Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:42, реферат
Описание работы
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие. В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
В 12—13 вв. был осуществлен ряд
мер по организации медико-санитарного
дела. Изданы законоположения, регламентирующие
врачебную практику (первое — указ Роджера
Сицилийского в 1140 г. о допуске к врачебной
практике лиц, прошедших соответствующий
курс обучения), в конце 12 в. началась организация
в городах гражданских больниц, были открыты
первые аптеки (в 1238 г.— в Венеции, в 1300 г.—
во Флоренции). В 1241г. Фридрих II издал указ
об установлении государственного контроля
и приготовлением лекарственных средств
и хирургической практикой. Органы городского
самоуправления, пользуясь получаемыми
городом привилегиями, создавали врачебные
коллегии для надзора за состоянием городов,
практикой врачей, аптекарей, хирургов
и акушерок, для проверки знаний претендентов
на врачебную практику в городе независимо
от наличия у них университетского диплома.
Медицина средневековой Европы
не была бесплодной. Она накопила большой
опыт в области хирургии, распознавания
и предупреждения инфекционных болезней,
разработала ряд мер противоэпидемического
характера; возникли больничная помощь,
формы организации медпомощи в городах,
санитарное законодательство и т. д. В
результате развития экономики созрели
условия для коренных преобразований
в сфере идеологии, культуры и естественных
наук, начало которым было положено эпохой
Возрождения.
Глава 2. Об истории
западноевропейского госпиталя в средние
века
История средневекового госпиталя
охватывает почти тысячелетие. Между тем
на современную больницу с врачами, медицинскими
медсестрами, палатами и некоторой специализацией
госпиталь начинает походить разве что
с XV века; более того, вплоть до позднего
средневековья (XIV-XV век) далеко не каждый
госпиталь вообще имел какое-либо к медицине.
Сам институт госпиталей за тысячу лет
средневековья претерпел существенные
трансформации, отчасти связанные с изменениями
в политическом устройстве Европы и ее
хозяйственной жизни, отчасти – с церковными
реформами, в свою очередь явившимися
следствием изменений в области идеологии
и всего духовного «климата».
Рассматривать госпиталь в средние
века как медицинский центр – это не просто
упрощать, а извращать историю. Институт
госпиталей в средние века изначально
имел вовсе совсем другие функции, и госпитали,
подобные знаменитому Hotel-Dieu в Париже, где
уход за больными действительно играл
существенную роль (которую тем не менее
не стоит переоценивать !), являются скорее
исключением, нежели правилом. Госпиталь
возник как один из церковных институтов
и был наделен «сакральным» достоинством,
играя роль своеобразной жертвы Господу,
поэтому рассматривать его историю необходимо
в контексте всей христианской идеологии,
базирующейся на Священном Писании, и
шире – в контексте всей соцкультурной
истории средневековья.
Само слово “госпиталь” (происходит
от латинских hospes – гостеприимный, hospitalis –
гостеприимство) по меньшей мере до IX века
чаще всего употреблялись применительно
к беднякам и путешественникам: «hospitalepauperum et peregrinorum»
- в значении места, где им оказывалась
гостеприимство. Обычаи гостеприимства
хорошо были известны «варварским» народам
Европы, но с распространением христианства
это понятие приобретает еще одно важное
значение – гостеприимство и помощь по
отношению к нуждающимся, словом, благотворительность.
В дохристианских культурах, типологически
предшествовавших латинскому средневековью,
- в античной и германо-кельтской, господствовали
идеалы физической силы, молодости и красоты,
а бедность, с необходимостью тяжелого
физического труда, равно как и болезнь,
препятствующая реализации жизненных
целей и не вписывающаяся в гармоничное
бытие космоса, свидетельствовали о не
совершенности человека и однозначно
соотносились с парадигмой отрицательных
значений. Бедные, больные, калеки, дряхлые
старики были наименее ценными членами
общества, чем в конечном счете и объясняется
отсутствие общественно санкционированного
обычая заботиться о них.
В эпоху христианского средневековья
положение вещей принципиально меняется.
Евангельский постулат «блаженны нищие»
и неведомая прежде позитивная оценка
физического труда и бедности явились
тем совершенно новым, «революционным»
элементом идеологии, который в значительной
мере повлиял на всю социальную рефлексию
последующих столетий и вызвал к жизни
феномен каритативной (от лат. – caritas –
любовь к ближнему, милосердие) деятельности
по отношению к бедным, ставшим существенным
элементом социальной и духовной жизни
общества. Любовь к ближнему и благотворительность
были одним из основных требований, предъявляемых
церковью к благочестивым христианам.
Жития святых, чудесные истории
и проповеди учили: голодных – кормить,
раздетых – одевать, пленных – выкупать,
больных утешать и окружать заботой, странникам
– давать кров и пищу. Добрые дела во имя
веры и любви к ближнему рассматривались
как средство искупить собственные грехи
и обрести спасение души, ибо, как учил
Христос, «если хочешь быть совершенным;
пойди, продай имение твое, и раздай нищим;
и будешь иметь сокровище на небесах; и
приходи, и следуй за Мной» (Матф. 19, 21).
Но христиниазация, глубоко изменившая
мироотношение человека, и религиозно-этическое
оправдание, даже превознесение бедности
и страданий, тем не менее не означали
мгновенного перелома в общественном
сознании и отказа от прежних социальных
установок, поэтому в раннее средневековье
(V-X/XI века) мирская благотворительность
очень часто носила характер символический
характер и выражалась главным образом
в публичной раздаче милостыни и дарениях
в пользу церкви и монастырей.
Основная забота о бедных осуществлялась
по инициативе церкви. Уже с V века согласно
папским предписаниям церковь выделяла
для призрения бедных четверть своих доходов.
С начала VI века во всех церквах Галлии,
которая была оплотом христианства в заселенных
германцами областях, стали составлять
специальные списки тех, кто нуждается
в постоянной материальной помощи («matriculae pauperum»),
прежде всего инвалидов. Тогда же в Западной
Европе распространяется возникший на
христианском Востоке институт дъяконата,
основным направлением деятельности которого
была забота о бедных и больных. Посещать
больных и умирающих вменяется в обязанность
и священникам. Епископы в свою очередь
должны были осуществлять верховное руководство
каритативной деятельности церкви в своих
епархиях, организовывать закупки зерна
и создавать запасы на случай голода, в
их компетенцию входило также создание
госпиталей[1].
Госпитали стали одной из первых
институционализированных форм каритативной
деятельности церкви. Идея их создания,
как и институт дъяконата, пришла из Византии.
Там подобные учреждения возникают уже
при императоре Константине (IV век) в Константинополе
и Кесарии. На латинском Западе первые
госпитали при епископских кафедральных
соборах (к этому типу госпиталей относится и
парижский Hotel-Dieu) появились на рубеже V/VI веков
в Галлии и число их быстро росло. Пару
столетий госпитали стали устраивать
и при монастырях, а в высокое средневековье
(с конца XI века) – в городах, часто на пожертвования
частных лиц. Как уже отмечалось, специальной
установки заботиться о больных и создавать
для этого какие-либо особые учреждения
(«монастырские больницы») у католической
церкви никогда не было. Госпиталь возник
как институт призрения бедных (т.е. нуждающихся)
и в этом смысле отличался, например, от
римского «valetudinarium» (лат.Valetudinarius - больной),
где оказывалась медицинская помощь легионерам.
Характер госпиталей, равно как и другие
формы заботы о бедных и нуждающихся, зависели
в целом от того, какие формы принимала
на протяжении этого тысячелетия реальная
бедность.
Бедные (pauperes) в средние века
– понятие широкое и многозначное, не
связанное с определенным социальным
слоем, тем более с самым низшим.
Бедными считались не только
те, кто беден в материальном смысле, но
и те, кто беззащитен, бесправен, наиболее
подвержен насилию и угнетению, словом,
все, кто нуждается в помощи в силу разных,
а значит не только неимущие, но и вдовы,
сироты, путешественники (прежде всего
паломники), рабы и пленники, одинокие
женщины и, конечно же, всегда – беспомощные
больные, инвалиды, немощные старики, раненые.
Понятия «больной» и «бедный» были для
церкви почти синонимами и вплоть до позднего
средневековья эти категории как объекты
каритикативной деятельности практически
не различались, что особенно хорошо видно
именно на примере госпиталей. Функции
средневекового госпиталя были гораздо
шире, нежели функции современного: там
не только (и не столько!) содержали больных
и оказывали им посильную помощь, сколько
давали приют кормили и вообще материально
поддерживали бедняков, ослабленных и
голодных, немощных стариков, сирот; в
госпиталях находили также кров и пищу
путешественники и паломники. Столь пестрый
состав «пациентов», точнее «постояльцев»
таких госпиталей – еще один довод в пользу
того, что церковный госпиталь в те времена
был чем угодно – приютом, богадельней,
отчасти даже гостиницей, но только не
больницей как медицинским учреждением.
А теперь посмотрим на его историю на протяжении
средних веков.
В раннее средневековье церковная
благотворительность выражалась прежде
всего в заботе о голодающих. Индивидуальные
причины, по которым человек впадал в состояние
бедности, были разные: война, пожар, мор
скота, старость, тяжелая болезнь и т.п.,
но существовала и одна постоянная предпосылка
бедности – голод, обусловленный войнами,
низким уровнем агрокультуры и зависимостью
человека от природных катаклизмов. Где
голод – там и болезни, а миграции населения
в поисках пропитания неизбежно приводили
к эпидемиям. Во времена голода люди снимались
с насиженных мест и стекались туда, где
можно было достать пищу, - в города и монастыри,
ставшие первыми центрами каритативной
деятельности по отношению к бедным и
больным.
Монастыри в ранее средневековье
более того заботились о бедных, поскольку
нормы монастырского устава предписывали
монахам вести «апостольскую жизнь» -
«vita apostolica», то есть жить в воздержании
и смирении, быть бедными и самим заботиться
о бедных. В истории госпиталей это было
время, когда основным типом госпиталя
был монастырский, хотя следует отметить,
что на исходе раннего средневековья между
монастырскими госпиталями наблюдались
некоторые различия в зависимости от того,
монастырю какого ордена они принадлежали.
Главным руководством по уходу
за медными и больными для монахов стал
устав св. Бенедикта Нурсийского (около
529 г.). По этому уставу в VIII-XI веках жили
подавляющее большинство западноевропейских
монашеских общин, и по меньшей мере до XII века
правила «об уходе за больными братьями»
именно из этого устава оказывали сильнейшее
воздействие на формирование представлений
о функциях и устройстве госпиталей в
целом.
В соответствии с этими представлениями
в начале IX века в бенедиктинском аббатстве
Сен-Галлен (современная Швейцария) создается
образцовая система госпиталей (и к этому
образцу стремятся потом все монастыри
ордена), куда входили отдельные госпитали
для монахов (infirmarium), бедняков (hospitalepauperium),
«светских братьев» - конверсов и еще не
принявших постриг новициев, а также приют
для богатых гостей, то есть для тех, «кто
прибыл на лошади». Позднее к ним добавляется
лепрозорий, находившийся, впрочем за
монастырской стеной.
Около 1000 г. с началом клюнийской
монастырской реформы каритативная деятельность
превращается в наиболее актуальный пункт
монашесокой идеологии. В 1132 г., например,
госпиталь в Клюни насчитывал около 100
мест и по праву считался одним из самых
крупных в Европе. (Для сравнения: «среднестатистический»
в средние века имел от 5-7 до нескольких
десятков мест.) Монахи-цистерцианцы с
начала XI века также объявили главным направлением
своей деятельности заботу о бедных. Повсюду
– от Шотландии до Португалии и Восточной
Европы – возникали монастыри этого ордена
(в средние века их насчитывалось около
800), почти все они имели свои госпитали
– инфирмарии для больных монахов и госпитали
для бедных мирян.
Согласно уставу, прибывающие
в монастырь гости (hospites) и прежде всего
бедняки и паломники (paupers etperegrini) должны
были обеспечиваться всем необходимым:
кровом, едой, одеждой, в случае нужды –
посильной медицинской помощью. Для этих
целей в монастырях были не только отдельные
помещения для гостей – именно в госпитали,
но и отдельные погреба, кухня и пекарня,
иногда местный монастырский врач. Впрочем
слово «врач» («medicus») подобно тому как
существовали «специализиции келаря,
капеллана, библиотекаря, не предусматривалось».
В монастырских поминальных книгах, где
рядом с именами почивших упомянуты обычно
и их должности, слово medicus встречается
крайне редко. «Врачом» назначался кто-либо
из монахов, и его положение не давало
того авторитета, которым обладали монахи
вышеупомянутых «специализаций», а функции
заключались главным образом в уходе за
больными и элементарной медицинской
помощи.
Однако на всякое правило, как
известно, всегда находится какое-нибудь исключение.
Поэтому нельзя оставить без внимания
тот факт, что были и монахи, которые действительно
занимались медициной, изучая античное
наследие и местные народные традиции,
учились у своих предшественников. В некоторых
монастырских госпиталях, даже на севере
Европы – в Исландии и Скандинавии, судя
по найденным археологами инструментам
и результатам исследований скелетов
с кладбищ при госпиталях, монастырские
врачи производили сложные хирургические
операции в соответствии с новейшими по
тем временам методиками, разработанными
в европейских медицинских центрах. Одновременно,
конечно, не пренебрегали и лечением реликвиями,
святой водой и благословенными специальными
формулами культовыми предметами. В целом,
подчеркну еще раз, влияние светских медицинских
школ, в частности Салернской, в монастырях
на территории севернее Альп ощущалось
слабо, и различий между религиозной заботой
о душе (cura anima) и медицинской заботой о
теле (cura corporis) не делалось.
Даже в эпоху своего расцвета
в X-XII веках монастырский госпиталь как
социальный институт продолжал оставаться
богоугодным заведением по призрению
разных категорий нуждающихся в помощи
и высокий медицинский уровень отдельных
госпиталей в определенный (часто довольно
короткий) период являлся скорее не правилом,
а исключением, которому они обязаны заслугами
того или иного врачующего монаха. Так,
«образцовый» сен-галленский госпиталь
просуществовавший несколько столетий,
оставил в истории только одно имя – монаха
Ноткера, за вздорный нрав прозванного
«Перцем», а за свое врачебное искусство
получившего почетную приставку к своему
к имени – medicus (Notkerus Medicus). Хильдегарда Бингенская
– автор едва ли не самых известных средневековых
медицинских трактов «Phisica» и «Causa et cura»,
была аббатисткой бенедектинского монастыря
Руппертсберг, куда стекались к ней за
помощью сотни страждущих. Слава о ее медицинских
познаниях пережила Хильдегарду: после
ее смерти в монастырь продолжали стремиться
больные и убогие, хотя его госпиталь не
мог предложить уже ничего такого, чтобы
отличало его от других рядовых госпиталей.
Однако паломники надеялись отнюдь не
медицинскую помощь, а на чудесное исцеление
у гроба знаменитой аббатиссы-врачевательницы.
Поскольку наплыв паломников был огромен,
а долгом гостеприимства и милосердия
нельзя было пренебрегать, дело дошло
до курьеза. Монахини пожаловались майнцскому
архиепископу, что шум и суета, привносимые
в обитель множеством паломников, мешают
их собственным молитвам, и тот вынужден
был прибыть к гробу Хильдегарды и официально
«запретить» ей впредь творить чудеса,
дабы у ее могилы вновь воцарился покой.