При этом различают три
степени тяжести прохождения
острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней, есть признаки психического стресса;
- тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Итак, адаптация обычно протекает
сложно с множеством негативных сдвигов
в детском организме. Причем эти
сдвиги происходят на всех уровнях
и во всех системах. Несмотря на это
мы, обычно, замечаем эти изменения
лишь в поведении ребенка. Почему
так происходит? Попадая в новый
коллектив, ребенок постоянно находится
в состоянии нервно-психического
напряжения, не прекращающегося ни
на минуту. Если сравнить силу стресса
малыша, проходящего период адаптации
в детском саду, и силу стресса
космонавта, отправляющегося в полет,
то мы получили бы одинаковые, идентичные
результаты.
Исследователи разработали
и уточнили ряд показателей,
характеризующих особенности поведения
и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося
к условиям детского сада. На основании
этих показателей был создан эмоциональный
портрет ребенка, впервые поступившего
в детский сад. Рассмотрим эти показатели:
- Отрицательные эмоции – как правило, встречаются в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым условиям. Обычно появления различны: от еле уловимых до депрессии. Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидельствующий о том, что, хоть на время у малыша все негативные эмоции внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные. Но, к сожалению, все это лишь на время. Чаще всего на время ориентировочной реакции, когда малыш во власти новизны. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремиться выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу.
- Страх – спутник отрицательных эмоций. Впервые придя в детский сад, ребенок во всем видит лишь «скрытую угрозу». Поэтому он много боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Ребенок боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное того, что мама забудет его, уйдя из детского сада на работу.
- Гнев – порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который порывается наружу. В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним на столько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и агрессия могут проявляться даже без повода.
- Положительные эмоции – противовес отрицательным эмоциям. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда ребенок находится под действием ориентировочного рефлекса (эффекта новизны). Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции, возвещающие о завершении адаптационного процесса.
- Социальные контакты – коммуникабельность ребенка – это положительный момент для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время стараются держаться обособленно. На смену этой «гордой без контактности» приходит «компромиссная контактность», означающая, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. Однако, эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения со взрослыми или сверстниками. В такой момент ребенок готов пойти на компромисс с кем угодно, лишь бы его увели из группы. Подальше от детей и воспитателя. Но как только ребенок сумеет наладить контакты в группе – это и будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации.
- Познавательная деятельность – также угасает и снижается на фоне стрессовых реакций. Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то нередко, ребенок не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими в период адаптации. Ребенку не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним.
- Социальные навыки – в состоянии стресса ребенок может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Такого ребенка приходится кормить из ложечки и умывать, он не умеет одеваться, и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям детского сада, он «вспоминал» вдруг забытые им навыки, вместе с тем усваивал новые.
- Особенности речи – у некоторых детей на фоне стресса меняется речь. Скудеет словарный запас. В построении предложений ребенок больше использует глаголы, практически не использует существительных. Предложения из многосложных становятся односложными. В ответах на вопросы часто отвечает «да» или «нет». Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она или не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.
- Двигательная активность – во время адаптационного периода довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или, наоборот, гиперактивен.
- Сон – вначале сон отсутствует совсем или ребенок постоянно просыпается. Не успеешь его уложить, как он уже сидит, рыдая на кровати. Сон ребенка в этот период беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет спокойно спать.
- Аппетит – чем сложнее проходит адаптация ребенка, тем хуже его аппетит или, наоборот, аппетит слишком высокий. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, происходит к концу адаптационного периода.
4.Памятка для родителей,
чьи дети собираются поступать в детский
сад.
1. Прежде всего, убедитесь
в своей уверенности в том,
что вашей семье детский сад
необходим именно сейчас. Ребенок
отлично чувствует, когда родители
сомневаются в целесообразности
садовского воспитания. Легче и
быстрее привыкают дети, у родителей
которых нет альтернативы детскому
саду.
2. В доме необходимо
создать спокойную обстановку, с
пониманием относиться к эмоциональное
напряжение активными движениями, интересной
игрой и т.д.. Следует пораньше укладывать
малыша на ночной сон после теплой ванны.
Общение с ребенком в этот период должно
быть особенно ласковым.
3. Родителям заранее надо
рассказать ребенку, что такое
детский сад, зачем дети туда
ходят, почему родители хотят,
чтобы малыш посещал детский
сад. Целесообразно провести с
ребенком беседы: «Детский сад
– это такой красивый большой
дом, куда мамы и папы приводят
своих детей. Мы бы очень
хотели, чтобы ты познакомился
и подружился с другими детьми
и взрослыми. В детском саду
все приспособлено для детей.
Там маленькие столики и стульчики,
кроватки, маленькие раковинки для
умывания, маленькие шкафчики, много
красивых игрушек. В саду тебе
будет очень интересно и весело…».
4. Проходя мимо детского
сада, с радостью напоминайте ребенку
о том, как ему повезло – осенью он сможет
туда ходить. В присутствии малыша расскажите
родственникам и знакомым о большой удаче
– его приняли в детский садик.
5. Учите малыша знакомиться
с другими детьми, обращаться
к ним по имени; просить,
а не отнимать игрушки. А
так же проявлять внимание
и сочувствие к сверстникам
(делиться игрушками, уступать); отзываться
на просьбу сверстника, помогать
ему; называть по имени и
отчеству воспитателей группы, знать
свое имя, бережно относиться
к вещам и игрушкам. В игре
доброжелательно и с симпатией
относиться к товарищам, играть
вместе с другими детьми, совместно
с другими детьми пользоваться
игрушками.
6. Приучайте ребенка к режиму.
Очень важно оздоровить ребенка. За 1-2
мес. пройти мед. осмотр, сдать необходимые
анализы. Старайтесь, чтобы ребенок как
можно больше времени проводил на свежем
воздухе (не менее 4-х ч. зимой и весь световой
день летом). Постоянно проводите массаж,
гимнастику, закаливающие процедуры. Если
у малыша плохой аппетит, не кормите его
насильно. Постарайтесь приблизить домашний
рацион к рациону детского сада. Исключите
из питания ребенка протертую пищу.
7. Собираясь в детский
сад, с воспитателем группы, куда
поступил ребенок, необходимо
познакомиться заранее. Сообщить
ему, каким ласковым словом (именем)
называют дома ребенка, рассказать
о его привычках, особенностях
поведения и других подробностях
домашней жизни.
Необходимо и в выходные
дни, когда ребенок дома, придерживаться
режима дня, принятого в дет. саду. Резкие
изменения режима даже на протяжении нескольких
дней выбивают ребенка из привычного ритма
и вызывают излишнюю нервозность.
8. Если у ребенка к
моменту поступления в детский
сад сохранилась привычки к
укачиванию или сосание соски,
отучать необходимо постепенно:
сначала дома, потом в детском
саду, договорившись с воспитателем.
Малыш может принести
в группу любимые игрушки, книжки
или др. пустячки, с которыми он
не расстается. Это поможет ребенку
легче и безболезненно привыкнуть
к ДОУ.
9. Разработайте с ребенком
несложную систему прощальных
знаков внимания – ему будет
проще отпустить вас.
10. Помните, что на привыкание
ребенка в детском саду может
потребоваться до полугода. Лучше,
если на этот период у семьи будет возможность
подстроиться к особенностям адаптации
малыша.
11. Ребенок привыкнет
тем быстрее, чем с большим
количеством детей и взрослых
он построит взаимоотношения. Помогите
ребенку в этом. Познакомьтесь с другими
родителями и их детьми. Называйте других
детей в присутствии вашего ребенка по
имени. Спрашивайте дома своего малыша
о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения
вашего ребенка за помощью и поддержкой
к другим людям в вашем присутствии.
12. В присутствии ребенка
избегайте критических замечаний
в адрес детского сада и
его сотрудников. Никогда не пугайте
ребенка детским садом.
13. В период адаптации
эмоционально поддерживайте малыша.
Теперь вы проводите с ним
меньше времени – компенсируйте
это качеством общения: чаще
обнимайте ребенка, интересуйтесь
его успехами и неудачами, отмечайте
любые изменения его настроения.
14. Научите ребенка управляться
с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь
о том, чтобы все вещи были
максимально простыми и удобными,
без лишних застежек или пуговиц,
ботинки на липучках. Шапку и
шарф лучше заменить на шапку-шлем
– и шею не дует, и надевать проще. Вместо
рубашек приготовьте водолазки, вместо
кофт – свитера. Вообщем, главное, чтобы
ребенок быстро собирался на прогулку
и был аккуратным и опрятным.
Чтобы ребенку было
легко убирать свои вещи, позаботьтесь
о петельках на одежде, удобных
для ребенка. Сделайте маркировку
одежды. Целесообразно указать не
только имя и фамилию, но
и условный символ (цветок, бабочка
и т.д.), познакомьте с ним малыша,
чтобы он легко узнал свою
одежду. Дома организуйте вешалку
для верхней одежды ребенка
так, чтобы она была доступна
малышу, и чтобы он сам мог самостоятельно
после прогулки вешать туда свою одежду.
Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте,
направляйте его, помогайте ему, напоминайте,
хвалите за то, что он сам, без напоминания,
убирает свои вещи на место.
Перед сном поставьте
рядом с кроваткой стульчик
для одежды. Приучайте его снимать
одежду самостоятельно и складывать
ее на стульчике, а утром
надевать чистую одежду, которую
вы приготовили. Стремитесь к
тому, чтобы ребенок знал название
одежды и правильно указывал
на нее. Когда ребенок одевается
и раздевается, будьте рядом
с ним, поощряйте, используя игровые
приемы. При необходимости помогайте ребенку
советами, выраженными в спокойном тоне.
Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие:
навык самообслуживания требует усилий,
терпения и многократных повторений. Предоставьте
ребенку возможность овладевать необходимыми
навыками, в том числе и культурно-гигиеническими.
15. Обучайте ребенка здороваться
и прощаться со взрослыми, сверстниками,
употребляя слова, выражающие просьбу,
благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять
элементарные правила культурного поведения
на улице и в помещении; не топтать зеленые
насаждения, бросать мусор в предназначенных
местах, аккуратно пользоваться туалетом,
не выходить из-за стола не окончив еды,
говорить «спасибо» и т.д. Необходимо помнить,
что родители образец для поведения - что
делают родители, то делают и дети!
Список используемых
источников.
- http://medinfa.ru/10/kor
- http://www.missfit.ru/mammy/baby_sick/kor_u_detej_simptomy_lechenie/
- medkarta.com/?cat=article&id=24550
- http://www.2mm.ru/vospitanie/875
- А.И. Баркан "Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка"
- http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/adaptatsiya-rebenka-v-detskom-sadu
- О.В. Полякова, журнал "РОДЫ.RU"
Содержание.
- Детские инфекционные заболевания (таблица)
- Отравления бактериального и не бактериального происхождения
- Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения.
- Памятка для родителей, чьи дети собираются поступать в детский сад.