Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:22, лекция
Цель: Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний о том, что изучает дисциплина медицинская микробиология; какими пользуется методами исследования и диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Формирование у студентов знаний об основных морфологических особенностях эукариот, прокариот, вирусов и их отличиях; сформировать знания об ультраструктуре, функциях и химическом составе бактериальной клетки; показать принципы систематики бактерий; дать понятия о физиологии микроорганизмов, типах их питания, дыхания, особенностях роста и размножения, а также метаболизме бактерий.
В зависимости от среды обитания микроорганизмы разделяют на свободноживущие и паразитические.
Свободноживущие заселяют гидро-, лито- и атмосферу, а также обитают в разных антропогенных средах (одежда, жилища, продукты, лекарственные препараты и др.).
В экологической микробиологии используются понятия общей экологии:
Микрофлора бывает:
-Постоянная (резидентная) – содержит представителей, специфичных для данного биотопа.
-Случайная (транзиторная) – состоит из особой, занесенных извне.
Дисбактериоз - нарушение
нормы симбиотического
Фазы:
Степени:
Отсутствие – наличие только облигатных и отсутствие УПМ (или менее ¼ колоний)
I степени – слабовыраженный. УПМ составляет 1/3 – ¼ общего числа колоний
II степени – выраженный. УПМ составляет ½ общего числа колоний.
III степени – резковыраженный. УПМ составляет ¾ и более от общего числа колоний.
Санитарная микробиология-
Она определяет наличие патогенных микробов на объектах среды, разрабатывает методы исследования объектов среды, оценивает пути циркуляции микробов, разрабатывает госстандарты и мероприятия по оздоровлению среды.
Различают санитарно-показательные микробы (СПМ) – микробы-представители нормальной микрофлоры тела человека, служащие показателями санитарного неблагополучия объекта.
Санитарные показатели-
На их основе производится оценка таких объектов как почва, воздух и вода.
Тема №3 «Иммунитет. Виды и формы иммунитета. Неспецифические факторы защиты. Понятие об антигенах и антителах. Понятие о реакции антиген-антитело. Учение об инфекции. Характеристика инфекционного процесса. Патогенность и токсигенность бактерий. Персистенция микроорганизмов. Инфекционность вирусов.»
Цель:
Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов основных знаний о строении иммунной системы, иммунном ответе, антигенах, антителах, факторах неспецифической защиты, а также дать понятие аллергии, аутоиммунных состоянии, иммунодефицитах и их значении; дать понятие о серологических реакциях, их видах и значении в практической деятельности врача общей практики. Формирование у студентов знаний об инфекционном процессе, путях передачи инфекционных заболеваний, источниках и формах инфекции.
Тезисы лекции:
Иммунное система-иерархическое единство органов и клеток, функционирующих как единое целое, защищающих организм от инфекций и чужеродных агентов
Особенности иммунной системы:
-Клетки разбросаны по всему организму
-Клетки постоянно циркулируют в крови
-Постоянно вырабатывает АТ
-Состоит из 1012 лимфоидных клеток
-Общая масса 1,5-2 кг
-Центральная фигура – лимфоцит
Органы иммунной системы:
Под термином иммунитет (от лат. immynitas-освобождение) понимают невосприимчивость организма к действию инфекционных и неинфекционных факторов, обладающих генетической чужеродностью. Защита организма от агрессивного воздействия генетически чужеродных факторов достигается тремя основными механизмами: неспецифическая резистентность, врожденный (видовой или наследуемый) иммунитет, приобретенный иммунитет. Характер иммунного ответа зависит от вида антигена, кратности контакта с ним ,пути введения и т.д. Основу механизмов проявления приобретенного иммунитета определяет иммунная реактивность, которая сочетает в себе действия следующих факторов: антитела, гиперчувствительность немедленного типа, гиперчувствительность замедленного типа, иммунологическая память, толерантность, фагоцитоз, комплемент.
Иммунный ответ:
Первичный иммунный ответ возникает при первой встрече с антигеном. Его выраженность достигает максимума к 7 - 8-му дню, сохраняется в течение 2 недель, а затем снижается; (IgM)
Вторичный иммунный ответ возникает при повторной встрече с антигеном за счет клеток иммунологической памяти. Вторичный иммунный ответ развивается быстрее за счет клеток памяти и достигает большей (в 3 - 4 раза) интенсивности(IgG)
Факторы неспецифической защиты организма - это комплекс сопротивляемости чужеродным агентам, который существует в организме, независимо от того, попал микроб или нет:
I Внешние барьеры
Кожа
Слизистые
Нормальная микрофлора
II Внутренние барьеры
Лимфоузлы
Тканевые барьеры
Клеточные барьеры:
-Фагоциты
-ЕКК
IV Гуморальные факторы
Лизоцим
Комплемент
Интерферон
Цитокины
Антигены - генетически чужеродные для организма вещества, вызывающие при введении иммунный ответ (гуморальный или клеточный). На поверхности антигена находятся антигенные детерминанты (детерминантные группы), отвечающие за специфичность антигена.
Антитела - иммуноглобулины
со специфическими для
Типы аллергических реакций:
Реакции различаются в зависимости от характера антигена и условий протекания.
Иммунологические
методы используют для двух
целей. Во-первых, по известному
антигену, определяют в исследуемой
сыворотке наличие и
Все иммуно - микробиологические методы можно разделить на 3 группы:
1. Иммунологические методы
(ИМ), основанные на прямом
взаимодействии антигена с анти
2. ИМ, основанные на
опосредованном взаимодействии
антигена и антитела (реакция
непрямой гемагглютинации,
3. ИМ, с использованием меченных антител или антигенов (метод флюоресцирующих антител, иммуноферментный и радиоиммунный анализы и др. методы)
Инфекция - процесс сложного активного взаимодействия макроорганизма с микроорганизмами, внедрившимся в его ткани и органы. Инфекционный процесс – совокупность физиологических защитных и патологических процессов, развивающихся в организме в результате внедрение в него болезнетворного микроба. Возможность возникновения инфекционного процесса определяется не только количеством и качеством патогенного микроба, но и состоянием макроорганизма, его сопротивляемостью, восприимчивостью. Восприимчивость обусловлена наличием в организме определенных клеток, тканей, в которых микроб-паразит находит оптимальные условия существования. Для возникновения инфекционного процесса, заболевания необходимо взаимодействия 3х факторов:
1.патогенный микроорганизм
2.воспримчивый макроорганизм
3.условия окружающей
среды, в том числе и
Инфекционное заболевание характеризуется:
Патогенность микробов
– это потенциальная
Вирулентность микробов– это степень
патогенности (штаммовый признак).
Факторы патогенности микробов:
Степень патогенности микроба – вирулентность обозначается:
-Dlm – dosisletalisminima
-Dlc - dosisletaliscerta
-LD50
-DI - dosisinfectionis
Способы передачи инфекции
-Воздушно-капельный
-Фекально-оральный
-Контактный
-Парантеральный
-Половой
-Трансмиссивный
-Трансплацентарный
Факторы передачи:
-Пыль и воздух
-Вода
-Пища
-Насекомые
-Фекалии
-Кровь
-Медицинский инструментарий
Периоды инфекционного заболевания:
-Инкубационный – от
момента заражения до
1.Продромальный –
неспецифические общие
2.Разгар - период развития клинических симптомов
3.Исход заболевания:
Особенности вирусной инфекции:
Тема № 4 «Общие принципы микробиологической диагностики бактериальных и вирусных инфекций. Постановка этиологического диагноза»
Цель:
Основной целью изучения данной темы является формирование у студентов знаний о задачах, которые решает клиническая микробиология. Познакомить с основными принципами забора исследуемого материала для проведения микробиологических исследований. Сформировать знания о принципах и методах диагностики бактериальных инфекций и их значение. Формирование у студентов знаний о заболеваниях, вызванных простейшими, их значении в развитии современной патологии, принципах их диагностики.
Тезисы лекции:
Клиническая микробиология- раздел мед. микробиологии, исследующий микробиологические аспекты этиологии, патогенеза, иммунологии оппортунистических микробных заболеваний и разрабатывающий методы их микробиологической диагностики, специфической терапии и профилактики.
Объектами исследования клин.микроб. являются главным образом УП для человека микробы и оппортунистические инфекции. В отдельных случаях клин.микр. изучает свободноживущие и облигатно-патогенные виды микробов. Задачи и методы клин.микроб. близки к таковым мед. микробиологии.
Их специфичность вытекает
их того, что возбудители
Клин.микр. исследует микробные заболевания, встречающиеся по существу во всех клинических специальностях (терапия, хирургия, акушерство, гинекология, педиатрия, травматология, ортопедия, нефрология, кожные болезни, отоларингология и др).
Кроме того, в ее компетенцию входят такие общие для всех клинических дисциплин вопросы, как ятрогенные инфекции ( заражение при получении мед.помощи), нормальная микрофлора, дисбактериоз, чувствительность микроорганизмов к химиопрепаратам, антиспетикам и дезинфектантам, методы клинико-микробиологических исследований.
Врачам всех специальностей постоянно приходится сталкиваться с патологией, вызванной различными микроорганизмами и каждый раз решать ряд стереотипных задач:
-оценить природу возможного возбудителя болезни
-определить, какой материал надо взять на исследование и как правильно это сделать
-корректно оценить
результаты лабораторного
-выбрать адекватную
терапию до получения результат
Микробиологические
Информация о работе Микробиология – как наука, ее цели и задач