Медицина Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.

Файлы: 1 файл

2 срс по фил.docx

— 33.77 Кб (Скачать файл)

Медицина Средневековья

Научная медицина в Средние  века была развита слабо. Медицинский  опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой  медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством  символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных  магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые  христианские формулы, расцвёл культ  святых и их мощей.

 

Самым характерным для  Средневековья феноменом целительной  практики являлись святые и их реликвии. Расцвет культа святых приходится на Высокое и Позднее Средневековье. В Европе насчитывалось более  десяти наиболее популярных мест погребения святых, куда стекались тысячи паломников, желающих вернуть себе здоровье. Святым жертвовали дары, страждущие молили святого  о помощи, стремились прикоснуться к какой-либо вещи, принадлежавшей святому, соскабливали каменную крошку с надгробий  и т. д. С XIII в. оформилась «специализация»  святых; примерно половина всего пантеона святых считались патронами определённых болезней.

 

Что касается болезней, то это  были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные  болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

 

Другим бичом Средневековья  была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.

 

    Под влиянием  арабской учености, начавшей проникать  в Европу в 11—12 вв., появился  первый робкий интерес к опытному  знанию. Так. Р. Гроссетест (около 1168—1253) опытным путем проверил рефракцию линз, ему же наряду с Ибн аль-Хайсамом (965—1039) приписывают внедрение в практику линз для коррекции зрения; Р. Луллий (около 1235—1315) — один из создателей алхимии — занимался поисками «эликсира жизни». Споры и труды средневековых схоластов способствовали развитию логики, алхимия подготовила возникновение научной химии и т.д. Вместе с тем интеллектуальная жизнь средневековой Европы ничего не дала для развития кардинальных проблем естествознания и даже способствовала некоторому регрессу в сфере естественнонаучных знаний. Р. Бэкон (около 1214—1292) был, пожалуй, первым европейским средневековым мыслителем, призвавшим науку служить человечеству и предсказавшим завоевание природы путем ее познания. Однако понадобилось почти два века интеллектуального развития, прежде чем «титаны Возрождения» вывели естествознание из забвения и оно оказалось в центре интересов образованных кругов европейского общества.

 

    Господство теологического  мировоззрения, традиционного мышления  и застой в естествознании  сильно сковывали прогресс в  области М. Однако развитие М. не остановилось. В период становления феодализма наиболее благоприятные условия для развития М. сложились в восточных регионах.

 

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на[1] , или Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский[2] учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.[3]

Содержание

 

    1 Биография

    2 Наследие

        2.1 Книга  исцеления

        2.2 Труды  по медицине

            2.2.1 Оздоровительные упражнения

        2.3 Химия

        2.4 Астрономия

        2.5 Механика

        2.6 Философия

            2.6.1 Критика

        2.7 Психология

        2.8 Литература

        2.9 Музыка

    3 Память

    4 Ибн Сина в  художественной литературе

    5 Примечания

    6 Литература

    7 Библиография

    8 Ссылки

 

Биография

20 таджикских сомони с  портретом Авиценны

 

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности  и одарённость. Уже к десяти годам  он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать  мусульманское законоведение в  школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного  Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет  юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В  автобиографии он упоминал, что несколько  раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии  Авиценна писал: «Я занялся изучением  медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

 

После взятия Бухары тюрками  и падения династии Саманидов  в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут  его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить  на службу к султану Махмуду Газневи  благополучная жизнь сменилась  годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих  долгих переездов.

 

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с  весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла  он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать  Ибн Сину казни, но принял решение  сместить его с занимаемой должности  и выслать за пределы своих  владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого  и вновь назначить своим министром.

 

После смерти эмира за попытку  перейти на службу к правителю  Исфахана на четыре месяца он был заточен  в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные  условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописей трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб ул-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

 

Похоронили Авиценну в  Хамадане у городской стены, а  через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

 

Ибн Сина был учёный, одержимый  исследовательским духом и стремлением  к энциклопедическому охвату всех современных  отраслей знаний. Философ отличался  феноменальной памятью и остротой мысли.

Наследие

Книга исцеления

 

Написанный на арабском энциклопедический  труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Латинская копия «Канона  врачебной науки»

Арабская копия Ал Конун-фит-Тиб

 

Основные медицинские  произведения Ибн Сины:

 

    «Канон врачебной  науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб»)  — сочинение энциклопедического  характера, в котором предписания  античных медиков осмыслены и  переработаны в соответствии  с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил,  что заболевания могут вызываться  какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание  на заразность оспы, определил  различие между холерой и чумой,  описал проказу, отделив её  от других болезней, изучил ряд  других заболеваний. Существует  множество переводов «Канона  врачебной науки» на латинский  язык. В «Каноне» две книги  из пяти посвящены описанию  лекарственного сырья, лекарственных  средств, способам их изготовления  и употребления. Из 2600 лекарственных  средств, описанных в «Каноне», 1400 — растительного происхождения[4].

    «Лекарственные  средства» («Ал-Адвият ал калбия»)  — написан во время первого  посещения Хамадана. В произведении  подробно приведены роль сердца  в возникновении и проявлении  пневмы, особенности диагностики  и лечения заболеваний сердца.

    «Удаление вреда  от разных манипуляций посредством  исправлений и предупреждений  ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал  куллия ан ал-абдон ал инсония  би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

    «О пользе и  вреде вина» («Сиёсат ал-бадан  ва фазоил аш-шароб ва манофиъих  ва мазорих») — самый короткий  трактат Ибн Сины.

    «Поэма о медицине»  («Урджуса фит-тиб»).

    «Трактат о пульсе»  («Рисолайи набзийа»).

    «Мероприятия для  путешественников» («Фи тадбир  ал-мусофирин»).

    «Трактат о сексуальной  силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны  диагностика, профилактика и лечение  сексуальных нарушений.

    «Трактат о уксусомёде»  («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны  приготовление и лечебное применение  различных по составу смесей  уксуса и мёда.

    «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

    «Кровеносные сосуды  для кровопускания» («Рисола фил-урук  ал-мафсуда»).

    «Рисола-йи жудия»  — описываются лечение заболеваний  уха, желудка, зубов. Кроме этого,  в нём описаны проблемы гигиены.  Некоторые исследователи оспаривают  авторство Авиценны.

 

    Копия рукописи  «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун  Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная  в 1143 в Багдаде. Институт рукописей  Национальной академии наук Азербайджана  в Баку

    IbnSinaCanon1.jpg

    IbnSinaCanon2.jpg

    IbnSinaCanon3.jpg

    IbnSinaCanon4.jpg

 

Оздоровительные упражнения

 

Ибн Сина писал в своём  труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и  лечебной практике. Дал определение  физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.

 

Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается  ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив  эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании  холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться  только феодалы[источник не указан 61 день].

 

Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям[источник не указан 61 день].

Химия

 

В области химии Ибн  Сина открыл процесс перегонки эфирных  масел. Умел добывать соляную, серную и  азотную кислоты, гидроксиды калия  и натрия.

Астрономия

 

В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля на то, что  звезды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным  светом, однако, полагал, что и планеты  также светятся сами.[5] Заявлял, что  наблюдал прохождение Венеры по диску  Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные  ученые сомневаются, что он мог наблюдать  это прохождение в указанное  время в указанном месте.[6] Он использовал это наблюдение для  обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской  космологии находится к Земле  ближе Солнца.[7]

 

Ибн Сина написал также  Компендиум Альмагеста, с комментариями  на книгу Птолемея.

 

Находясь в Гургане, Ибн  Сина написал трактат об определении  долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и  ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной  высоты Луны и её сравнении с высотой  в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

 

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании  наблюдательного инструмента», Ибн  Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в  этом инструменте для уточнения  измерений впервые применялся принцип  нониуса.

Механика

 

Ибн Сина внёс значительный вклад в развитие теории вложенной (или запечатлённой) силы — средневековой  теории движения, согласно которой  причиной движения брошенных тел  является некоторая сила (позднее  названная импетусом), вложенная  в них внешним источником[8]. По его мнению, «двигатель» (рука человека, тетива лука, праща и т.п.) сообщает движущемуся телу (камню, стреле) некоторое  «стремление», аналогично тому, как  огонь передаёт тепло воде. В роли двигателя может выступать также  тяжесть.

 

«Стремление» бывает трёх видов: психическое (у живых существ), естественное и насильственное. «Естественное  стремление» является результатом  действия тяжести и проявляется  в падении тела, т.е. в естественном движении тела, в согласии с Аристотелем. В этом случае «стремление» может  существовать даже у неподвижного тела, проявляясь в сопротивлении неподвижности. «Насильственное стремление» является аналогом филопоновской движущей силы — оно сообщается брошенному телу его «двигателем». По мере движения тела «насильственное стремление»  уменьшается из-за сопротивления  среды, как следствие стремится  к нулю и скорость тела. В пустоте  «насильственное стремление» не изменялось бы, и тело могло бы совершать  вечное движение. В этом можно было бы видеть предвосхищение понятия инерции, однако в существование пустоты  Авиценна не верил. Ибн Сина попытался  дать количественную оценку «насильственного стремления»: по его мнению, оно пропорционально  весу и скорости движения тела.

Информация о работе Медицина Средневековья