Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:22, доклад
М. В. Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель. Это ученый из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще - один только раз. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после. Он работал поистине без устали и всегда с огромным любопытством во всех областях человеческого знания. Этот человек сумел поднять российскую науку в кратчайший срок, и даже не верится, что жить ему было отпущено всего лишь пятьдесят с небольшим лет.
1. Вступление. Многогранный ученый 3 стр.
2. М.В. Ломоносов и медицинская наука 4 стр.
3. М.В. Ломоносов и Московский университет 6 стр.
4. Заключение 8 стр.
Основные даты жизни и научной деятельности М.В. Ломоносова 9 стр.
Список использованной литературы
1. Вступление. Многогранный
ученый
2. М.В. Ломоносов и медицинская
наука
3. М.В. Ломоносов и Московский
университет
4. Заключение
Основные даты жизни и научной деятельности М.В. Ломоносова 9 стр.
Список использованной
МНОГОГРАННЫЙ УЧЕНЫЙ
М. В. Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель. Это ученый из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще - один только раз. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после. Он работал поистине без устали и всегда с огромным любопытством во всех областях человеческого знания. Этот человек сумел поднять российскую науку в кратчайший срок, и даже не верится, что жить ему было отпущено всего лишь пятьдесят с небольшим лет. Всем своим самобытным энциклопедизмом, простиравшимся от поэзии и изобразительного искусства до великих физико-химических открытий, М. В. Ломоносов, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники. “Архангельский мужик”, пришедший из деревенской глуши, навсегда устранил предрассудок о том, что если и можно искать науку и искусство на Руси, то лишь в “высших” классах общества. И огромный вклад Ломоносов внес в развитие отечественной медицины и фармации.
М.В. Ломоносов и медицинская наука
В научном творчестве
Учёный понимал и отмечал в своих трудах, что медицина как наука о болезнях и их лечении основана на знании строения и жизнедеятельности организма в его нормальном состоянии. Без этого знания не может быть достигнута основная цель медицины – исцеление болезней. Для излечения болезней необходимо понять их непосредственную причину, а «причины нарушенного здравия», по словам Ломоносова, медицина «чрез познание свойств тела человеческого достигает».
Ломоносов не просто проявлял интерес к медицине, он размышлял об улучшении общественного устройства России и организации медицинской помощи населению.
В период учебы в Maрбургском университете Михаил Ломоносов посещал лекции на
философском и медицинском факультетах. Особое влияние на его мировоззрение оказал
профессор Ю.Г. Дуисинг, который по образованию был химиком и врачом. По окончании
университета М.В. Ломоносов получил ученое звание кандидата медицины. Во Фрейберге
его руководителем стал И.Ф. Генкель, который также являлся врачом.
Хотя отдельные теоретические положения, гигиенические советы и медицинские
наблюдения обнаружены во многих сочинениях М.В. Ломоносова, даже весьма далеких от
медицины, непосредственно медицине посвящены всего две его работы. Первая из них –
перевод статьи академика Г.В. Крафта «О сохранении здравия» (1741). Статья соответствует
состоянию медицинской науки того времени и содержит ряд целесообразных гигиенических
советов и прогрессивных мыслей автора и переводчика по многим вопросам. Вторая из работ
– письмо И.И. Шувалову «О сохранении
и размножении Российского
1761 г. и содержащее
большое количество смелых
стороны жизни и быта России XVIII века. Будучи горячим сторонником естественнонаучной
пропаганды, популяризации науки и превращения ее в общенародное достояние,
М.В. Ломоносов являлся одним из основоположников санитарного просвещения в России. В15
письме с политических позиций рассматриваются многие медицинские вопросы,
подчиненные одной задаче: «…сохранению и размножению российского народа, в чем
состоит величество, могущество
и богатство всего государства»
отрицательно влияют на численность населения, М.В. Ломоносов выделил низкую рождаемость
и беспредельно высокую детскую смертность. Он предложил целый ряд мероприятий,
рекомендовал осторожно вести себя беременным женщинам и повышать искусство
повивальных бабок и лекарей в родовой период. Ломоносов рекомендовал сочинить
наставления на русском языке и издать хорошие книги по повивальному делу. Он требовал
значительного увеличения числа квалифицированных повивальных бабок; предлагал
составить учебник по детским болезням и дать рекомендации по их лечению.
М.В. Ломоносов сознавал, что силами одних врачей не может быть осуществлено оказание
медицинской помощи населению.
Возникала настоятельная
других медицинских работников, в особенности акушерок.
В письме И.И. Шувалову ученый
также касался вопроса
аптек. М.В. Ломоносов настаивал на развитии отечественного лекарственного
растениеводства и вменял в обязанность профессору ботаники в Академии наук разводить
ботанический сад и «стараться о познании здешних медицинских трав для удовольствия
здешних аптек домашними материалами...».
М.В. Ломоносов считал необходимым установить контроль за деятельностью
иностранных врачей, привлекавшихся к обучению русских юношей. Большинство из них не
только не содействовали появлению русских лекарей, но и открыто препятствовали. Лишь
некоторые из них «честно и охотно» обучали русских, например, известный Н.Р. Бидлоо,
прибывший через Архангельск в Россию для обучения медицине учеников госпитальных
школ. Михаил Васильевич писал, что стране нужны не только узкие специалисты-лекари, но
и дипломированные врачи, доктора медицины. Поэтому наряду с требованием усилить
существовавшую подготовку врачей, он настойчиво добивался создания нового источника
их подготовки – университета с медицинским факультетом. М.В. Ломоносов неоднократно
ставил вопрос об открытии в Москве университета с тремя факультетами: философским,
юридическим и медицинским. В 1755 г. университет был открыт, но занятия на медицинском
факультете начались спустя 11 лет. Процесс подготовки врачей шел медленно, на
медицинском факультете до 1759 г. не было ни одного профессора. Но с появлением в
Москве профессора С.Г. Зыбелина, начавшего читать «все части медицины теоретической»
(т.е. физиологию, диететику,
патологию и общую терапию,
а через несколько лет
хирургию и химию) в 1765 г., медицинский факультет стал отвечать своему назначению и
выполнил предначертания своего великого создателя. 16
Заботясь о подготовке в университете русских врачей, и пытаясь таким образом хоть
отчасти удовлетворить потребность страны в лечебной помощи, М.В. Ломоносов был
возмущен препятствиями, которые ставились на пути молодежи, стремящейся к науке, и
требовал открыть доступ в науку разночинцам.
Также ученый заботился о создании медицинской экспертизы, потребность в которой
выдвигал как один из аргументов в пользу создания медицинского факультета в
университете, на который полагал возложить эту функцию.
М.В. Ломоносов считал медицину неотъемлемой частью естествознания, тесно связанной с
физикой, химией и другими естественными науками. Большая заслуга ученого-энциклопедиста
перед русской медициной в том, что его лекции воспитывали в русских врачах
материалистическое
«…только благодаря изучению химии и физики становятся понятными физиологические
функции человеческого организма, а также их нарушения – болезни». Он считал, что «Медик
без довольного познания химии совершенен быть не может…».
Огромное значение имеют труды М.В. Ломоносова о значении правильного питания
для сохранения здоровья, где он пишет о проявлении темноты и невежества среди народа,
чему способствовали церковные праздники. Во имя сохранения здоровья народа Ломоносов
бросает смелый вызов духовенству,
что явилось поводом для
Во многих работах М.В. Ломоносова встречаются указания, касающиеся охраны
здоровья. Едва ли не первым в мировой практике он выступил против применения
детского труда, в особенности на тяжелых работах. Изучая горное дело, М.В. Ломоносов
занимался профессиональными вредностями рудокопов. Его работа «О вольном
движении воздуха в рудниках» положила начало изучению вентиляции шахт и гигиены
рудокопов.
М.В. Ломоносов и Московский университет
В одном из своих
Показательно, что в перечне необходимых стране специалистов М. В. Ломоносов называл в первую очередь представителей медицины. Не удивительно в связи с этим, что он считал медицинский факультет обязательной составной частью университета. Еще в 1748 г., когда было запрошено его мнение об университетском регламенте, (речь шла об университете при Академии наук), М. В. Ломоносов ответил: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам – юридическому, медицинскому ифилософскому (богословский оставляю синодальным училищам)» (X, 460).
Такую же структуру спустя
несколько лет (1754) предложил М. В.
Ломоносов и для московского
университета (X, 508 – 514). Он твердо придерживался
мнения о целесообразности именно этой
структуры университета и, составляя
в 1755 г. «Всенижайшее мнение об исправлении
Санкт-Петербургской
В 1764 г. в «Предположениях об устройстве и уставе Петербургской академии», говоря о «единокровном брате» Академии наук – Петербургском университете, М. В. Ломоносов снова подчеркнул, что в нем «для сохранения людского здоровья и для попечения о нем нужно основать факультет медицинский» (X, 123).
Во всех этих документах настойчиво звучит забота об увеличении числа отечественных врачей, о подготовке их через университеты.
Академический университет М. В. Ломоносов так и не успел преобразовать по своему намерению. Московский же университет был создан по плану М. В. Ломоносова и состоял из трех факультетов, в том числе медицинского. Что касается структуры медицинского факультета, то, по мнению М. В. Ломоносова, этот факультет должен был состоять из трех профессоров. Такое мнение он высказывал неоднократно, но вопрос о специальности этих профессоров решал по-разному.
В проекте Московского университета он намечал следующий состав медицинского факультета:
1) доктор и профессор химии
2) доктор и профессор натуральной истории
3) доктор и профессор анатомии
В проекте Академического университета (1765) М. В. Ломоносов заменил профессора натуральной истории профессором ботаники. По его словам, на медицинском факультете должно быть:
1) Профессору Анатомии и Физиологии;
2) Профессору Ботаники;
3) Профессору Химии (из которых одному обучать общую медицину).
В проекте 1764 г. М. В. Ломоносов выделил практическую медицину как специальный предмет: «На медицинском факультете должны читаться:
1) анатомия и физиология;
2) химия;
3) ботаника;
4) практическая медицина» (X, 123).
Академический университет, однако, так и не получил надлежащего развития. Лекции в нем читались нерегулярно и не систематически. Из медицинских предметов при бдительном надзоре самого М. В. Ломоносова читалась только анатомия.
1762 г. «Учить будет анатомии, начиная от остеологии. По окончании оныя показывать будет в удобное время и прочие той науки части по обыкновению других университетов по средам и субботам пополудни в 4-м часу».