Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 17:22, доклад
М. В. Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель. Это ученый из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в столетие или раз в тысячелетие, а вообще - один только раз. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после. Он работал поистине без устали и всегда с огромным любопытством во всех областях человеческого знания. Этот человек сумел поднять российскую науку в кратчайший срок, и даже не верится, что жить ему было отпущено всего лишь пятьдесят с небольшим лет.
1. Вступление. Многогранный ученый 3 стр.
2. М.В. Ломоносов и медицинская наука 4 стр.
3. М.В. Ломоносов и Московский университет 6 стр.
4. Заключение 8 стр.
Основные даты жизни и научной деятельности М.В. Ломоносова 9 стр.
Список использованной литературы
Для лекций А. П. Протасова по анатомии М. В. Ломоносов приказал «отвесть на Бокове дворе удобный покой, какой г. адъюнктом Протасовым за способный признан будет» (IX, 571).
Регламент Московского университета полностью отвечал проекту М. В. Ломоносова. Его медицинский факультет должен был состоять из профессоров химии, натуральной истории и анатомии, причем обязанности их формулировались в регламенте следующим образом:
«1. Доктор и профессор химии должен обучать химии физической особливо и аптекарской.
2. Доктор-профессор натуральной
истории должен на лекциях
показывать разные роды
3. Доктор и профессор
анатомии обучать должен и
практически показывать
М. В. Ломоносову не пришлось
увидеть полностью
Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть доступ в науку разночинцам. Он прекрасно понимал, что дворянские дети стремятся к чинам и знатности – к тому, чего врачебная и научная деятельность в то время не давала.
Представители же народа, нарождающейся разночинной интеллигенции, такие, как он сам и его ближайшие помощники и ученики – С. П. Крашенинников, А. П. Протасов, Н. Н. Поповский, бескорыстно тянулись к знанию. Однако регламент академии ставил перед ними непреодолимые препятствия. М. В. Ломоносов горячо восставал против этих ограничений, фактически отдававших русскую науку на откуп иностранцам.
«Во всех европейских государствах, – писал он – позволено в академиях обучаться на своем коште, а иногда и на жалованье всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество ученых людей. А у нас в России при самом наук начинании уже сей источник регламентом по 24 пункту1 заперт, где положенных в подушный оклад в университете принимать запрещается. Будто бы сорок алтын толь великая и казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого природного россиянина, и лучше выписывать!» (X, 19).
Он предлагал открыть доступ в университет для лиц податного сословия, хотя бы для тех, которые могут учиться «на своем коште».
Заботясь о подготовке
через университет русских
1 Полное собрание законов Российской империи. Т. 14, № 10346.
Ломоносов этим не ограничивался. Его не удовлетворяло положение, при котором медицинская наука только практически применялась бы в стране. Он стремился к тому, чтобы она и развивалась в России.
Всю свою жизнь, борясь «за общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве», М. В. Ломоносов настойчиво добивался того, чтобы Россия имела не только врачей, но и врачей-ученых, докторов и профессоров медицины.
«Честь российского народа требует, – утверждал он, – чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
М.В. Ломоносов как многогранный ученый оставил яркий след во многих отраслях
науки, на основе которых развивалась фармация и медицина. Именно ему отечественная
медицина обязана стремлением рассматривать организм как единое, неразрывное целое с
учетом индивидуализации каждого случая заболевания. Благодаря М.В. Ломоносову в
медицине были обозначены
такие направления как
визитной карточкой Российской науки.
Незадолго до своей кончины М.В. Ломоносов написал рекомендации для участников
экспедиции В.Я. Чичагова. Медицинские аспекты стали приоритетными в его советах, что
эффективно использовалось
в последующих серверных
После смерти М.В. Ломоносова появились работы ученых, посвященные его взглядам
по отдельным вопросам медицины, поскольку Ломоносовские идеи во многом
способствовали ее развитию.
Основные даты жизни и научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова. 1711, 8 ноября. У крестьянина
из деревни близ Холмогор 1722–1723. Михайло Ломоносов начинает учиться грамоте. 1730, декабрь. Ломоносов уходит с обозом в Москву продолжать учение. 1731, 15 января. Зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию. 1734. Некоторое время обучается в Киево-Могилянской академии; возвращается в Москву. 1735, 23 декабря. Ломоносов
в числе лучших двенадцати
учеников отправлен в 1736, 1 января. Прибывает в Петербург. 23 сентября. В числе лучших трех учеников послан за границу для изучения горного дела. 1736, ноябрь - 1741, май. Обучение в Германии. 1739, осень. Ломоносов
пишет «Оду на взятие Хотина»
и «Письмо о правилах 1741, 8 июня. Возвращается
в Петербург, где вскоре 1742, 8 января. Ломоносова
зачисляют в штат 1743–1744, январь. Ломоносов
заканчивает работу над первым
вариантом книги по 1745, 25 января. Заканчивает
диссертацию «О причине 1747, январь. Заканчивает
работу над расширенным 1748, 5 июля. Ломоносов
формулирует «всеобщий закон
природы» — закон сохранения
материи и движения. Октябрь. После
длительных хлопот Ломоносова
создана первая в России 1750. Написана трагедия «Тамира и Селим» (1 декабря представлена при дворе). 1751. Выходит в свет первое «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова». 1752, 4 сентября. Закончена
первая мозаичная картина 1753, 26 июля. Убит молнией профессор Рихман, вместе с Ломоносовым проводивший опыты по научению атмосферного электричества. 26 ноября. Ломоносов произносит в Академическом собрании «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». 1754, июнь - июль. Ломоносов составляет проект создания Московского университета. 1755, 26 июля. В Москве
торжественно открывается 1756. Ломоносов строит
собственную мозаичную 1757, 1 марта. Ломоносов
утвержден членом 1757 - начало 1758. Ломоносов работает над «Предисловием о пользе книг церковных в российском языке», где излагает теорию «трех штилей». 1758, 8 марта. Ломоносов
назначен директором 1759. Ломоносов создает
ряд навигационных приборов, сочиняет
«Рассуждение о большей 1760. Закончена историческая
работа «Краткий Российский 1760, декабрь - 1761, июль. Вышли в свет первые две части поэмы «Петр Великий» (осталась незавершенной). 1761, 26 мая. Открывает
атмосферу на Венере. Июнь. Посылает
в Шведскую академию свою 1763, 10 октября. Ломоносова
избирают почетным членом 1764, 24 января. Ломоносов
направляет в Академию 1765, 28 января. Ломоносов
в последний раз присутствует
на заседании академической |
1) С. Громбах «Медицина в трудах М. В. Ломоносова», 1985.
2) Энциклопедический словарь юного химика.
3) М.В.Ломоносов «Избранные философские сочинения», 1940.
4) Т.С.Сорокина «История медицины», 2008.