Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:29, реферат
Несмотря на сложность определения самого понятия культуры, ее реальное существование может быть представлено в единстве трех «ипостасей», модальностей. Прежде всего, культура представляет собой совокупность внутренних качеств человека — потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, ценностные установки, идеалы. Во-вторых, правомерно говорить о про-цессуально-деятельностном аспекте культуры, т.к. духовное содержание человека проявляется в различных способах его деятельности. В этом смысле культуравыступает как общая «технология» человеческой деятельности. В-третьих, культура имеет свою предметную модальность, в которой также воплощается человеческая деятельность. Это могут быть произведения техники, науки, искусства, философии, религии, феномены политики и права.
Медицина в культуре.
Несмотря на сложность определения самого понятия культуры, ее реальное существование может быть представлено в единстве трех «ипостасей», модальностей. Прежде всего, культура представляет собой совокупность внутренних качеств человека — потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, ценностные установки, идеалы. Во-вторых, правомерно говорить о про-цессуально-деятельностном аспекте культуры, т.к. духовное содержание человека проявляется в различных способах его деятельности. В этом смысле культуравыступает как общая «технология» человеческой деятельности. В-третьих, культура имеет свою предметную модальность, в которой также воплощается человеческая деятельность. Это могут быть произведения техники, науки, искусства, философии, религии, феномены политики и права.
В каждом из трех аспектов медицина представляет собой особый вид деятельности человека, в которой реализуются, проявляются все грани культуры.
С позиций человеческих качеств медицина представляет
собой сложную систему, в которой
существенную роль играют такие элемен-
ты как, например, мировоззренческая культура врача,философская культура, эк
В процессуально-деятельностном
смысле медицина представляет,
прежде всего, как профессиональная культура, наб
В сфере предметной модальности культура и медицин
Здесь не представляется возможным
рассмотреть все элементы, которые
могут быть включены в систему «культура — медицина
В истории мировой культуры враче
Медицина - это прежде всего знание. Об этом же говорит происхождение слов «ведать», «сведения» и «ведун» (от санскритского «веды») и «знахарь», «знать», «знания» в славянском их значении.
Какова же роль врача в обществе? Об этом образно высказался «отец медицины» - Гиппократ: «Врач-философ подобен богу, ибо познает суть вещей».
Известно, что художественная культура в целом и искусство, в частности, главным предметом своего познания провозглашает человека.
Медицина, как и искусство, не может ограничиться в своем познании человека чисто рациональными, логическими аспектами. Если духовный мирличности представляет собой единство рациональных и эмоциональных, художественно-образных компонентов, то врач обязан их «видеть», учитывать, уметь влиять на них.
Необходимость художественно-образного видения мира естествоиспытателем, врачом отражена в стихах Ю. Кузнецова.
Эту сказку счастливую, слышал Я уже на теперешний лад, Как Иванушка во поле вышел И стрелу запустил наугад. Он пошел в направленьи полета По сребристому следу судьбы. И попал он к лягушке в болото, За три моря от отчей избы. Пригодится на правое дело! Положил он лягушку в платок. Вскрыл ей белое царское тело И пустил электрический ток. В долгих муках она умирала, В каждой жилке стучали века. И улыбка познанья играла На счастливом лице дурака. 2
Такова одна из возможных опасностей, которая коренится в абсолютизации роли науки и недооценке роли художественного образа. И пусть вас не введет в заблуждение лукавая, сказочная форма, в которую облечена эта мысль.
История мировой культуры, медицины убеждает нас в том, что труд врача и деятельность художника всегда существовали рядом и зачастую воплощались в одной личности.
Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) занимался, помимо врачебной деятельности, философией, политикой, поэзией; он написал высокохудожественные поэмы «О природе» и «Очищение». До нас дошли 450 стихов Эмпедокла. Проблемы анатомии и физиологии он пытался выразить в художественно-образной форме.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), великий философ и врач в своей «Метафизике», рассуждая о величии и важности искусства целителя, высказывает мысль, что врач, прежде чем лечить больного, должен изучить «специфику сущности» конкретного явления у того или иного больного. В работе «О душе» он обращается к душевному миру человека, его психологическому состоянию.
Авл Корнелий Цельс (1 век н.э.), изучая формы индивидуального подхода к больному, пишет свои многогранные труды «О медицине» и «Искусство». Авиценна (980—1037) писал стихи и стихами описывал симптомы болезни. Франсуа Рабле (1494-1553), врач и писатель с мировым именем, вошел в историю мировой художественной культуры как автор знаменитой «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Писал стихи, занимался алхимией,
астрономией итальянский врач Джироламо
Фракасторо (1478-1553). Французский врач Франсуа
Бер-нье (1625-1658) был писателем и путешественником.
Иоганн Крис-тоф Фридрих Шиллер (1759—1805)
— видный немецкий поэт, врач, философ
и писатель, друг Гете. К числу крупнейших
писателей, получивших медицинское образов
В «Скучной истории» А.П. Чехов дает блестящее описание учебной лекции, прочитанной профессором медицины и завершает его следующим выводом: «Никакой спорт, никакие развлечения и игры никогда не доставляли мне такого наслаждения, как чтение лекции. Только на лекции я мог весь отдаваться страсти и понимал, что вдохновенье не выдумки поэтов, а существует на самом деле. И я думаю, Геркулес после самого пикантного из своих подвигов не чувствовал такого сладострастного изнеможения, какое переживал я всякий раз после лекции» (Чехов А.П. Избранные сочинения. М., 1988. С. 172.).
Врачи прошлого отличались широким кругозором интересов, они добивались признания не только в своей области, но и были выдающимися астрономами (ЕвдоксКинский, ДжероламоКардано, Н. Коперник), физиками (Уильям Кулен, Герман Гельмгольц, Роберт Май- ер). Среди врачей были известные химики (Бородин, он же известный композитор, Парацельс), путешественники (Миклухо-Маклай), политические деятели (Жан-Поль Марат).
Английской врач Джон Локк (1632—1704) был видным философом. Жульен ОфреЛаметри (1709—1751) - французский врач, был автором знаменитой философской работы «Человек-машина». Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) по специальности был врач-психиатр. Врач Герман Бургаве (1668-1738), на лекции которого присутствовал Петр I, был крупнейшим голландским ученым, увлекался химией, ботаникой и философией. Мало кому известно, что отец Галилея (1564- 1642) страстно мечтал, чтобы его сын стал врачом, и сам Галилей учился первоначально на медицинском факультете Пизанского университета. Н. Коперник (1473-1543), основатель гелиоцентрической системы, был математиком, врачом, переводчиком художественных произведений.
Врачи, отличаясь широким
кругозором, открывали планеты, формулировали
законы сохранения энергии, изучали
тайны античного пурпурного стекла
(Петтенкофер). Они изучали химические
элементы и писали высокохудожественные
произведения, испытывали на себе убийственные
бациллы, яды, одевали на себя одежду умерших
больных желтой лихорадкой ради единственной
цели - выявить причину человеческого
недуга. Ореол романтики, окутывающий медицину, притягив
Таким образом, культура как
способ человеческой жизнедеятельности,
форма бытия характеризуется такими устремлениями
и поступками, которые несут в себе идеалы
гуманизма, свободы, разумности и духовности.
Только в лоне культуры человек
может реализовать заложенные в нем сущностные
качества, реализоваться как личность, исповедующая
гуманистические ценности. Всеми своими
гранями медицина и культура св
Медицина в системе научного знания.
Философия, изучая мир, создает
предельно-общее, системное знание
этого мира. Специфика философии
еще и в том, что она изучает
не только принципы существования мира
как такового, но и значение этого
мира для человека. Значение, которое
зафиксировано в человеческих ценностях,
в том, что становится главным
или второстепенным, значимым или
несущественным для человека, и начинает
определять стратегию его жизни.
Она формирует ядро мировоззрения.
Те убеждения и представления, благодаря
которым человек может
Переосмысляя то, что мы знаем, мы изменяем понимание этого. Таким образом, нам предоставляется шанс изменить свою деятельность. Но что такое знание? Знание – это элементы осознания действительности, значение которых человек понимает и может передать другому.Значимым оно становится, в силу его широкого распространения, и в силу его жизненной необходимости. Например, жизненным важным знанием выступает исторически определенное знание в отношении «человек - природа». Это неудивительно, потому что первое, с чем сталкивается человек, едва появляясь на свет, это природная среда обитания. Конечно, он сталкивается с людьми, с их представлениями, традицией, но он еще слишком мал, чтобы понять, что это такое, чтобы оценить это. Но зато он прекрасно ориентируется, когда речь заходит о тепле, еде.
Знание долгий исторический период времени являлось конгломератом разрозненных, обособленных, единичных знаний не отчужденных от самого процесса конкретного труда, причем знаний элементарнейших, отражающих сущность через лежащие на поверхности явления. Это некоторое конкретное знание. По своему назначению конкретное знание необходимо отражает свойства объективной реальности, существенные для непосредственной деятельности, истинность которых проверена опытом поколений. В этом смысле мы, имеем право, употреблять термин «Знание». Это знание ставило перед собой задачу решения узких практических проблем. Его специфика заключается в том, что оно – суть продукт анализа внешних связей, явлений, а несознательно выявленных закономерностей, сущность предметов и процессов природы. Овладение актом деятельности при наличии подобного знания базировалось на нем лишь частично, но в основном на приобретении навыках деятельности (собственно опыте).
Параллельно с подобного рода знанием, слитым воедино с опытом конкретной деятельности, существует знание качественно от него отличное. Это знание о сложных процессах, отличающихся многогранностью, постоянством изменений и непостоянством взаимодействия. Это абстрактное знание. Абстрактное знание, элиминировав частное, и сводит однопорядковые ситуации к абстрактному человеческому опыту – как всеобщему. У этого знания есть одна особенность, в нем потенциально заложены возможности воспроизводства некоторых ситуаций, структур через деятельность в них и для них. Лишь, будучи реализованным в деятельности, это знание (назовем его нормативным), претерпев метаморфозу, наполняется конкретным содержанием.Абстрактное знание это знание, в котором однопорядковые ситуации сведены к конструктивным предписаниям или системе принципов. В этих предписаниях или системе принципов потенциально заложено воспроизводство структур деятельности.
Итак, знание бывает либо продуктом анализа внешних связей, явлений, а не сознательно выявленных закономерностей, сущности предметов и процессов природы, либо в нем отражаются некоторые принципы, которые, реализуясь в конкретной деятельности, наполняются содержанием. В первом случае мы имеем дело с конкретным знанием в рамках какой-либо практической деятельности, например, медицинской. Во втором, с абстрактным знанием, которое дает нам возможность предсказывать течение событий, на основе знания принципов, закономерностей этого явления или результаты практической деятельности на основе знания принципов, на которых эта деятельность строится.
На лекциях по истории
медицины Вы определяли медицину как
систему научных знаний и практической
деятельности, целями которой является
сохранение и развитие здоровья. «Для
выполнения этих задач медицина изучает
строение и процессы жизнедеятельности
организма человека в норме и
при патологии; факторы природной
и социальной среды в аспекте
их положительного и отрицательного
влияние на состояние здоровья людей;
собственно болезни человека (их причины,
механизмы возникновения и