Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:29, реферат
Несмотря на сложность определения самого понятия культуры, ее реальное существование может быть представлено в единстве трех «ипостасей», модальностей. Прежде всего, культура представляет собой совокупность внутренних качеств человека — потребностей, способностей, умений, благодаря которым он формирует знания, ценностные установки, идеалы. Во-вторых, правомерно говорить о про-цессуально-деятельностном аспекте культуры, т.к. духовное содержание человека проявляется в различных способах его деятельности. В этом смысле культуравыступает как общая «технология» человеческой деятельности. В-третьих, культура имеет свою предметную модальность, в которой также воплощается человеческая деятельность. Это могут быть произведения техники, науки, искусства, философии, религии, феномены политики и права.
О закономерностях развития практической деятельности мы будем говорить позже. Сегодня нам надо понять, что есть знание, какая его структура, как оно изменяло своё содержание на протяжении 2000 лет. Речь, конечно пойдет о системе научного медицинского знания.
От ремесла к искусству и от искусства к науке. Такой путь продела медицина. Будучи ремеслом, медицина не имела выделенную систему принципов. Особенность этого периода заключается в том, что в ней было собраны продукты анализа внешних связей, явлений, а не сознательно выявленных закономерностей, сущность предметов и процессов природы. Овладение актом деятельности при наличии подобного знания базировалось на нем лишь частично, но в основном на приобретении навыках деятельности (собственно опыте). Овладеть таким знанием мог человек приближенный к носителю знания.
Будучи искусством, медицина имела выделенные принципы, но не все владели способностью, которая приравнивалась к божественному дару пользоваться этой системой правильно. Что это за дар? Сегодня его называют – методология деятельности, культура мышления.
И вот медицина стала наукой.
Для осуществления научной
Итак, в медицине, как и в науке, есть уровни: теоретический и эмпирический, есть правила работы на этих уровнях, есть закономерности развития системы знания, отношения между различными уровнями познания и т.д.
Философия в данном случае способствует развитию культуры мышления человека, который осуществляет познавательную деятельность.
Своеобразие современного этапа развития клинической мысли заключается в том, что никто не отрицает необходимость применения системного подхода для понимания патологии человека. Однако, практика медико-биологической, научно-исследовательской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний – биологический подход.Научное изучение врачом психосоматических отношений возможно только при междисциплинарном подходе, который включает методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических процессов на различных уровнях.
Трудность заключается в том, что для осуществления такой работы необходимо выработать общую терминологию, единую оценку результатов различных наук, не говоря об общих принципах познания сложноорганизованного объекта – человек.
Таким образом, встает проблема интеграции различного научного знания и повышения уровня культуры мышления специалиста в связи с необходимостью его работы в условиях междисциплинарного синтеза.
Упражнения в философии способствуют не только общекультурному развитию врача, но и помогают формированию его высокого профессионального уровня. Именно потому, что философия является ареной ассоциативной гибкости ума, его способности видеть объект, включенным в сеть многообразных связей и отношений.
Философская культура врача это противоядие от любых форм духовного тоталитаризма имеет своим ядром интеллектуальную способность, для развития которой не существует никаких других средств, кроме мышления на уровне понятий.
Изучение философии является апробированной многовековым опытом человечества формирование основы клинического мышления, системного мышления.
Философия дает врачам понимание процесса познания, его сущности, принципов организации и его методов. Тем самым врач получает возможность обоснования изучения и решения вопросов медицинской теории и практики.
Кроме того, она открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, поскольку помогает учесть влияние различных факторов на ход болезни. Каким образом? Благодаря выбору оснований для классификаций событий, которые происходят с объектом. И ещё. Благодаря формированию навыка диалектического мышления у субъекта деятельности – врача, который рассматривает взаимовлияние внешних и внутренних условий существования объекта. Тем самым она учит врача рассматривать все явления, процессы в их развитии, непрерывном изменении и неразрывными связями с конкретными условиями.
Всё это способствует формированию и развитию культуры мышления врача.
Список используемой литературы.
1.Антология русской философии. Т. 3. СПб., 2000.
2.Каверин Б.И., Боровков М.И. Основы культурологии. СПб., 2003. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. Культура и общественная мысль. М., 1988. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Мамонова М.А. Запад и Восток: Традиции и новации рациональности мышления. М., 1991.
3. http://aspirantura.ws/zachem-