Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить возможности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.
Предмет исследования: особенности логопедической работы по уст-ранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с использованием наглядных средств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы дизартрии в отечественной логопедии 5
1.1 Методологические основы понятия «дизартрия» 5
1.2 Проявления дизартрии у детей дошкольного возраста 7
1.3 Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при дизартрии 17
Глава 2. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 23
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 23
2.2. Диагностика монологической речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 24
Заключение 28
Библиографический список .29

Файлы: 1 файл

Курсовая Логопедия.docx

— 72.72 Кб (Скачать файл)

проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный[3,87].

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро[3,88].

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не " съедать " слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна " подделка " под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( "смори" - "смотри" , "не бежи" - "не беги", "ваще" - "вообще" ).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Обязанность взрослых - приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

При правильном воспитании все возрастные неправильности произношения звуков исчезают у детей к 4 - 5 годам. Если процесс становления правильного произношения затянулся, родителям необходимо показать своего ребенка логопеду.[18,85].

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать и дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения являются следующие:

а) у детей младшего дошкольного возраста

  • смягченность речи  ("лезецька" - "ложечка", "сюмоцька" - "сумочка" )
  • замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими ("сюба" - "шуба" "сяпка" - "шапка" )
  • звуки Р, Л не произносятся, замена их другими ("юка", "люка" - рука ), ("вампа", "ямпа" - лампа).
  • замена заднеязычных звуков переднеязычными К - Т, Г - Д, ("торова" - "корова", "дулять" - "гулять" )
  • оглушение звонких звуков ("шук" — "жук")[18,85]

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками ( рука, роза ), и не выговаривает в сочетании с согласными ("тамвай" - трамвай, "клыша" - крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же слове ("мумага" - бумага, "форааппарат" - фотоаппарат). Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах ("аплесин" — апельсин, "клювка" - клюква).

б)  произношение у детей среднего дошкольного возраста:

  • в речи исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;
  • появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, но произношение их неустойчиво. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно ("сейчас" - "сейцас", "зук зуззит");
  • у некоторых детей наблюдается непомерное частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков ("горубой" - голубой, "родка" - лодка, "шад" - сад, "жонтик" - зонтик );
  • большинство детей произносят звук Р, но он недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками Л, ЛЬ, И;
  • слово произношение детей в 4-5 лет становится чище, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

в) произношение у старших дошкольников.

Большинство детей старшего дошкольного возраста говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь ( 15 - 20 % ). Речевые недостатки выражаются в следующем:

  • искажены шипящие звуки III, Ж, Ч, а также Ф и Л.

Здесь нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

  • Встречаются более серьезные отклонения: заикание, сложная дислалия.
  • Неправильная расстановка ударений, "проглатывание" окончаний слов.
  • Небрежность в словопроизношении ("яблуко", "мине", "фатить" ).

Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится на примере родителей, воспитателей и друзей.

Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и  слово произношении. Для того чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, и, реже - их пропусками. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии: функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Причины механической дислалии :

1. Укороченная  подъязычная уздечка. При этом  затруднены движения языка. Бывает  язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение  ( артикуляцию).

2. Дефекты  строения челюстей и зубов.

  • Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.
  • Нижняя челюсть выступает вперед.
  • Между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток.
  • Большие расщелины между зубами. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.
  • Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо, или, наоборот, низкое, плоское.
  • Укороченная уздечка верхней губы.
  • Расщепление твердого неба, губы.

Причинами функциональной дислалии являются.

Неправильное воспитание ребенка в семье.

Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго "сюсюкают" с ребенком, что задерживает правильное звукопроизношение.

Дислалия возникает и вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых.

 Особенно  плохо, когда в семье есть косноязычные.

  • Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.
  • Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков (ш - с, ж - 3 ), звонких и глухих согласных ( д - т, б - п).
  • Умственная отсталость ребенка[5,121].

 

 

 

 

 

1.3 Фонетико-фонематические  нарушения в структуре дефекта  при дизартрии

 

Усвоение ребенком родного языка проходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата.

Т.В. Базжина (1985) отмечает, что уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем.

Предшественники фонем появляются на стадии гуления.  Н.И. Лепская (1997) пишет, что первоначально на этой стадии появляются гласно-подобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов.

Среди первых согласно – подобных звуков преобладают «промежуточные» звуки, тяготеющие и к консонанту и к вокали: [w], [j]. Из согласно-подобных звуков встречаются полузвонкие, палатализованные с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные, которые постепенно заменяются заднеязычно-велярными типа [к, g]. В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова (1976) установили, что переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически не встречаются.

Таким образом, на стадии гуления происходит выделение двух типов звуков - вокалей и консонантов. Ребенок в этот период произносит звуки всех языков мира[3,87].

В период лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно гласно-подобные звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда, подъема, лабиализации. С.М. Носиков (1985) отмечает, что в конце периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный – согласный.

Информация о работе Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией