Содержание:
- Введение………………………………………………………………….
2
- Модели финансирования здравоохранения в мировой практике …… 3
3. Модели финансирования
здравоохранения в России …………………
7
- Система бюджетного
финансирования ……………………………….
8
- Система обязательного
медицинского страхования …………………11
- Заключение ……………………………………………………………….15
- Литература ………………………………………………………………..16
- Введение.
Здоровье граждан, как социально-экономическая
категория, является важным фактором трудового
потенциала общества и представляет собой
основной элемент национального богатства
страны. Ценность здоровья, как важнейшего
ресурса, необходимого для производства
материальных и культурных благ, определяется
современными тенденциями снижения воспроизводства
населения, процессом его старения и, таким
образом, уменьшением численности населения.
Создание условий для повышения
качества и доступности медицинской помощи
гражданам Российской Федерации с учетом
демографической ситуации является приоритетным
направлением государственной политики
в сфере здравоохранения.
Существующие финансовые ресурсы
в бюджете направлены на многие цели, в
том числе и на финансирование здравоохранения.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовая система общества,
главное звено которой - бюджетная система.
Основными целями бюджетной политики
в сфере здравоохранения является улучшение
качества жизни и здоровья путем повышения
уровня профилактики, а также повышения
эффективности использования ресурсного
потенциала системы здравоохранения.
Достижение подобных целей может быть
осуществлено путем обеспечения финансовых
основ государственных гарантий медицинского
обслуживания населения и взаимодействия
системы защиты населения.
Целью данной работы является
рассмотрение модели финансирования системы
здравоохранения в России.
- Модели финансирования
здравоохранения, применяемые в мировой
практике
Здравоохранение - отрасль деятельности
государства, целью которой является организация
и обеспечение доступного медицинского
обслуживания населения. Система финансирования
данной отрасли является важной частью
для принятия мер политического, экономического,
социального, правового, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического, противоэпидемического
и культурного характера, направленных
на сохранение и укрепление физического
и психического здоровья каждого человека,
поддержание его долголетней активной
жизни, предоставление ему медицинской
помощи в случае ухудшения здоровья.
Источниками формирования средств
могут являться:
а) Общие налоговые доходы всех
видов и уровней. К ним относятся: налоги
на прибыль, налоги на добавленную стоимость,
подоходный налог и др. Они поступают в
государственный или муниципальный бюджет,
а затем распределяются по разным отраслям.
Решающую роль при распределении средств
имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.
б) Целевые налоговые поступления,
к которым относятся налоги, устанавливаемые
на определенные товары (чаще всего на
продажу алкоголя и табака). Установленная
часть поступлений от сбора этих налогов
в целевом порядке направляется на финансирование
здравоохранения, это дополнительный
источник к основному объему финансирования.
Например, в Бразилии с 1998г. часть налога
на банковский оборот, исчисляемая по
ставке 0,2 %, направляется на нужды здравоохранения.
в) Целевой взнос на обязательное
медицинское страхование (или налог на
заработную плату). Взнос на ОМС обычно
исчисляется в виде фиксированного процента
к фонду оплаты труда.
г) Личные средства граждан
и иные источники. Эти средства не проходят
через каналы государственного перераспределения
и поступают в медицинские организации
в форме прямой оплаты медицинских услуг.
Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ
от аренды, от продажи медицинских технологий
и др. В качестве иных источников финансирования
могут выступать благотворительные фонды,
средства работодателей, направляемые
на создание собственной медицинской
базы и пожертвования.
Исторически в мировой
практике сложились три основные модели
финансирования здравоохранения:
- Бюджетная модель, в данном случае финансирование производится за счет средств государственного бюджета. В таких системах государство является собственником значительной части медицинских учреждений. При функционировании данной системы происходит формирование доминирующей ответственности государства за состояние и развитие национального здравоохранения. Среди стран с развитой рыночной
экономикой достаточно высокий уровень
бюджетного финансирования характерен
для Дании, Финляндии, Швеции и даже Великобритании.
Наибольшую часть медицинских
услуг в Великобритании предоставляет
Национальная система здравоохранения
(НСЗ). Подавляющая часть ее финансовых
ресурсов (84%) и по сей день поступает из
бюджетов всех уровней. Дополнительным
источником являются взносы на социальное
страхование, исчисляемое в виде процента
от фонда оплаты труда. Но в отличие от
российской практики, целевым этот взнос
назвать трудно, так как он «растворяется»
в общей системе социальных налогов и
распределяется в зависимости от сложившихся
приоритетов их распределения на нужды
пенсионного обеспечения, страхования
по безработице, здравоохранения и пр.
Кроме того, часть средств, поступающих
по линии социального налога и выделяемых
на нужды здравоохранения, поступает под
прямой контроль министерства здравоохранения,
сливаясь с бюджетными поступлениями.
На долю этого взноса приходится 12% поступлений
НСЗ.
Примерно 4% средств НСЗ формируется
из соплатежей населения, когда пациент
вносит установленный процент от общей
стоимости посещения или госпитализаций
и обращений к специалистам (в основном,
за выписку и оплату части стоимости лекарств
в аптеках).
В целом, положительными чертами
бюджетной системы здравоохранения является
приемлемость медицинской помощи, высокая
доступность, возможность проведения
масштабных мероприятий (вакцинация, профилактика).
- Бюджетно-страховая модель, которая основана на формировании и использовании целевых фондов, источником которых являются обязательные страховые взносы работодателей, и предполагает сохранение солидарной ответственности страхователей и государства за состояние и развитие здравоохранения. В системах ОМС участие государства принимает более мягкие регулирующие формы, а медицинские организации не всегда принадлежат государству. Тем не менее, системы ОМС также являются государственными системами финансирования, поскольку: во-первых, взносы работодателей и работников носят обязательный характер и принимают форму особого налога на заработную плату, во-вторых, поступления от взносов являются хотя и обособленной, но все же частью государственных финансов, поэтому они контролируются государством, в-третьих, государство регулирует многие элементы этой системы - ставки взносов, цены на медицинские услуги, договорные отношения между страховщиком и медицинской организацией, размер гарантируемого объема медицинских услуг и т.д.
Финансирование здравоохранения
за счет доминирующих страховых взносов
осуществляется в такой стране, как Германия,
где 85% населения охвачено обязательным
медицинским страхованием.
Финансирование здравоохранения
Германии складывается из: обязательных
страховых взносов - 75%, налогов - 10%, премий
по добровольному страхованию - 10%, платных
услуг - 5%. Обязательному медицинскому
страхованию подлежат все лица наемного
труда, студенты, безработные, дети до
18 лет. Пенсионеры и члены семьи страхуются
при определенных размерах месячного
дохода.
Уплате взносов подлежат и застрахованные,
и работодатели. Взносы платятся пропорционально
доходам (6,78% от заработной платы для тех
и других). Вместе с тем, лица, имеющие доход,
превышающий 75% граничной величины годового
трудового дохода, свободны от взносов
по обязательному страхованию с суммы
превышения. Это немаловажно, учитывая
сумму взноса.
Застрахованные по больничному
страхованию имеют право на отчисление
на укрепление здоровья, профилактику
и раннее диагностирование болезней, по
болезни, уходу за тяжелобольными, беременности
и материнству. Кроме этого, выплачиваются
также средства на похороны и транспортные
расходы.
3) Предпринимательская модель,
при которой оплата любой медицинской
услуги осуществляется за счет средств
пациента в полном объеме. В этом случае
инструментом развития национального
здравоохранения выступает конкурентная
среда. Данная система финансирования
за счет средств домохозяйств характерна,
прежде всего, для США, где частное страхование
формирует более 32% ресурсов здравоохранения,
а непосредственные платежи за медицинскую
помощь со стороны домохозяйств составляют
еще 23% от общего объема финансовых ресурсов
здравоохранения.
Данная модель характеризуется
негативными моментами, это прежде всего,
ограниченный доступ различных слоев
населения к медицинскому обслуживанию
и стимулирование роста стоимости медицинских
услуг гонорарным методом оплаты за услугу.
На сегодняшний день люди, имеющие страховку
либо финансовые ресурсы, получают самое
лучшее в мире медицинское обслуживание,
в то время как наиболее нуждающиеся в
нем - бедные слои населения, хронические
больные, семьи с одним родителем - не получают
даже основного лечения.
Несмотря на все отрицательные
стороны американской системы здравоохранения,
следует признать, что медицинское обслуживание
(если оно доступно) в США самое лучшее
в мире. Средняя продолжительность жизни
в США увеличилась с 1960 г. на пять лет, американские
больницы и врачи применяют самое совершенное
медицинское оборудование и технологии.
Более того, больше половины финансирования
мировых медицинских исследований осуществляется
в США, и, как следствие, большая часть
Нобелевских премий после Второй мировой
войны была получена именно американцами.
Каждая страна имеет специфическую
систему финансирования здравоохранения.
Это связано с национальным менталитетом
с конкретными условиями становления
и эволюции данного общества.
- Модели финансирования
здравоохранения в РФ
В Российской Федерации принята
бюджетно-страховая модель финансового
обеспечения национальной системы здравоохранения.
Данная модель подразумевает, что основными
источниками финансирования являются
сразу две системы: система обязательного
медицинского страхования и система бюджетного
финансирования.
До 1991 г. в нашей стране в финансировании
здравоохранения действовала бюджетная
модель. Главным источником финансовых
ресурсов, направляемых на здравоохранение,
были бюджетные средства, доля которых
общем объеме средств составляла примерно
85%. Эти средства передались в основном
медицинским учреждениям, подведомственным
Министерству здравоохранения.
Вторым источником финансовых ресурсов
были средства ведомств и подведомственных
им предприятий. Доля этих средств составляла
примерно 15%. Эти средства передавались
ведомственным медицинским учреждениям.
Третьим источником финансовых ресурсов
были средства населения. Их доля была
крайне незначительна, так как население
оплачивало лишь зубопротезирование и
в небольшом объеме некоторые платные,
в основном не жизненно важные медицинские
услуги.
Страховая система здравоохранения,
финансируемая, как и бюджетная, из общественных
фондов потребления, формируется на целевой
основе и более защищена от остаточного
принципа финансирования, характерного
для многих бюджетных систем здравоохранения.
Поэтому в России с целью соединения положительных
сторон государственной и частной медицины
была выбрана бюджетно-страховая модель.
Такая модель одновременно сохраняет
государственные гарантии населения в
медицинском обслуживании и привлекает
в здравоохранение дополнительные ресурсы.
28 июня 1991 г. был принят
Закон «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»,
положивший начало системе обязательного
медицинского страхования. Принципы
медицинского страхования, провозглашённые
в данном законе, предполагают
усиление заинтересованности и
ответственности населения, государства,
предприятий, учреждений в охране
здоровья граждан в новых экономических
условиях.
Таким образом, с
введением обязательного медицинского
страхования вся система здравоохранения
в РФ стала представлять собой совокупность
двух систем: государственной системы
здравоохранения и государственной системы
обязательного медицинского страхования.
3.1 Система бюджетного
финансирования
Финансирование медицинской
помощи населению осуществляется из средств
государственного бюджета, формируемых
за счет общего налогообложения. В отдельных
странах в качестве источника финансовых
средств для здравоохранения используются
закрепленные налоговые поступления.
В системе бюджетного финансирования
распорядителями средств выступают государственные
органы управления здравоохранением.
Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую
гражданам медицинскими организациями,
которые в основном являются государственными.
В отдельных странах, где применяется
данная система. Предусматриваются также
соплатежи населения за получаемые медицинские
услуги. Но они невелики и необременительны
для пациентов и служат целям ограничения
избыточного спроса.