Медицина Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

Научная медицина в Средние века была развита слабо. Медицинский опыт перекрещивался с магией, религией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. С XI—XII вв. в целительных магических обрядах появились предметы христианского культа, христианская символика, языческие заклинания перелагались на христианский лад, появились новые христианские формулы, расцвёл культ святых и их мощей.

Файлы: 1 файл

2 срс по фил.docx

— 33.77 Кб (Скачать файл)

 

Возможно, идеи Ибн Сины о  вложенной силе стали известны на латинском Западе и способствовали дальнейшему развитию теории импетуса Буриданом и другими схоластами[9].

Философия

Могила Авиценны в Хамадане, Иран

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

 

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед  за Аль-Фараби Ибн Сина различает  возможно сущее, существующее благодаря  другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн  Сина объяснял с помощью неоплатонического  понятия эманации, обосновывая таким  образом логический переход от первоначального  единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма  он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат  нисхождения единого, а как необходимый  элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии. Индивидуальная душа образует с телом  единую субстанцию, обеспечивающую целостное  воскрешение человека; носителем  философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может  быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

 

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Критика

 

Вокруг философских взглядов Авиценны велась острая борьба между  сторонниками и противниками его  идей.

 

Суфии резко выступали  против рационализма Ибн Сины, ставя  его философии в вину то, что  она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Тем не менее  многие из суфиев переняли философский  метод Авиценны и его идею об эволюционном характере ступеней эманации по линии  восхождения.

 

Мухаммад Аль-Газали в  своей известной книге «Опровержение  философов» пытался опровергнуть философию  Ибн Сины во всех аспектах. Выступал против учения об изначальности и  вечности мира и его атрибутов, поскольку  это, по мнению Аль-Газали, приводит к  дуализму, который противоречит монотеизму ислама. Аль-Газали отвергает также  принцип эманации, согласно которому Бог творит мир не по собственной  воле, а в силу естественной необходимости. Не разделял он также выдвинутых Ибн  Синой идей о причинности и  невозможность телесного воскресения.

 

Позже линию Аль-Газали продолжили мыслители XII века Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази. С защитой идей восточного перипатетизма в XII веке выступил Ибн Рушд в своей книге «Опровержение опровержения». Впоследствии взгляды Ибн Сины защищал Насир ад-Дин ат-Туси.

Психология

 

Ибн Сина разработал также  свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Согласно его  учению натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная  и сухая (что в современной  психологии соответствует четырём  темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких  как метеорологические условия  и смена времен года. Изменения  в жидкостях организма также  могут корректировать натуру в соответствующем  направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных  натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).[10]

Литература

 

Многие серьезные научные  работы Ибн Сина писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой  форме написаны «Трактат о любви», «Трактат о птицах» и некоторые  другие произведения. Есть среди его  творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и  рубаи.

«  'از قعر گل سیاه تا اوج زحل

کردم همه مشکلات گیتی را حل

بیرون جستم زقید هر مکر و حیل

هر بند گشاده شد مگر بند اجل

'

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварство я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

»

 

 

    Когда к невеждам  ты идешь высокомерным,

    Средь ложных  мудрецов явись ослом примерным:

    Ослиных черт  у них такое изобилье,

    Что тот, кто  не осел, у них слывет неверным.

 

 

 

    Плохо, когда  сожалеть о содеянном станешь,

    Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.

    Делай сегодня  то дело, что выполнить в силах,

    Ибо возможно, что  завтра ты больше не встанешь.

 

 

 

    Мой друг с  моим врагом сегодня рядом  был.

    Не нужен сахар  мне, что смешан с ядом был!

    С подобным другом  впредь не должен я дружить:

    Беги от мотылька, когда он с гадом был![11][12]

 

Основные литературные работы Ибн Сины — философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», «Саламан и Абсаль». Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.[13].

Музыка

 

Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ:

 

    «Свод науки  о музыке» в «Книге исцеления»;

    «Краткое изложение  о музыке» в «Книге спасения»;

    раздел о музыке  в «Книге знания».

 

С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции[14]. Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними[13].

 

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии[14].

 

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями. Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной науки.

 

Великий учёный также является изобретателем распространенного в Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.

Память

Медицинский колледж и памятник Ибн Сине на его родине в Афшане

Памятник Ибн Сине в Анкаре

 

    В его честь  Карл Линней назвал род растений  семейства Акантовые — Авиценния.

    В Таджикистане  в его честь названы Таджикский  государственный медицинский университет  и горная вершина, ранее известная  как Пик Ленина.

    В селе Афшана  в Узбекистане существует музей  Абу Али ибн Сина.

    В Бухаре в  1990 году открыт медицинский институт  названный в честь Абу Али  ибн Сина.

    В Риге, в парке  больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт памятник  Абу Али ибн Сины работы  скульптора Джалалиддина Миртаджиева.

    В честь Ибн  Сина назван кратер на Луне

 

Именем Ибн Сины названы улицы:

 

        в  Самарканде

        в  Бухаре

        улица  Ибн Сино в Уч-Кургане, Узбекистан

        улица  Авиценны в Донецке.

 

Ибн Сина в художественной литературе

 

    Ноа Гордон в  своём романе «The Physician» (1988), рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у самого Ибн Сины, великого мастера своего времени.

    В 2011 году испанский  писатель Эсекьель Теодоро опубликовал  роман «Рукопись Авиценны» («El Manuscrito de Avicena»), которая воссоздает некоторые моменты из жизни персидского врача.

 

Примечания

 

↑ Показывать компактно

 

    ↑ Мегаэнциклопедия  Кирилла и Мефодия ИБН СИНА  (рус.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 13 января 2010.

    ↑

        Paul Strathern A brief history of medicine: from Hippocrates to gene therapy. — Running Press, 2005. — P. 58. — ISBN 978-0-7867-1525-1

        Brian Duignan Medieval Philosophy. — The Rosen Publishing Group, 2010. — P. 89. — ISBN 978-1-61530-244-4

        Michael Kort Central Asian republics. — Infobase Publishing, 2004. — P. 24. — ISBN 978-0-8160-5074-1

        Ibn Sina ("Avicenna") Encyclopedia of Islam. 2nd edition. Edited by P. Berman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Henrichs. Brill 2009. Accessed through Brill online: www.encislam.brill.nl (2009) Цитата: "He was born in 370/980 in Afshana, his mother's home, near Bukhara. His native language was Persian."

        A.J. Arberry, "Avicenna on Theology" — KAZI PUBN INC, 1995. excerpt: "Avicenna was the greatest of all Persian thinkers; as physician and metaphysician"

        Henry Corbin, "The Voyage and the messenger: Iran and Philosophy". —  North Atlantic Books, 1998. — P. 74 Цитата:"Whereas the name of Avicenna (Ibn sinda, died 1037) is generally listed as chronologically first among noteworthy Iranian philosophers, recent evidence has revealed previous existence of Ismaili philosophical systems with a structure no less complete than of Avicenna".

    ↑ Бочалов В. И. Предисловие // Авиценна (Ибн Сина) О сохранении здоровья. / Сост., доп., прим. и комментарии В. И. Бочалова. — Воронеж, 2011. — С. 3. ISBN 978-5-89981-656-7

    ↑ Блинова К.  Ф. и др. Ботанико-фармакогностический  словарь: Справ. пособие / Под  ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 267. — ISBN 5-06-000085-0

    ↑ Ariew, Roger (March 1987). «The phases of venus before 1610». Studies in History and Philosophy of Science Part A 18 (1): 81–92. DOI:10.1016/0039-3681(87)90012-4.

    ↑ Goldstein, Bernard R. (1969). «Some Medieval Reports of Venus and Mercury Transits». Centaurus (John Wiley & Sons) 14 (1): 49–59. DOI:10.1111/j.1600-0498.1969.tb00135.x. Bibcode:1969Cent...14...49G.

    ↑ Sally P. Ragep Ibn Sīnā: Abū ʿAlī al‐Ḥusayn ibn ʿAbdallāh ibn Sīnā / Thomas Hockey. — Springer Science+Business Media, 2007. — P. 570–572.

    ↑ Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — Москва: Наука, 1976.

    ↑ Sayili A. Ibn Sīnā and Buridan on the Motion of the Projectile // Annals of the New York Academy of Sciences. — 1987. — Vol. 500. — P. 477–482.

    ↑ Псядло Э. М. Темперамент и характер в истории медицины и психологии: Учебно-справочное пособие. — Одесса: Наука и техника, 2007. — С.19. — ISBN 978-966-8335-56-3

    ↑ 1. СЕМЕН ЛИПКИН - Век перевода

    ↑ Лит-мир/Ибн  Сина

    ↑ 1 2 Болтаев  М. Н. Абу Али ибн Сина  — великий мыслитель, ученый  энциклопедист средневекового Востока  — М.: Сампо, 2002. — 400 с. — ISBN 5-8071-0005-0

    ↑ 1 2 Иванова  Л. Ибн Сина (Авиценна) в зеркале  музыки. Некоторые музыкально-теоретические  взгляды Ибн Сины. Воззрения Ибн  Сины в области музыкальной  теории. // Вестник Челябинского государственного  университета, 2007  (рус.) link

 

Литература

 

Публикации сочинений

 

    Ибн Сина. Даниш-намэ. Книга знания. — Сталинабад, 1957.

    Ибн Сина. Канон  врачебной науки : В 5 т. —  Ташкент, 1956-1960.

    Ибн Сина. Математические  главы «Книги знания». — Душанбе, 1967.

    Ибн Сина. Послание  о любви. — Тбилиси: Мецниереба, 1976.


Информация о работе Медицина Средневековья