Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 10:16, курсовая работа
Медицина в Средние столетия не знала никакой философии или теории. Только практика властвовала среди врачевателей. Как и прежде, медицина была прерогативой определенной «касты».
Мне показалась интересной эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицине.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3
Глава I. МЕДИЦИНСКАЯ НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА........................
5
1.1. Основные методы и приемы лечения ……………………………….
5
1.2. Операции………………………………………………………………
9
1.3 Лекарственные средства ……………………………………………...
14
Глава II. ВРАЧИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЕДИЦИНЕ ………………..
16
2.1. Кто в Средневековье был целителем ……………………………….
17
2.2. Как учились на целителя …………………………………………….
19
2.3. Положение и роль врачевателей в обществе ………………………
23
Глава III. БОЛЬНИЦЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ………………………….
25
3.1. Как и где организовывались больницы……………………………
26
3.2. Порядки внутри больниц …………………………………………...
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
2.2. Как учились на целителя
Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья. Византия стала родиной высшей медицинской школы. Семейное обучение, когда медицинские знания передавались от отца к сыну, от семьи к семье, стало заменяться организованным в специальных школах ученичеством; эти школы превращались в училища - прообраз университетов, в которых преподавали философию (теологию), математику, астрономию и медицину.
Как и в Византии, в гораздо большем масштабе в Халифатах стали организовываться высшие школы типа университетов.
Лишь в Западном Халифате, в его крупных городах, было создано 10 таких школ, в то время как в Европе в этот же период существовало только два университета - в Салерно (Италия) и Париже. Повсеместно создавались библиотеки (более 40 в Западном Халифате) и сообщества (своего рода академии), например, «Дом мудрости» в Багдаде, «Дворец мудрости» в Каире, собрания ученых, поэтов, художников, где проходили диспуты на различные темы.
Процесс обучения осуществлялся на медицинских факультетах университетов того времени, так как в основном образование было теоретическим, более того, схоластическим, когда студентам приходилось просто переписывать на лекциях труды древних, причем даже не сами произведения античных ученых, а комментарии к ним святых отцов.
Вот примерное расписание лекций по медицине в университетах средневековья, начиная с середины XIII века. В утренние часы читается теоретическая медицина. Ее курс 3 года. В первый год читается «Каион» ибн- Сины с комментариями преподобного отца Якова Фривульского. Во второй год читается Гален с комментариями преподобного отца Трузиана. В третий год читаются «Афоризмы» Гиппократа с комментариями Галена. С часу дня читается «практическая» медицина. Ее курс тоже 3 года. В первый — читается хирургия Аль-Рази с комментариями отца Аркулана. Во второй и третий год — лихорадки и общая терапия по ибн-Сине с комментариями отца Дина. С трех часов дня читаются доцентские курсы. Раз в год или в два года производится секция животных. По традиции, установленной Галеном, секция производится обычно на живой свинье, иногда вскрывалась собака. Из этого расписания видно, какую большую роль стали играть комментарии преподобных отцов к сочинениям язычников.
Характерно, что в качестве комментатора «Афоризмов» Гиппократа привлекался Гален. Его комментарии расценивались такими же близкими к духу христианской церкви, как и комментарии преподобных отцов. Не менее характерно, что из всех сочинений Гиппократа допускались только «Афоризмы», иногда «Прогностика», т. е. те сочинения, где содержались только медицинские наблюдения Гиппократа и где не было его философии и его политических взглядов. Само преподавание происходило очень своеобразно. Профессор читал избранное им сочинение фразу за фразой, а каждую фразу «классика» комментировал фразами преподобных отцов. О каком-нибудь отступлении от текстов, тем более о какой-нибудь демонстрации больного, не могло быть и речи.
Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления, которые иногда представляли собой изящные миниатюры.
Только в XIII в. общую медицину начинают преподавать в университетах в тесной связи с хирургией. Этому способствовали старания великих врачей, бывших одновременно и талантливыми хирургами. Медицинские руководства XIII и XIV вв. содержат изображения костей скелета и анатомические рисунки. Первый в Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болоиского университета Мондино де Луцци (1275-1326 гг.). Его сочинения пользовались успехом и в эпоху Возрождения, великий Леонардо полемизировал с ним в области анатомии. Многое в сочинении де Луцци заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела» ввиду того, что анатомирование производилось крайне редко.
Исторические параллели: Первые публичные рассечения трупов, производимые в конце эпохи средневековья, были настолько редки и необычны, что часто становились сенсацией. Именно в те времена возникла традиция устройства «анатомических театров». Император Фридрих II(1194—1250) интересовался медициной и во многом способствовал процветанию школы в Салерно, он основал Неаполитанский университет и открыл в нем кафедру анатомии — одну из первых в Европе. В 1225 г. он предложил врачам Салерно заниматься анатомией, а в 1238 г. издал указ о публичном вскрытии тел казненных преступников в Салерно раз в пять лет.
В Болонье преподавать анатомию с использованием вскрытия трупов начали в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз в год. Заметим для сравнения, что медицинский факультет в Монпелье получил разрешение вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г. В присутствии 20— 30 зрителей последовательное вскрытие разных частей тела (живот, грудь, голова и конечности) продолжалось соответственно четыре дня. Для этого воздвигались деревянные павильоны — анатомические театры. На представление публику приглашали афиши, иногда открытие этого зрелища сопровождалось звоном колоколов, закрытие — выступлением музыкантов. Приглашались почетные лица города. В XVI— XVII вв. анатомические театры часто превращались в торжественные демонстрации, которые проводились с разрешения властей в присутствии коллег и учеников.
В итальянском городе Салерно возникла корпорация врачей - первая в Западной Европе - не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Позже она стала известна во всем мире как Салернская врачебная школа. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы. Самым выдающимся произведением Салернской врачебной школы считается «Салернский кодекс здоровья», написанный в XIV в. Арнольдом из Виллановы, прославленным врачом Средневековья, и вышедший в свет впервые с датой 1480 г. В нем рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие. Труд написан по обычаю того времени в стихах: советы, данные в стихотворной форме, лучше запоминаются. Многие из них не утратили своего значения и в наше время. «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище».12
Хирургической энциклопедией позднего средневековья и наиболее распространенным учебником хирургии до XVII в. было «Обозрение хирургического искусства медицины» Ги де Шолиака (1300-1368 гг.). Он учился в Монпелье и Болонье; большую часть жизни провел в Авиньоне, где был врачом папы Климента VI. В числе своих учителей он называет Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Разеса, Альбу-касиса, Роджера Фругарди и других врачей Салернской школы.
Ги де Шолиак был прекрасно образованным человеком и талантливым писателем. Его увлекательные и живые сочинения способствовали тому, что в хирургической практике были восстановлены давно забытые приемы, в частности, наркотические вдыхания при производстве операций.
Вплоть до XVI века духовенство было единственным образованным классом в Западной Европе. Следствием этого было то, что «монополию на интеллектуальное образование получили папы и что само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер».13
2.3. Положение и роль врачевателей в обществе
В средние века главным образом была развита практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов (например, в Кёльне).
Желающие изучать хирургию нанимались к одному из мастеров (цирюльнику) в качестве ученика; ученики сопровождали мастеров в их частной практике, выполняли манипуляции по их поручению и, таким образом, готовились к будущей деятельности. Цирюльники разделялись на две степени, правовое положение которых резко отличалось и подчеркивалось ношением разной одежды: длинного и короткого. Деятельность одних сводилась к удалению камней и других операций, вторых, — к кровопусканию. Униженной группой были банщики, которые в банях снимали мозоли и выполняли некоторые другие процедуры. Цирюльники не имели академических знаний, книжной учености, однако владели богатым практическим опытом. Безоговорочным было их преимущество перед учеными врачами на полях битв, где они лечили раны, вынимали стрелы, пули, оказывали помощь при переломах и тому подобное. Несомненно, среди них встречались и шарлатаны и невежды, но большинство составляли добросовестные и осведомленные эмпирики.
Выдающуюся роль в развитии средневековой хирургии сыграл немецкий цирульник Герсдорф и французский Амбруаз Паре. Первый начал делать ампутацию конечностей с использованием кожных лоскутов без шва, второй усовершенствовал ампутации, применив лигатуру артерий. А. Паре тщательным образом лечил простых солдат и военачальников, стремясь приуменьшить страдания раненых. Его вера в целительную силу природы выражена в знаменитом высказывании: «Я его перевязал, а Бог его вылечил». 14 Со временем во Франции цирюльники добились равных прав с врачами, и их подготовка начала проводиться в специальных хирургических школах.
Глава III. БОЛЬНИЦЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Больницы появились в Раннее Средневековье, как правило, при церквах и монастырях. Уже в V в. по уставу св. Бенедикта монахам, которые не имели специального образования, вменялось в обязанность лечить и ухаживать за больными. Больницы Раннего Средневековья предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.
В Высокое Средневековье, с конца XII в., появились больницы, основанные светскими лицами — сеньорами и состоятельными горожанами. Со второй половины XIII в. в ряде городов начался процесс так называемой коммунализации больниц: городские власти стремились участвовать в управлении больницами или полностью взять их в свои руки. Доступ в такие больницы был открыт бюргерам, а также тем, кто внесёт специальный взнос.
В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.
В дальнейших параграфах мы рассмотрим такие вопросы, как: где строились больницы и каков был в них порядок.
3.1. Как и где организовывались больницы
Несомненным достижением византийской медицины было повсеместное строительство больниц при монастырях, только в Кон- стантинополе было 70 монастырей, но эти больницы по типу ксенодохий, приютов для странноприимных домов предназначались и для гражданских лиц, главным образом убогих, нищих, калек, обездоленных, а также заболевших путников, купцов и др.
Одна из самых первых и самых крупных монастырских (более 50 коек) больниц была основана в IV в. на востоке империи в Кесарии- Каппадокии в Малой Азии, населенной преимущественно армянами. Больницы эти действовали на основе монастырских уставов.
Больницы играли большую роль, чаще как изоляторы, в предотвращении эпидемий оспы, чумы, холеры и др., которые нередко вспыхивали в Средние века в связи с большими перемещениями людских масс - эмиграции в возникающие города, крестовыми походами, паломничеством и т.п.
В Халифатах так же получило развитие больничное дело. В отличие от Византии и других мест, где первые больницы были при монастырях, в Халифатах вначале стали строить светские больницы. Среди них одна из самых крупных и известных больниц в Багдаде (около 800 г.). Существует легенда о месте ее сооружения. Выдающийся врач и ученый Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар Рази (850-923 гг.) или просто Разес, как его называли в Европе, развесил по разным местам кусочки мяса и там, где оно стало портиться позже, он и построил больницу, полагая, что это самое чистое место.15
Господство религиозного сознания в средневековье вместе со слабостью медицины того времени отдавали в распоряжение церкви множество тяжело или неизлечимо больных еще задолго до их смерти.
Таким образом, монастырские и церковные больницы стали непременной принадлежностью социального устройства Средневекового государства.
Важно обратить внимание и на то, что больницы эти были общедоступными, так как в них «медицинская помощь», оказываемая лечцами, была бесплатной, в отличие от помощи других, мирских, или «гражданских», лечцов.
3.2. Порядки внутри больниц
Больницы в Средневековье все более приближались к облику современных и становились лечебными заведениями, где работали врачи и имелся обслуживающий персонал.
Самыми старыми являются больницы в Лионе, Монте-Касино, Париже.
Рост городов обусловил появление городских госпиталей, несущих функции больницы и приюта.
Больных размещали в общей палате. Мужчин и женщин вместе. Койки отделялись ширмами или занавесами. Поступая в госпиталь, каждый давал обет воздержания и послушания начальству (для многих приют был единственной возможностью крыши над головой).
В начале больницы строились не по определенному плану и могли помещаться в обычных жилых домах, приспособленных для этой цели. Постепенно появляется особый тип больничных зданий. Кроме помещений для больных, там были хозяйственные пристройки, комната для тех, кто ухаживал за больными, аптека, а также сад, где росли наиболее употребляемые лекарственные растения.