Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 10:16, курсовая работа
Медицина в Средние столетия не знала никакой философии или теории. Только практика властвовала среди врачевателей. Как и прежде, медицина была прерогативой определенной «касты».
Мне показалась интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицине.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
Глава I. МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА........................
5
1.1. Основные методы и приемы лечения ……………………………….
5
1.2. Операции………………………………………………………………
9
1.3 Лекарственные средства ……………………………………………...
14
Глава II. ВРАЧИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЕДИЦИНЕ ………………..
16
2.1. Кто в Средневековье был целителем ……………………………….
17
2.2. Как учились на целителя …………………………………………….
19
2.3. Положение и роль врачевателей в обществе ………………………
23
Глава III. БОЛЬНИЦЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………….
25
3.1. Как и где организовывались больницы……………………………
26
3.2. Порядки внутри больниц …………………………………………...
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
В средние века пластическая хирургия рассматривалась как единственное средство для исправления всевозможных патологий: физические и психологический заболевания рассматривались в неразрывной связи друг с другом. И всё же повреждения носа и других частей тела являлись следствием военных действий, несчастных случаев и различных болезней Средневековья. Предполагалось, что человек может прожить без какой-то части тела, хотя и будет чувствовать себя частично недееспособным. Только в эпоху Возрождения хирурги стали выделять пластическую хирургию, или как её ещё назвали – «хирургию красоты», как отдельную область медицины.
В седьмом веке проводились операции по удалению лишних образований на груди у мужчин, считая подобные проявления физическими отклонениями, исправить которые может только пластическая хирургия. Эта болезнь имела название гинекомастия (женская грудь). Такие операции по уменьшению слишком больших размеров груди у мужчин проводятся и в наши дни.
Подъем пластической хирургии в средние века связывают с эпидемией сифилиса. С помощью пластической операции могли восстановить своему пациенту провалившийся нос и скрыть тем самым его болезнь от окружающих.
Основателем пластической хирургии считают Гаспара Тальякоцци из Болонского университета, который придумал удивительный способ «приращивать» нос. Необходимые лоскуты кожи он брал с внутренней стороны предплечья. На заключительном этапе операции рука жестко крепилась к носу пациента с помощью повязки на 20 дней.
В 1597 году Тальякоцци опубликовал иллюстрированный трактат, в котором писал: «Мы лечим и восстанавливаем части тела, данные природой, но отнятые роком. Мы делаем это не для приятности глаз, а для того чтобы поддержать надежды получившего травму человека и помочь его душе».6
Католическая церковь была категорически против восстановительных операций для сифилитиков, так как считала это греховным вмешательством человека в божественный промысел.7
В средние века гинекология хотя и возродилась, но попала под влияние мистицизма и лженаучных представлений. Медицина и, в частности, акушерство и гинекология в этот период довольно слабо развивались, как и вся медицинская наука и естествознание в Европе, так как наука была под сильным влиянием церкви и средневековой религии. Религия насаждала совершенно фантастические идеи вроде догмата «о непорочном зачатии», церковные фанатики в средние века внушали мысль о том, что дети могут рождаться от дьявола и т.д. Всякие критические высказывания по поводу подобных диких взглядов со стороны ученых и врачей вызывали их преследование, изгнание из родной страны и пытки инквизиции.
Только в самых тяжелых случаях патологических родов, когда роженице и плоду угрожала смерть, «бабки» призывали на помощь хирурга, который чаще всего применял плодоразрушающую операцию. К тому же хирурга приглашали не к каждой роженице, а преимущественно к роженице состоятельного класса. Остальные, несостоятельные роженицы, удовлетворялись помощью «бабки» и вместо действительной акушерской помощи получали от них наговоренную воду, амулет или то или иное невежественное пособие. Не приходится удивляться, что при такой помощи, при несоблюдении элементарных требований гигиены смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти. Исправление неправильного положения плода путем поворота, это великое достижение древности, было забыто или не использовалось большинством врачей.
В плодоразрушающих операциях применялись перфорация головки, декапитация и эмбриотомия. Однако эти операции можно было производить только на мертвом плоде. По законам средневековой христианской церкви следовало, что смерть роженицы происходит по воле бога: уничтожение внутриутробного плода, обладающего «божественной душой», рассматривалось как обычное убийство. В итоге церковь сильно препятствовала развитию акушерства, что приводило в конечном счете к высокой смертности в родах. Возник парадокс - католическая церковь проповедовала принцип «Живите и размножайтесь», но при этом сама препятствовала своей же проповеди.
В средние века развитие хирургии, особенно
в Европе, значительно замедлилось. Господство
церкви делало невозможным научные исследования,
были запрещены операции, связанные с «пролитием
крови» и вскрытие трупов. Взгляды Галена
были канонизированы церковью, малейшее
отступление от них становилось поводом
к обвинению в ереси.
Во многих университетах Европы открывались
медицинские факультеты, но официальная
медицинская наука не включала хирургию.
Хирурги формировались в кругу цирюльников,
мастеровых, ремесленников, и еще долгие
годы им пришлось добиваться признания
себя полноправными врачами.8
Огнестрельные раны надлежало заливать кипящим бузинным маслом. Пользы от этого было мало: муки же раненые испытывали жесточайшие. Они корчились от боли, а лекарь - от сознания, что их причиняет. Только люди железного здоровья могли выдержать эту варварскую процедуру. Этот метод лечения был в то время «обоснован» учеными-медиками. Они говорили, что пуля вносит в рану особый яд, и только огненный бальзам - бузинное масло - способен спасти раненого.
По ходу хирургической операции для притупления сознания применялись и другие жесточайшие приемы, в большинстве - физические, например, кровопускание, пережатие сонных артерий. Так же применялись эфир и хлорметил.
Для обезболивания использовали специальные губки, пропитанные веществами, вдыхание паров которых приводило к потере сознания и болевой чувствительности.
Большую роль в развитии аптечной медицины в средние века сыграл доктор медицины в Ферраре (Сев. Италия), Парацельс. Не разбирая многочисленные труды Парацельса, отметим, что все они, несмотря на противоречия, допущения какого-то «архея» и т.п., были буквально манифестом ятрохимического направления в медицине.
Он развил новое направление о дозировке лекарств. «Все есть яд и ничего не лишено ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным»,9 - полагал Парацельс. Он проводил со своими учениками много часов в химических лабораториях, изучая разные лекарственные вещества. Ученый был ярым сторонником объединения терапии и хирургии, считая их единой наукой. Он приблизился к асептике и предложил защищать раны чистыми повязками; как и А. Паре, резко выступил против лечения ран кипящими маслами и прижиганиями. Обучая, как и его предшественники, медицине у постели больных, Парацельс ввел в употребление ряд малоизвестных и малоизученных лекарственных средств - ртуть при сифилисе, свинец, сурьму, железо, медь, олово, мышьяк. Рекомендовал широко применять минеральные воды для лечения.
Лекарственные препараты, содержащие серу, ртуть и различные соли, часто сами врачи и аптекари выплавляли из природных руд. Из лечебных трав часто использовали корень мандрагоры.
Особое место занимали противоядия: так называемый териак, включавший 70 и больше составных частей (основная составная часть змеиное мясо), а также митридат (опал). Териак считался также средством против всех внутренних болезней, в том числе «моровых» лихорадок.
А средневековый врач Ибн Сина рекомендовал камфару, глину, купорос, смолу, тимьян, камедь, конопляное семя, кедровые орешки, железо, одуванчик обыкновенный, тамариск, мандрагору, парий, тмин, сельдерей, печень, желудок животных, капусту, порей, кориандр, грушу, виноград, ладан, ляпис, миндаль, буру, молоко, мясо, мускус, окись свинца, желчь, воск, майоран, мирру, кизил, чабрец, мяту, кувшинку, отруби, крахмал, нашатырь, медь, нефть, кипарис, папоротник, свеклу, ртуть, сахар и многое другое. Это целая фармакопея, которую надо и сейчас изучать, а ряд средств - применять.
Глава II. ВРАЧИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЕДИЦИНЕ
В раннее средневековье главная роль в лечении принадлежала женщине. Именно она была в семье хранительницей лекарственных знаний - знала, когда какую собирать траву, как вправить вывих и чем остановить кровь. Кроме того, в каждой деревне были люди, обычно пожилые и опытные, которые лучше других разбирались в болезнях. Их считали знахарями и немножко колдунами. При дворах знатных людей и королей жили и лекари, которые так или иначе учились медицине хотя бы у своих предшественников, и, посвятив ей себя, ею и зарабатывали на жизнь.
В 12—13 вв. был осуществлен ряд мер по организации медико-санитарного дела. Изданы законоположения, регламентирующие врачебную практику (первое — указ Роджера Сицилийского в 1140 г. о допуске к врачебной практике лиц, прошедших соответствующий курс обучения), в конце 12 в. началась организация в городах гражданских больниц, были открыты первые аптеки (в 1238 г.— в Венеции, в 1300 г.— во Флоренции). В 1241г. Фридрих II издал указ об установлении государственного контроля и приготовлением лекарственных средств и хирургической практикой. Органы городского самоуправления, пользуясь получаемыми городом привилегиями, создавали врачебные коллегии для надзора за состоянием городов, практикой врачей, аптекарей, хирургов и акушерок, для проверки знаний претендентов на врачебную практику в городе независимо от наличия у них университетского диплома. 10
В следующих параграфах рассмотрим самых известных врачей Среднековья.
2.1. Кто в Средневековье был целителем
Как упоминалось, территория Средней Азии была также захвачена арабами и первоначально вошла в состав халифатов. Естественна тесная связь народов этого региона и других стран халифатов, которая относилась и к развитию натурфилософии, науки, медицины, воспринявших опыт и знания обширной империи и прошлого.
Наряду с Ал Бируни, Ал Хорезми, составляющих гордость средневековой науки и собственно Хорезмийской академии, выделяется известный ученый, энциклопедист, поэт и прежде всего врач Абу Али ал Хусейн Ибн Эбдаллах Ибн ал Хасан Ибн Али Сина (кратко - Ибн Сина или «сын своего отца Сины», которого в Европе называли Авиценной (980-1037 гг.).
Ибн Сина является, пожалуй, самой яркой фигурой Хорезмийской академии, где он получил и совершенствовал свое образование, встречался с названными и другими учеными той эпохи. Уже в молодости он получил заслуженную известность как врач и ученый, а в 1020 г. в возрасте около 40 лет Ибн Сина завершил основное произведение в пяти томах, которое, по примеру Демокрита, сторонником которого был, назвал Каноном врачебной науки. Наряду с сочинениями Гиппократа и Галена Канон стал одной из самых известных и распространенных книг, по нему сотни лет учились врачи не только Востока, но и Европы. Книга переводилась на латинский и другие языки много раз (только в Европе - 30 раз, вплоть до последнего времени - на русский и узбекский (1994 г.)).
Такое внимание к произведениям Ибн Сины не случайно. Оно говорит об энциклопедическом значении Канона, впитавшего достижения восточной, византийской, арабской, античной медицины, систематизировавшего их и внесшего свое видение проблем и свой опыт. Пять томов Канона охватывают все известные к тому времени разделы врачевания, его теории и практики.
Вот как сам автор характеризует структуру книги: «Книга первая: об общих вопросах врачебной науки. Книга вторая: о простых лекарствах. Книга третья: о частных заболеваниях внешних и внутренних, поражающих разные органы человека от темени до стопы. Книга четвертая: о частных заболеваниях, которые, возникая, не ограничиваются каким-либо одним органом, и о придании красоты. Книга пятая: о составлении лекарств, т.е. фармакопея».11
Ибн Сине принадлежит ряд блестящих обобщений и систематизаций. Так, причинами болезней он считал: 1) вредности местности, климата, времени года; 2) вредности условий быта, прежде всего - вредности питания; 3) вредности труда - изнурительный труд; 4) склонности, обусловленные типом телосложения; 5) душевные потрясения. При этом он подчеркивал необходимость опираться на факты и непосредственные наблюдения.
Ибн Син говорил о том, что надо жить естественно, как предписано самой природой. Не нужно ни от чего отказываться, изводить себя спартанским режимом и строгими диетами. Согласно средневековой арабской медицине, вегетарианство, раздельное питание и аскетизм не способствуют долголетию. Важно не то, что ты ешь, а в каком количестве и как сочетаются друг с другом те или иные продукты.
Для Ибн Сины было характерно внимательное и чуткое отношение к пациентам. Так, он воздерживался от терминов «старый», «дряхлый», «престарелый» и т.п., понимая, что это неприятно больным. «Пациент, продвинутый в годах», - писал Ибн Сина о старике.
Неслучайно книги Ибн Сины
и особенно Канон служили
Кроме того, из известных врачей Средевековья можно выделить сельского врача Эдуард Дженнер (1749-1823 гг.), который пользуясь советами видного патолога и хирурга Джона Гантера (1728-1793 гг.), приступил к вакцинации людей ослабленной коровьей оспой.
Нельзя не упомянуть еще раз, что материалистические идеи и смелые практические результаты продолжали наталкиваться на противоборство, и не только церкви и схоластики. Один из примеров этому учение Георга-Эрнеста Шталя (1659-1734 гг.), который в противовес стихийно материалистическим взглядам вновь, как и раньше в рабовладельческих государствах и у Галена, вернулся к утверждениям о ведущей роли души во всех процессах тела, в том числе при болезнях, т.е. он пытался возродить анимизм. Шталь предположил, что в организме образуется особая горячая огненная сила - «флогистон», задача врача помогать душе и изгнать флогистон. Так было положено начало витализму, который долгие годы занимал умы некоторых врачей.