Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:31, реферат
Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.
Возможно, идеи Ибн Сины о
вложенной силе стали известны на
латинском Западе и способствовали
дальнейшему развитию теории импетуса
Буриданом и другими
Философия
Могила Авиценны в Хамадане, Иран
Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран
В понимании предмета метафизики
Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед
за Аль-Фараби Ибн Сина различает
возможно сущее, существующее благодаря
другому, и абсолютно необходимо
сущее, существующее благодаря себе.
Ибн Сина утверждает совечность мира
Творцу. Творение в вечности Ибн
Сина объяснял с помощью неоплатонического
понятия эманации, обосновывая таким
образом логический переход от первоначального
единого к множественности
К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».
Критика
Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.
Суфии резко выступали против рационализма Ибн Сины, ставя его философии в вину то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее многие из суфиев переняли философский метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии восхождения.
Мухаммад Аль-Газали в
своей известной книге «
Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.
Психология
Ибн Сина разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).[10]
Литература
Многие серьезные научные работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.
« 'از قعر گل سیاه تا اوج زحل
کردم همه مشکلات گیتی را حل
بیرون جستم زقید هر مکر و حیل
هر بند گشاده شد مگر بند اجل
'
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
»
Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных
мудрецов явись ослом
Ослиных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.
Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
С подобным другом впредь не должен я дружить:
Беги от мотылька, когда он с гадом был![11][12]
Основные литературные работы Ибн Сины — философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.[13].
Музыка
Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:
«Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»;
«Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;
раздел о музыке в «Книге знания».
С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции[14]. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними[13].
Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии[14].
Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.
Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.
Память
Медицинский колледж и памятник Ибн Сине на его родине в Афшане
Памятник Ибн Сине в Анкаре
В его честь
Карл Линней назвал род
В Таджикистане
в его честь названы
В селе Афшана
в Узбекистане существует
В Бухаре в
1990 году открыт медицинский
В Риге, в парке
больничного комплекса
В честь Ибн Сина назван кратер на Луне
Именем Ибн Сины названы улицы:
в Самарканде
в Бухаре
улица
Ибн Сино в Уч-Кургане,
улица Авиценны в Донецке.
Ибн Сина в художественной литературе
Ноа Гордон в своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.
В 2011 году испанский
писатель Эсекьель Теодоро
Примечания
↑ Показывать компактно
↑ Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия ИБН СИНА (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 13 января 2010.
↑
Paul Strathern A brief history of medicine: from Hippocrates to gene therapy. — Running Press, 2005. — P. 58. — ISBN 978-0-7867-1525-1
Brian Duignan Medieval Philosophy. — The Rosen Publishing Group, 2010. — P. 89. — ISBN 978-1-61530-244-4
Michael Kort Central Asian republics. — Infobase Publishing, 2004. — P. 24. — ISBN 978-0-8160-5074-1
Ibn Sina ("Avicenna") Encyclopedia of Islam. 2nd edition. Edited by P. Berman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Henrichs. Brill 2009. Accessed through Brill online: www.encislam.brill.nl (2009) Цитата: "He was born in 370/980 in Afshana, his mother's home, near Bukhara. His native language was Persian."
A.J. Arberry, "Avicenna on Theology" — KAZI PUBN INC, 1995. excerpt: "Avicenna was the greatest of all Persian thinkers; as physician and metaphysician"
Henry Corbin, "The Voyage and the messenger: Iran and Philosophy". — North Atlantic Books, 1998. — P. 74 Цитата:"Whereas the name of Avicenna (Ibn sinda, died 1037) is generally listed as chronologically first among noteworthy Iranian philosophers, recent evidence has revealed previous existence of Ismaili philosophical systems with a structure no less complete than of Avicenna".
↑ Бочалов В. И. Предисловие // Авиценна (Ибн Сина) О сохранении здоровья. / Сост., доп., прим. и комментарии В. И. Бочалова. — Воронеж, 2011. — С. 3. ISBN 978-5-89981-656-7
↑ Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 267. — ISBN 5-06-000085-0
↑ Ariew, Roger (March 1987).
«The phases of venus before 1610». Studies in History and Philosophy
of Science Part A 18 (1): 81–92. DOI:10.1016/0039-3681(87)
↑ Goldstein, Bernard R. (1969).
«Some Medieval Reports of Venus and Mercury Transits». Centaurus (John
Wiley & Sons) 14 (1): 49–59. DOI:10.1111/j.1600-0498.1969.
↑ Sally P. Ragep Ibn Sīnā: Abū ʿAlī al‐Ḥusayn ibn ʿAbdallāh ibn Sīnā / Thomas Hockey. — Springer Science+Business Media, 2007. — P. 570–572.
↑ Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — Москва: Наука, 1976.
↑ Sayili A. Ibn Sīnā and Buridan on the Motion of the Projectile // Annals of the New York Academy of Sciences. — 1987. — Vol. 500. — P. 477–482.
↑ Псядло Э. М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: Учебно-справочное пособие. — Одесса: Наука и техника, 2007. — С.19. — ISBN 978-966-8335-56-3
↑ 1. СЕМЕН ЛИПКИН - Век перевода
↑ Лит-мир/Ибн Сина
↑ 1 2 Болтаев
М. Н. Абу Али ибн Сина
— великий мыслитель, ученый
энциклопедист средневекового
↑ 1 2 Иванова
Л. Ибн Сина (Авиценна) в зеркале
музыки. Некоторые музыкально-
Литература
Публикации сочинений
Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. — Сталинабад, 1957.
Ибн Сина. Канон врачебной науки : В 5 т. — Ташкент, 1956-1960.
Ибн Сина. Математические
главы «Книги знания». —
Ибн Сина. Послание
о любви. — Тбилиси: