Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:31, реферат
Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.
Медицина Средневековья
Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.
Самым характерным для
Средневековья феноменом
Что касается болезней, то это были туберкулёз, малярия, дизентерия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. Незатронутыми остались Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Распознавать чуму, как, впрочем, и другие болезни, средневековые врачи не могли, болезнь фиксировалась слишком поздно. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, targe, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.
Другим бичом Средневековья была лепра (проказа). Появилась болезнь, вероятно, в эпоху Раннего Cредневековья, но пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе. пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы — лепрозории, которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования. Латеранский собор (1214) разрешил строить на территории лепрозориев часовни и кладбища для создания замкнутого мира, откуда больной мог выйти только с трещоткой, предупреждая, таким образом, о своём появлении. В конце XV в. в Европе появился сифилис.
Под влиянием
арабской учености, начавшей проникать
в Европу в 11—12 вв., появился
первый робкий интерес к
Господство теологического
мировоззрения, традиционного
Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдалла́х ибн Си́на[1] , или Авице́нна (Афшана близ Бухары, 16 августа 980 года — Хамадан, 18 июня 1037) — средневековый персидский[2] учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.[3]
Содержание
1 Биография
2 Наследие
2.1 Книга исцеления
2.2 Труды по медицине
2.2.1 Оздоровительные упражнения
2.3 Химия
2.4 Астрономия
2.5 Механика
2.6 Философия
2.6.1 Критика
2.7 Психология
2.8 Литература
2.9 Музыка
3 Память
4 Ибн Сина в художественной литературе
5 Примечания
6 Литература
7 Библиография
8 Ссылки
Биография
20 таджикских сомони с портретом Авиценны
Мальчик с раннего возраста
проявлял исключительные способности
и одарённость. Уже к десяти годам
он знал наизусть почти весь Коран.
Затем его отправили изучать
мусульманское законоведение в
школу, где он был самым младшим.
Но вскоре даже самые взрослые из слушателей
школы оценили ум и знания мальчика
и приходили к нему советоваться,
хотя Хусейну только исполнилось 12
лет. Позже он изучал логику и философию,
геометрию и астрономию под руководством
приехавшего в Бухару учёного
Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет
юноша начал заниматься самостоятельно.
И геометрия, и астрономия, и музыка
ему давались легко, пока он не познакомился
с «Метафизикой» Аристотеля. В
автобиографии он упоминал, что несколько
раз прочитал этот труд, но не смог понять
его. Помогла в этом книга Аль-Фараби
с комментариями к «Метафизике»
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015—1024 гг. жил в Хамадане,
сочетая научную деятельность с
весьма активным участием в политических
и государственных делах
После смерти эмира за попытку
перейти на службу к правителю
Исфахана на четыре месяца он был заточен
в крепость. Последние четырнадцать
лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане
при дворе эмира Ала ад-Давла,
где для него создали благоприятные
условия для научной
Похоронили Авиценну в
Хамадане у городской стены, а
через восемь месяцев его прах
перевезли в Исфахан и
Ибн Сина был учёный, одержимый
исследовательским духом и
Наследие
Книга исцеления
Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.
Труды по медицине
Латинская копия «Канона врачебной науки»
Арабская копия Ал Конун-фит-Тиб
Основные медицинские произведения Ибн Сины:
«Канон врачебной
науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб»)
— сочинение
«Лекарственные
средства» («Ал-Адвият ал
«Удаление вреда
от разных манипуляций
«О пользе и
вреде вина» («Сиёсат ал-бадан
ва фазоил аш-шароб ва
«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
«Трактат о сексуальной
силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны
диагностика, профилактика и
«Трактат о уксусомёде»
(«Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны
приготовление и лечебное
«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
«Рисола-йи жудия»
— описываются лечение
Копия рукописи
«Канон врачебной науки» (Аль-Ганун
Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная
в 1143 в Багдаде. Институт рукописей
Национальной академии наук
IbnSinaCanon1.jpg
IbnSinaCanon2.jpg
IbnSinaCanon3.jpg
IbnSinaCanon4.jpg
Оздоровительные упражнения
Ибн Сина писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.
Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Рекомендациями Авиценны могли воспользоваться только феодалы[источник не указан 61 день].
Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям[источник не указан 61 день].
Химия
В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
Астрономия
В астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля на то, что звезды отражают свет от Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако, полагал, что и планеты также светятся сами.[5] Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца 24 мая 1032 года. Однако современные ученые сомневаются, что он мог наблюдать это прохождение в указанное время в указанном месте.[6] Он использовал это наблюдение для обоснования того, что Венера, по крайней мере иногда, в птолемеевской космологии находится к Земле ближе Солнца.[7]
Ибн Сина написал также Компендиум Альмагеста, с комментариями на книгу Птолемея.
Находясь в Гургане, Ибн
Сина написал трактат об определении
долготы этого города. Ибн Сина
не смог воспользоваться тем методом,
которым пользовались Абу-л-Вафа и
ал-Бируни, и предложил новый метод,
состоящий в измерении
В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.
Механика
Ибн Сина внёс значительный
вклад в развитие теории вложенной
(или запечатлённой) силы — средневековой
теории движения, согласно которой
причиной движения брошенных тел
является некоторая сила (позднее
названная импетусом), вложенная
в них внешним источником[8]. По
его мнению, «двигатель» (рука человека,
тетива лука, праща и т.п.) сообщает
движущемуся телу (камню, стреле) некоторое
«стремление», аналогично тому, как
огонь передаёт тепло воде. В роли
двигателя может выступать
«Стремление» бывает трёх
видов: психическое (у живых существ),
естественное и насильственное. «Естественное
стремление» является результатом
действия тяжести и проявляется
в падении тела, т.е. в естественном
движении тела, в согласии с Аристотелем.
В этом случае «стремление» может
существовать даже у неподвижного тела,
проявляясь в сопротивлении неподвижности.
«Насильственное стремление»