным, что синдрому

эмоционального выгорания больше

подвержены студенты выпускной  группы

колледжа, хотя этот симптом имеет  место и

среди медсестер . Основные различия в двух

выборках составили симптомы «переживания

психотравмирующих обстоятельств»,

«неадекватного эмоционального

реагирования», «редукции

профессиональных обязанностей»,

«эмоционального дефицита» и симптом

«психосоматических и психовегетативных

нарушений».

6. Результаты исследования показали

необходимость психологического

сопровождения в подготовке к будущей

работе медицинской сестры, строящейся с

учетом индивидуальных мотивационных  и

эмоциональных особенностей личности для

успешного осуществления

профессиональных обязанностей. Так, для

студентов с высокой эмоциональностью

целесообразно раскрытие творческих

моментов медсестринской деятельности,

возможностей личностной, а не только

профессиональной самореализации. Особое

внимание требует та часть студентов,

которая более всего подвержена

эмоциональному выгоранию, а так  же

склонна к воспроизведению поведенческих

стереотипов в напряженных ситуациях.

Выявленные нами расхождения в  оценке

студентов колледжа и практикующих

медицинских сестер своих взаимоотношений

с окружающими свидетельствуют  о том, что

развитие коммуникативной компетентности

студентов необходимо осуществлять с

учетом особенностей этапа развития

личности, на котором она находится. Одним

из путей решения этих проблем  является

создание психологической службы в

медицинском колледже. Цели данной

службы можно свести к двум основным:

способствование личностному росту

студентов и усовершенствование

профессиональной подготовки.

Литература

1. Бойко В.В. Энергия эмоций 2-е

издание – Москва, 2004.

2. Витенко И.С., Пискун В.М., Тылевич

И.М., Чередниченко А.Т. Основы

общей и медицинской психологии. –

Киев, 1984.

3. Грандо А.А., Врачебная этика  и

медицинская деонтология – Киев,

1988.

4. Дмитриева М.А. Крылов А.А.,

Нафтельев А.И. «Психология труда  и

инженерная психология» 2005.

5. Еренков В.А., Еренкова И.В. Этика

труда среднего медицинского

работника.- Киев, 1981.

6. Карпов В.А., Конева Е.В., Маркова

Е.В. и др. Психология труда. –

Москва, 2004.

7. И. Харди Врач, сестра, больной,

психология работы с больными.

Будапешт, 1984.


Информация о работе Личностные особенности и профессиональная успешность медицинского работника