Микробиология – как наука, ее цели и задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:22, лекция

Описание работы

Цель: Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний о том, что изучает дисциплина медицинская микробиология; какими пользуется методами исследования и диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Формирование у студентов знаний об основных морфологических особенностях эукариот, прокариот, вирусов и их отличиях; сформировать знания об ультраструктуре, функциях и химическом составе бактериальной клетки; показать принципы систематики бактерий; дать понятия о физиологии микроорганизмов, типах их питания, дыхания, особенностях роста и размножения, а также метаболизме бактерий.

Файлы: 1 файл

Лекции по микробиологии.doc

— 3.90 Мб (Скачать файл)

В зависимости  от среды  обитания микроорганизмы разделяют на свободноживущие и паразитические.

     Свободноживущие  заселяют гидро-, лито- и атмосферу,  а также обитают в разных  антропогенных средах (одежда, жилища, продукты, лекарственные препараты  и др.).

     В экологической  микробиологии используются понятия общей экологии:

  • популяция - совокупность особей одного вида, обитающих в пределах одного биотопа;
  • биотоп - территориально ограниченный участок биосферы  с относительно однородными условиями жизни;
  • микробиоценоз - сообщество популяций микроорганизмов, обитающих в определенном биотопе;
  • экосистема - система, состоящая из биотопа и биоценоза;
  • геосфера, гидросфера, атмосфера - соответственно  совокупность  почвенных, водных и воздушных экосистем;
  • биосфера - общая сумма всех экосистем, живая большая планета.

Микрофлора бывает:

-Постоянная (резидентная)  – содержит представителей, специфичных  для данного биотопа.

-Случайная (транзиторная) – состоит из особой, занесенных  извне.

Дисбактериоз - нарушение  нормы симбиотического микробного равновесия, характеризующееся выраженными изменениями микрофлоры, ее качественного и количественного состава.

Фазы:

  1. Начальная. Увеличение числа нормальных симбионтов в естественных средах обитания.
  2. Перераспределение количества микробов, появление УПМ.
  3. Изменение локализации аутофлоры (появление в несвойственных ей местах).
  4. Изменение патогенности микрофлоры.

Степени:

Отсутствие – наличие только облигатных и отсутствие УПМ (или менее ¼ колоний)

I степени – слабовыраженный. УПМ составляет 1/3 – ¼ общего числа колоний

II степени – выраженный. УПМ составляет ½ общего числа колоний.

III степени – резковыраженный. УПМ составляет ¾ и более от общего числа колоний.

Санитарная микробиология-наука, изучающая микрофлору окружающей среды  и вызываемые ее жизнедеятельностью процессы, влияющие непосредственно и косвенно на организм человека.

Она определяет наличие  патогенных микробов на объектах среды, разрабатывает методы исследования объектов среды, оценивает пути циркуляции микробов, разрабатывает госстандарты и мероприятия по оздоровлению среды.

Различают санитарно-показательные  микробы (СПМ) – микробы-представители  нормальной микрофлоры тела человека, служащие показателями санитарного  неблагополучия объекта.

Санитарные показатели-показатели, свидетельствующие о микробном  неблагополучии среды.

На их основе производится оценка таких объектов как почва, воздух и вода.

 

Тема №3 «Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Понятие об антигенах и антителах. Понятие о реакции антиген-антитело. Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Патогенность и токсигенность бактерий. Персистенция микроорганизмов. Инфекционность вирусов.»

Цель:

Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов основных знаний о строении иммунной системы, иммунном ответе, антигенах, антителах, факторах неспецифической защиты, а также дать понятие аллергии, аутоиммунных состоянии, иммунодефицитах и  их значении; дать понятие о серологических реакциях, их видах и значении в практической деятельности врача общей практики. Формирование у студентов знаний об инфекционном процессе, путях  передачи инфекционных заболеваний, источниках  и формах инфекции.

Тезисы лекции:

Иммунное система-иерархическое единство органов и клеток, функционирующих как единое целое, защищающих организм от инфекций и чужеродных агентов

Особенности иммунной системы:

-Клетки разбросаны  по всему организму

-Клетки постоянно  циркулируют в крови

-Постоянно вырабатывает  АТ

-Состоит из 1012 лимфоидных клеток

-Общая масса 1,5-2 кг

-Центральная фигура  – лимфоцит

Органы иммунной системы:

        1. центральные
        2. периферические

Под термином иммунитет (от лат. immynitas-освобождение) понимают невосприимчивость  организма к действию инфекционных и неинфекционных факторов, обладающих генетической чужеродностью. Защита организма от агрессивного воздействия генетически чужеродных факторов достигается тремя основными механизмами: неспецифическая  резистентность, врожденный  (видовой или наследуемый) иммунитет, приобретенный иммунитет. Характер иммунного ответа зависит от вида антигена, кратности контакта с ним ,пути введения и т.д. Основу механизмов проявления приобретенного иммунитета определяет иммунная реактивность, которая сочетает в себе действия следующих факторов: антитела, гиперчувствительность немедленного типа, гиперчувствительность замедленного типа, иммунологическая память, толерантность, фагоцитоз, комплемент.

Иммунный ответ:

Первичный иммунный ответ возникает при первой встрече с антигеном. Его выраженность достигает максимума к 7 - 8-му дню, сохраняется в течение 2 недель, а затем снижается; (IgM)

Вторичный иммунный ответ возникает при повторной встрече с антигеном за счет клеток иммунологической памяти. Вторичный иммунный ответ развивается быстрее за счет клеток памяти и достигает большей (в 3 - 4 раза) интенсивности(IgG)

Факторы неспецифической  защиты организма - это комплекс сопротивляемости чужеродным агентам, который существует в организме, независимо от того, попал микроб или нет:

I Внешние барьеры

Кожа

Слизистые

Нормальная микрофлора

II Внутренние барьеры

Лимфоузлы

Тканевые барьеры

Клеточные барьеры:

-Фагоциты 

-ЕКК

IV Гуморальные факторы

Лизоцим

Комплемент

Интерферон

Цитокины 

Антигены - генетически  чужеродные для организма вещества, вызывающие при введении иммунный ответ (гуморальный или клеточный). На поверхности антигена находятся антигенные детерминанты (детерминантные группы), отвечающие за специфичность антигена.

 

     Антитела - иммуноглобулины  со специфическими для определенного   антигена активными центрами - полостями,  (образованными тяжелыми и легкими полипептидными цепями),  по форме и размеру соответствующими гомологичной антигенной детерминанте, с которыми  они взаимодействуют  в форме реакции иммунитета, образуя комплексы -  антиген + антитело. Различаю 5 классов иммуноглобулинов.

Типы аллергических реакций:

  1. Анафилоктический
  2. Цитотоксический
  3. Иммунокомплексный
  4. Клеточный

Реакции различаются  в зависимости от характера антигена и условий протекания.

     Иммунологические  методы используют для двух  целей. Во-первых, по известному  антигену, определяют в исследуемой  сыворотке наличие и количественное  содержание специфических к данному  антигену антител. Количественное  содержание устанавливают путем  титрования сыворотки. Титром иммунной сыворотки называют то ее максимальное разведение, которое еще дает положительную реакцию. Во-вторых, с помощью известного антитела, т.е.  диагностической иммунной сыворотки, определяют наличие в исследуемом материале  специфического микробного антигена или осуществляют серологическую идентификацию выделенного возбудителя.

Все иммуно - микробиологические  методы можно разделить на 3 группы:

1. Иммунологические методы (ИМ), основанные на прямом     взаимодействии антигена с антителом (феномены агглютинации,     преципитации, иммобилизации и др.)

2. ИМ, основанные  на  опосредованном  взаимодействии  антигена и     антитела (реакция  непрямой гемагглютинации, коагулятинации,     бетонит-агглютинации, связывания комплемента  и др).

3. ИМ, с использованием меченных антител или антигенов (метод    флюоресцирующих антител, иммуноферментный и    радиоиммунный анализы и др. методы)

Инфекция - процесс сложного активного взаимодействия макроорганизма с микроорганизмами, внедрившимся в  его ткани и органы. Инфекционный процесс – совокупность физиологических защитных и патологических процессов, развивающихся в организме в результате внедрение в него болезнетворного микроба. Возможность возникновения инфекционного процесса определяется не только количеством и качеством патогенного микроба, но и состоянием макроорганизма, его сопротивляемостью, восприимчивостью. Восприимчивость обусловлена наличием в организме определенных клеток, тканей, в которых микроб-паразит находит оптимальные условия существования. Для возникновения инфекционного процесса,  заболевания необходимо взаимодействия 3х факторов:

1.патогенный микроорганизм

2.воспримчивый макроорганизм

3.условия окружающей  среды, в том числе и социальные.

Инфекционное заболевание  характеризуется:

    1. Наличие патогенного микроба
    2. Заразность
    3. Цикличность (протекает периодами)
    4. Специфические реакции организма на возбудителя
    5. Выработка иммунитета
    6. Бактерионосительство

Патогенность микробов  – это потенциальная способность  вызывать заболевание (видовой признак). 
Вирулентность микробов– это степень патогенности (штаммовый признак).

Факторы патогенности микробов:

    1. адгезия
    2. колонизация
    3. инвазия
    4. подавление фагоцитоза (за счет капсулы, протеина м у стрептококков, протеина а у стафилококков, корд-фактора у туберкулезной палочки)
    5. агрессины
    6. токсины

Степень патогенности микроба  – вирулентность обозначается:

-Dlm – dosisletalisminima

-Dlc - dosisletaliscerta

-LD50

-DI - dosisinfectionis

Способы передачи инфекции

-Воздушно-капельный

-Фекально-оральный

-Контактный

-Парантеральный

-Половой

-Трансмиссивный

-Трансплацентарный

Факторы передачи:

-Пыль и воздух

-Вода

-Пища

-Насекомые

-Фекалии

-Кровь

-Медицинский инструментарий

Периоды инфекционного  заболевания:

-Инкубационный – от  момента заражения до появления  первых признаков болезни (не  заразен)

1.Продромальный –  неспецифические общие проявления (может быть опасен)

2.Разгар - период развития  клинических симптомов

3.Исход заболевания:

  • выздоровление
  • смертельный исход
  • бактерионосительство

Особенности вирусной инфекции:

  • Облигатный паразитизм вируса , его патогенность связаны с инфекционностью его НК – «инфекциозность»
  • Высокая специфичность, органотропность (есть нейротропные вирусы, гепатотропные вирусы)
  • Кровь для вирусов – транспортная среда, наличие стадии вирусемии.
  • Взаимодействие генома вируса и генома клетки
      • Инфекционные вирусы – самостоятельно воспроизводят свой генотип
      • Интеграционные вирусы – гены вируса встраиваются в хромосому клетки и вызывают перерождение клеток (онковирусы).

 

Тема № 4 «Общие принципы микробиологической диагностики бактериальных и вирусных инфекций. Постановка этиологического диагноза»

Цель:

Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний о задачах, которые решает клиническая микробиология. Познакомить с основными принципами забора исследуемого материала  для проведения микробиологических исследований. Сформировать знания о принципах и методах диагностики бактериальных инфекций и их значение. Формирование у студентов знаний о заболеваниях, вызванных простейшими, их значении в развитии современной патологии, принципах их диагностики.

Тезисы лекции:

Клиническая микробиология- раздел мед. микробиологии, исследующий микробиологические аспекты этиологии, патогенеза, иммунологии оппортунистических микробных заболеваний и разрабатывающий методы их микробиологической диагностики, специфической терапии и профилактики.

Объектами исследования клин.микроб. являются главным образом  УП для человека микробы и оппортунистические инфекции. В отдельных случаях  клин.микр. изучает свободноживущие  и облигатно-патогенные виды микробов. Задачи и методы клин.микроб. близки к таковым мед. микробиологии.

Их специфичность вытекает их того, что возбудители рассматриваемых  заболеваний, как правило, нормальные обитатели тела человека, которые  обычно находятся с ним симбиотических, а не в конкурентных взаимоотношениях. Патогенное действие этих микробов на организм  хозяина проявляется в особых условиях (УПМ).

Клин.микр. исследует  микробные заболевания, встречающиеся  по существу во всех клинических специальностях (терапия, хирургия, акушерство, гинекология, педиатрия, травматология, ортопедия, нефрология, кожные болезни, отоларингология и др).

Кроме того, в ее компетенцию  входят такие общие для всех клинических  дисциплин вопросы, как ятрогенные инфекции ( заражение при получении  мед.помощи), нормальная микрофлора, дисбактериоз, чувствительность микроорганизмов к химиопрепаратам,  антиспетикам и дезинфектантам, методы клинико-микробиологических исследований.

Врачам всех специальностей постоянно приходится сталкиваться  с патологией, вызванной различными микроорганизмами и каждый раз решать ряд стереотипных задач:

-оценить природу возможного  возбудителя болезни

-определить, какой материал  надо взять на исследование  и как правильно это сделать

-корректно оценить  результаты лабораторного исследования

-выбрать адекватную  терапию до получения результатов лабораторного исследования и скорректировать ее сообразно с ними.

Микробиологические исследования играют важную роль в диагностике, профилактике и лечении инфекционных и гнойно-воспалительных заболеваний.  Оно представляет собой  многоступенчатый процесс, включающий:

Информация о работе Микробиология – как наука, ее цели и задач