Описания различных
повреждений головы, шеи, груди,
позвоночника изложены в форме
«Наставлений», содержащих рекомендации
по лечению этих травм: «Наставление
относительно вывиха челюсти», «Наставление
относительно перелома руки с
зияющей раной». Для лечения переломов
использовались шины из тростника
и жесткие повязки, которые
крепились с помощью бинтов. Эти
повязки получали, опуская полотно
в алебастр или специальные
затвердевающие смолы. Кроме того,
лаются советы по диагностике и лечению
незаживающих язв. Их лечили прикладыванием
различных растительных средств, жиров
и минералов. Врачу рекомендовалось наблюдать
за ходом заживления и изменять лечение,
если понадобится. Раны и травмы подразделяются
на излечимые, сомнительные и безнадежные.
В зависимости от того, являлся ли случай
сомнительным или безнадежным, врачу рекомендовалось
принять одно из решений: «я буду его лечить»,
«я буду бороться», «я не буду его касаться».
Вот пример таких рассуждений: «если ты
пользуешь больного, у которого рана на
виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен
исследовать его рану, если ты найдешь
его височную кость неповрежденной, то
ты должен сказать: эта рана на виске, и
это страдание я буду лечить».
В папирусе Смита
встречаются такие рекомендации
для хирургов, которые звучат
удивительно современно. «Когда
перед тобой человек с поврежденной
ключицей и ты увидишь, что она короче
и стоит не так, как другая... скажи себе:
вот болезнь, которую я стану лечить. И
тогда ты должен уложить его навзничь,
подложить нечто между лопатками и расправить
ему плечи, чтобы сломанные кости стали
на свое место. И ты должен
сделать из ткани два жгута и связать
ими руки сзади».
Подобным образом
и в наше время хирурги лечат
повреждение ключицы: отводят
плечи назад и связывают сзади
руки больного. Вот примеры рекомендаций
медицинских папирусов по обследованию
больного: «Если ты осматриваешь больного,
страдающего желудком, и обнаружишь, что
его желудок колеблется под твоими пальцами,
как бурдюк, наполненный маслом... — положи
свою руку на больного и ударь по ней...».
«Посмотри на свои плечи, на свою грудь.
Посмотри наверх, вниз. Если "больной
не может это сделать, он страдает вывихом
позвонков шеи...». Однако прежде всего
обследование больного было направлено
на изучение работы сердца.
Медицинские папирусы
не содержат учения о пульсе
в таком виде, как, например, оно
было разработано позже в китайской,
арабской и тибетской медицине.
Однако начало этих представлений
можно увидеть в папирусе Смита:
«Обследование — это подобно
подсчету некоторого количества...
Измерение подобно подсчету ...делает
возможным... применить подсчет в
случае болезни человека, чтобы
знать о работе сердца. А каналы
или сосуды от сердца идут
ко всем членам. Итак, если жрец
богини Сохмет или любой другой врач
положит свои руки или коснется пальцами
головы, затылка, любой ноги, он измеряет
работу сердца, потому что совместно с
сердцем пульсирует каждый сосуд всех
членов... понятие измерения вводится для
того, чтобы знать, что произошло». Интересно
отметить, что рассуждая о происхождении
болезней в результате изменений сердца
и кровеносных сосудов, авторы различных
медицинских папирусов ссылаются на «Книгу
сердца» — более древний источник, не
дошедший до нашего времени.
Исторические параллели:
Упоминания об утраченных медицинских
трудах египтян содержат сочинения
многих авторов античного мира
и эпохи эллинизма. Так, Диодор Сицилийский
(I в. н.э.) писал, что в Египте существовал
сводный труд по медицине, составленный
знаменитыми врачами древности. Климент
Александрийский (III в. н.э.) указывал на
то, что в Египте существовали отдельные
книги, посвященные вопросам анатомии,
отдельным болезням, лекарственным травам.
Египетский жрец Гораполлон (Ve. н.э.) сообщает,
что руководством по лечению всевозможных
болезней египетским врачам служила книга
«Амбрас», безвозвратно утерянная.
Вероятно, существованием
единого древнего источника объясняется
то, что папирусы Эберса и Смита,
как и другие дошедшие до нашего времени
медицинские тексты Египта, содержат много
совпадений. Вот, например, фрагмент папируса
Эберса, во многом повторяющий приведенное
выше рассуждение из папируса Смита: «Начало
тайн врача — знание хода сердца, от которого
идут сосуды ко всем членам, ибо всякий
врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий
заклинатель, касаясь головы, затылка,
рук, ладони, ног везде касается сердца...
Сосуды из него в теле всем. Если их исследует
врач любой, жрец любой, маг любой, пальцы
его на голове, на затылке, на кисти, на
месте сердца... Ищет он сердце по сосудам
его». Возможно, египетские врачи умели
считать пульс, используя для этой цели
клепсидру — водяные часы, известные в
Египте уже с середины II тысячелетия до
н.э.
Государственное бюджетное образовательное
учереждение
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский
университет»
Министерство здравоохранения РФ
Кафедра здоровья
и
организации здравоохранения с
курсом ИПО
зав. Кафедрой, д.м.н. профессор
Н.Х. Шарафутдинова,
преподаватель к.м.н. Лукманова Т.В.
Тема:
Медицинские папирусы Древнего Египта
Выполнил
студент 1 курса
педиатрического факультета
группа 106 Б
Кадырмаев Артур Вильданович
Уфа – 2012
Литература
Мочукова С.М. Медицина в зеркале истории,
М., 2001 г.
Лаврентьева М.Ю Древнеегипетские тексты,
- Вопросы и ответы. – 2001
Лукас А. Материалы и ремесленные производства
Древнего Египта. М., 1958
Культурно-исторические памятники Древнего
Востока. Выпуск 4 / ред. проф. Б. А. Тураева
// Викентьев В. М., 1917