Медицинские папирусы Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:17, доклад

Описание работы

Врачи черпали необходимые сведения, помогающие распознать и излечить болезнь, из специальных медицинских папирусов. Существовали руководства по анатомии, хирургии, женским болезням, лечению зубов, ветеринарии. При лечении врачи строго соблюдали определенные правила. Они изучали симптомы, затем задавали вопросы, осматривали больного, ощупывали, обнюхивали и зондировали.

Файлы: 1 файл

МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.docx

— 31.75 Кб (Скачать файл)

 МЕДИЦИНСКИЕ ПАПИРУСЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

     Врачи черпали необходимые  сведения, помогающие распознать  и излечить болезнь, из специальных  медицинских папирусов. Существовали  руководства по анатомии, хирургии, женским болезням, лечению зубов,  ветеринарии. При лечении врачи  строго соблюдали определенные  правила. Они изучали симптомы, затем задавали вопросы, осматривали  больного, ощупывали, обнюхивали  и зондировали. Все эти сведения, способ и результаты врачи  подробно записывали. Такие записи  использовались в дальнейшем  при лечении других больных.  Лекарства изготавливали из различных  растений, минералов, иногда из  частей животных. Снадобья разводили  с водой, пивом, вином или  молоком и давали выпить либо  смешивали с маслом и прикладывали  к коже. 
    Египетских врачей высоко ценили на всем Ближнем Востоке, и заморские правители нередко посылали за ними в случае болезни. Медицина была тесно связана с религией, поэтому лечение сопровождалось молитвами и жертвенными дарами богам – покровителям врачевания. 
Врачи передавали свои знания от отца к сыну, хотя, вероятно, были и школы для подготовки лекарей. Те, кто по окончании курса обучения официально признавался врачом, получали от правительства жалованье. В Египте рано появились врачи разных специальностей: глазные, зубные, исцелители нервных болезней, хирурги и др. Некоторые из них трудились при храмах, другие сопровождали воинов в походах или составляли лечебники. Самые искусные врачеватели назначались придворными лекарями. 
     Египетские врачи прилично разбирались в функциях человеческого организма, знали о строении скелета, влиянии сердца на кровообращение и последствиях травм головного мозга. Они умели искусно вправлять вывихи, проводили сложные операции и всегда стерилизовали медицинские инструменты, прокаливая их на огне. Но в их познаниях были и большие пробелы. Например, они думали, что вода, воздух и нервы проходят через сердце, а также считали этот орган вместилищем человеческого разума. 
      Если об анатомии египетские врачи могли узнать благодаря развитию мумифицирования. то эффективность лекарств и методов лечения проверялись на самих больных путем проб и ошибок. Лекари знали, что правильное питание очень важно, и были уверены, что переедание вызывает болезни и загрязнение организма. Врачи понимали, что отдых и гигиен: предотвращают некоторые недуги, а также способствуют исцелению. Помимо сборников рецептов (лечебников), существовали даже отдельные руководства для ветеринаров. 
     Боги Тот, Сохмет, Исида и Имхотеп считались покровителями врачевания и здоровья, египтяне часто приходили к их храмам в поисках исцеления. Случалось, что им разрешали провести ночь в помещении рядом со святилищем, чтобы боги, посетив их во сне, указали путь к выздоровлению. Если ничто не помогало, больные могли пойти к магу. Тот произносил заклинания или жезлом из слоновой кости чертил вокруг больного защитные магические круги. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
      
   В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян. Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.

 Папирус Эберса

    Самую обширную информацию  дает большой медицинский папирус  Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

 Исторические параллели: 

      Представление о  том, что искусство врачевания  было даровано людям богами, было  свойственно многим культурам  Древнего Востока. Именно поэтому  медицинские школы создавались  при храмах. Египтяне приписывали  составление древнейших медицинских  папирусов Имхотепу и Тоту, вавилоняне считали, что тайны искусства врачевания впервые поведал людям Оанн, человек-рыба, посланник бога Эа — обитателя вод. В Индии автором священных медицинских текстов считался Брахма (Брама), один из триады высших богов. Легенды и летописи рассказывали о том, что первые медицинские трактаты, открывающие секреты искусства врачевания, падали с неба, передавались мудрецам в форме священных (сакральных) текстов и ритуалов или были найдены в храмах во времена первых царей. Это часто затрудняет датировку древних, античных и средневековых медицинских текстов, дошедших до нашего времени. Например, невозможно определить время написания классического канона тибетской медицины «Чжуд-ши». Согласно преданию, текст его был изречен Буддой и утерян. Много лет он передавался в устной форме, а потом был найден в колонне одного из древних монастырей.

     Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, «Средство для изгнания крови из раны», затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: «варить, смешать». В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной. Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия «алоэ древовидный».

        Применение  тех или иных лекарств зависело  от времени года. Например, одно  лекарство для глаз рекомендовалось  применять только зимой, другое  — во всякое время года. При  назначении лекарства учитывали  и возраст больного. Так, взрослым  в качестве мочегонного средства  рекомендовали лекарство на основе  зеленых фиг, а детям для той же цели рекомендовали делать припарки из папируса, пропитанного маслом. Если подростку давали лекарство в виде пилюли, то для маленького ребенка его растворяли в молоке. На полях медицинских папирусов постоянно встречаются пометки против некоторых лекарств: «это лекарство хорошее», «мне удавалось вылечить», «заметь это, так как это действительно хорошее средство». В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).

Исторические параллели:

      Среди множества  лекарственных растений в папирусе  Эберса упоминается трава Диа-Диа, которая обладает обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим именем египтянам была известна мандрагора. Папирус Эберса содержит первое в истории медицины упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги использовали для обезболивания. Искусство получения снотворных и болеутоляющих лекарств из корня мандрагоры позже перешло из Египта в Грецию. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Вдыхая пары этого сока, больной крепко засыпал. Великий римский врач Гален (IIв. н.э.) писал о том, что настойку корня этого растения ввозили в Рим ежедневно в большом количестве. Римский писатель Фронтинип (Iв. н.э.) писал о мандрагоровом вине, с помощью которого воины Карфагена одержали победу над врагом. Они покинули лагерь и оставили на видном месте вино из мандрагоры, погружающее в глубокий сон. Вернувшись в лагерь, карфагенские солдаты легко одолели спящих противников.

      Широко применялись  в медицинских целях части  тела и жир животных. Так, например, мазь для роста волос готовилась  из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир  крокодила, сало бегемота. Один  из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.

      В теоретической  части папируса Эберса изложены представления о причинах болезней: естественных (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды и т.д.) и сверхъестественных (например, вселение злого духа умершего человека в тело больного), дано описание сердца, сосудов, многих органов и тканей. Перечислены основные методы обследования больного: осмотр, ощупывание и выслушивание. Особое внимание уделено многочисленным «мету» — сосудам, которые поддерживают связь между душой и телом. Один из них, по мнению египтян, шел от z:sinma к сердцу. Этим объясняется обычай погружать мизинец в напитки, приносимые в жертву, позже перешедший из Египта к другим народам Древнего Востока. Письмена связь между заболеваниями глаз и ушей. Ее объясняли ходом кровеносных сосудов: направляясь к вискам и ушам, они затем следуют к глазам.

    Исторические параллели:  Если греческие врачи считали  вены «происходящими» из печени, то, по мнению египтян, «источником»  и «местом стечения» всех сосудов  было сердце. В папирусе Эберса нарушение сердечной деятельности описано с помощью выражений, имеющих прямые ассоциации с современными медицинскими представлениями: «побег», «уколы», «забытье». Сердце считалось средоточием кровеносных сосудов, по которым болезнь проникала в организм и распространялась в нем. К сосудам были обращены слова заклинателей:

«Говорю я Вам, о Сосуды, через  которые прошла болезнь...». 
«Откройте Ваши устья, о Сосуды... выбросьте из себя болезнь, которая в Вас»

    Представление о роли  сосудов в распространении болезни  и инфекции в организме человека 5ъио развито в медицине Древней  Греции, в Александрийской школе  эпохи эллинизма и в медицинских  трактатах Китая и Индии. Тибетская  медицина называет сосуды каналами, через которые в тело приходит  болезнь. 

    В папирусе Эберса говорится и о лечении заболеваний,  требующих хирургического вмешательства. При ожогах для перевязки ран предлагается использовать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими Z.IA нас средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Необходимым сопровождением этих операций были магические заклинания, молитвы и жертвы богам.

     Папирус Эберса содержит одно из самых древних описаний ингаляции, которая рекомендовалась при лечении болезней груди и горла: «растереть растения Гем и Емем, поставить на огонь и поднимающийся пар втягивать через тростинку в течение дня.» А вот описание другого метода ингаляции: «возьми семь камней, накали их на огне; возьми один из них, наложи на него немного этого снадобья и заключи его в новый сосуд с пробитым дном, вставь тростинку в дыру, возьми тростинку в рот так, чтобы ты мог втягивать пар, и съешь потом чего-нибудь жирного, например, жирного мяса или масла».

     Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными инструментами, в том числе каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и.т.д. Они делали такие сложные операции, как ампутации конечностей, трепанации черепа, операции на позвоночнике. Папирус Эберса упоминает об «открытии зрения в зрачках позади глаз», так называли операцию по удалению катаракты. Однако основные сведения по хирургии содержатся в папирусе Смита.

Исторические параллели:

     Упоминая о катаракте;  уместно вспомнить о языковых  параллелях в названиях болезней, пришедших к нам из древней  медицины. В древнеегипетском языке  болезнь глаз катаракта называлась  «спад воды», а в современном  французском, английском и итальянском  языках слово «cataracte» обозначает также водопад.

Папирус Смита

    Египтянам принадлежит  один из самых древних из  дошедших до нас текстов о  строении человеческого тела  и хирургическом лечении (проведении  операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.). На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления. Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью.

    Исторические параллели:  Использование плесени для заживления  гноящихся ран на первый взгляд  кажется парадоксальным, однако  египетским врачам было известно о ее целительном действии. Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия. В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

    Изучение медицинских  текстов Древнего Египта часто  дает основание для интересных  сопоставлений и разнообразных  исторических параллелей. Приведем  еще один пример, также связанный  с работами современников и  коллег А.Флеминга. Вот рецепт «лекарства от слепоты» из папируса Эберса: «возьми жидкость из глаз свиньи, одну долю сурьмы, одну долю окиси свинца, одну долю дикого меда, смешай все и приготовь порошок, который всыпай в ухо больного, после чего он выздоровеет тотчас». В качестве основного лекарственного средства здесь предложена «жидкость из глаз свиньи». Современные ученые нашли в слезной жидкости человека и животных различные вещества, содержащие биологические активные компоненты, однако целительное действие слез было известно уже в древности из эмпирических наблюдений. Так, в VII в. греком Георгием Писидом был создан Шестоднев, содержащий разнообразные анатомические сведения. Вот как выглядят его рассуждения о значении слез в переводе Шестоднева на русский язык, сделанном в XIVв.: когда они «разливаются», то «помажуть очи, благодаря чему никакой вредности» не удается проникнуть в глаз. Флеминг открыл бактерицидное вещество лизоцим в составе слезной жидкости человека в 1922 г. и долгие годы работал над проблемой выделения этого вещества в чистом виде. Для исследований ему нужны были огромные количества слез, и донорами их стали все его сотрудники и технический персонал лаборатории. Добровольцам закапывали в глаза лимонный сок. После такой процедуры, за которую каждый получал 3 пенса, слезы текли рекой. Однако Флемингу так и не удалось выделить лизоцим. В 1937г. это сделали химики из Оксфорда.

Информация о работе Медицинские папирусы Древнего Египта