За счёт бюджетных средств реализуется
государственная политика в области охраны
здоровья, которая включает в себя:
-разработку и реализацию целевых
программ;
-обеспечение профессиональной
подготовки кадров;
-финансирование научных исследований;
-развитие материально - технической
базы учреждений здравоохранения;
-оплату особо дорогостоящих
видов лечения;
-финансирование медицинских
учреждений, оказывающих помощь при социально
значимых заболеваниях;
-оказание медицинской помощи
при массовых заболеваниях, в зонах стихийных
бедствий и катастроф.
Система бюджетного финансирования
и система обязательного медицинского
страхования являются альтернативными
способами организации государственного
финансирования здравоохранения. Важнейшее
отличие этих систем от системы частного
финансирования здравоохранения - независимость
объема медицинской помощи, получаемой
заболевшим, от его платежеспособности.
Преимуществом бюджетной системы по сравнению
со страховой является меньший уровень
необходимых административных издержек
- расходов на содержание органов управления
здравоохранением. Такая система обладает
относительно лучшими возможностями обеспечить
контроль государства за деятельностью
производителей медицинских услуг при
наименьших затратах. В страховой системе
больше субъектов управления - это и сами
страховщики, и государственные органы
управления здравоохранением, которые
выполняют функции регулирования всей
системы и контроля за деятельностью медицинских
организаций и страховщиков. В страховой
системе больше объемы собираемой и обрабатываемой
информации, документооборота.
Недостатком бюджетной системы
является большая зависимость финансирования
здравоохранения от меняющихся политических
приоритетов. Каждый год размеры бюджетных
ассигнований на здравоохранение определяются
в борьбе с конкурирующими направлениями
бюджетных расходов.
Рассмотрим объемы расходов
на здравоохранение в России за 2010 – 2012
годы:
Таблица 1 «Расходы
федерального бюджета на здравоохранение»
Виды расходов |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
млрд.руб. |
в % к итогу |
млрд.руб. |
в % к итогу |
млрд.руб. |
в % к 2011г. |
в % к итогу |
Всего расходов |
10117,5 |
100,0 |
10925,6 |
100,0 |
12895,0 |
118,0 |
100,0 |
Социальная
сфера, всего |
1260,7 |
12,5 |
4370,6 |
40,0 |
5290,5 |
121,0 |
41,0 |
Здравоохранение |
347,4 |
3,4 |
543,8 |
5,0 |
659,5 |
121,3 |
5,1 |
Из представленной таблицы
видно, что объем расходов федерального
бюджета на здравоохранение составляет
незначительную долю всего 3,4% в 2010 году,
5% - в 2011 и 2012 годах от общего объема расходов
бюджета. Низкий уровень социальных
расходов, в частности расходов на здравоохранение,
в федеральном бюджете определяется тем
фактом, что подавляющая их часть обеспечивается
с помощью территориальных бюджетов.
В отличие от бюджетного финансирования,
финансирование здравоохранения в страховой
системе имеет четко закрепленные источники
и потому в меньшей мере зависит от политической
конъюнктуры. В страховой системе обеспечивается
более точная увязка гарантий медицинского
обслуживания застрахованных с размерами
финансовых поступлений. Размеры страховых
взносов балансируются с объемом гарантий,
включаемых в программу ОМС.
Рассмотрим объемы финансирования
здравоохранения по источникам за 2010 –
2012 годы:
Таблица 2 «Финансирование
здравоохранения за счёт различных источников
в целом по России»
Наименование |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
млрд. руб. |
% к итогу |
Бюджетные средства,всего |
1048,4 |
44% |
1353,4 |
47% |
1596,1 |
47% |
Федеральный бюджет |
347,4 |
15% |
543,8 |
19% |
659,5 |
20% |
Бюджеты субъектов |
701,0 |
27% |
809,6 |
28% |
936,6 |
27% |
ФОМС |
1335,5 |
56% |
1552,6 |
53% |
1807,3 |
53% |
Итого: |
2383,9 |
100% |
2906,0 |
100% |
3403,4 |
100% |
В представленной таблице показаны
источники финансирования сферы здравоохранения
из средств федерального бюджета на долю
которого приходится 15% в 2010 году, 19% в 2011
году и 20% в 2012 году, из средств бюджетов
субъектов РФ 27 - 28%. Доля финансирования
из средств фонда обязательного медицинского
страхования за последние три года составила
52 – 53%. Из таблицы видно, что за последние
три года структура финансирования существенно
не изменилась.
3.2 Система обязательного
медицинского страхования
Отдельного внимания заслуживает
механизм финансирования медицинских
учреждений за счёт средств обязательного
медицинского страхования (далее - ОМС).
Как уже было сказано ранее, система ОМС
появилась в нашей стране после принятия
Закона «О медицинском страховании граждан
в Российской Федерации» 28 июня 1991 г. Важнейшая
характеристика системы ОМС - целевое
формирование средств на здравоохранение.
Система обязательного медицинского
страхования создана с целью обеспечения
конституционных прав граждан на получение
бесплатной медицинской помощи, закрепленных
в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является формой
социальной защиты интересов населения
в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым
актом, регулирующим обязательное медицинское
страхование, является Федеральный Закон
Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об
обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации» (далее - Закон).
Закон устанавливает правовые,
экономические и организационные основы
медицинского страхования населения в
Российской Федерации, определяет средства
обязательного медицинского страхования
в качестве одного из источников финансирования
медицинских учреждений и закладывает
основы системы страховой модели финансирования
здравоохранения в стране.
Обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств обязательного медицинского
страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования граждан созданы Федеральный
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
В качестве субъектов и участников
обязательного медицинского страхования
Законом определены гражданин, страхователь,
страховая медицинская организация, медицинское
учреждение.
В настоящее время в Российской
Федерации действуют как самостоятельные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и 84 территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования как составной части государственного
социального страхования.
Финансовые основы
обязательного медицинского страхования
базируются на взносах во внебюджетные
фонды, суммарная ставка которого составляет
для большинства налогоплательщиков 30%
от начисленной оплаты труда (данный размер
ставки введен с 2012 года федеральным законом
от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам
установления тарифов страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды"),
собранные же средства распределяются
между государственными внебюджетными
фондами по установленным пропорциям.
В частности, в федеральный фонд обязательного
медицинского страхования зачисляется
5,1 %. До 1 января 2013 года распределение
между федеральным фондом обязательного
медицинского страхования и территориальным
фондом обязательного медицинского страхования
составляло 3,1% и 2% соответственно.
В связи с изменениями в законодательстве
Российской Федерации основными источниками
формирования доходов бюджетов ТФОМС
с 2013 года являются предоставляемые из
бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования: субвенции
на финансовое обеспечение выполнения
территориальной программы обязательного
медицинского страхования в рамках базовой
программы обязательного медицинского
страхования
Реальная бюджетно-страховая
система финансирования, сложившаяся
к настоящему времени в нашей стране, существенно
отличается от первоначального замысла,
реализованного в законе о медицинском
страховании. Средств, аккумулируемых в системе
ОМС, недостаточно для оплаты всего объёма
первичной и вторичной медицинской помощи,
установленного базовой программой ОМС.
Это явилось результатом неполного введения
ОМС и отсутствия закреплённых налоговых
источников осуществления взносов на
ОМС неработающего населения. В итоге
первичная и вторичная медицинская помощь,
включаемая в программу ОМС, на практике
финансируется из двух источников: средства
ОМС и средства бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов.
Согласно требованиям Федерального
фонда обязательного медицинского страхования,
средства ОМС могут использоваться только
для возмещения расходов медицинских
организаций по четырём статьям:
- оплата труда;
- начисления на оплату труда;
- медицинские расходы (включая
расходы на медикаменты, перевязочные
материалы);
- продукты питания.
Установление такого правила
связано именно с недостатком средств,
аккумулируемых в системе ОМС. На практике
остальные виды затрат государственных
и муниципальных медицинских учреждений
покрываются за счёт средств бюджетов
субъектов РФ и входящих в их состав муниципальных
образований.
Заключение
Мы рассмотрели систему финансового
обеспечения здравоохранения в России
и место расходов федерального бюджета,
а так же бюджетов субъектов Федерации
и средств обязательного медицинского
страхования в ней.
Система здравоохранения РФ
характеризуется наличием комплекса глубоких
экономических проблем. В их числе, финансовая
необеспеченность гарантий государства
оказания медицинской помощи населению;
расходы населения на лекарственные средства
и медицинские услуги растут высокими
темпами; значительны региональные различия
в финансировании бесплатной медицинской
помощи населению. Субъектами РФ и органы
местного самоуправления не всегда выполняют
обязательства по уплате страховых взносов
на неработающее население в полном объеме.
Существующие экономические механизмы
в системе здравоохранения не создают
у ее участников стимулов к повышению
эффективности использования ресурсов.
Одним из путей решения проблем может
быть, как уже было сказано выше, следующий
вариант, развития системы ОМС - интеграция
бюджетных ресурсов в систему ОМС и создание
единого фонда ОМС, аккумулирующего все
поступающие средства. Таким образом,
могла бы быть достигнута аккумуляция
всех средств, направленных для реализации
программы ОМС, в едином Федеральном фонде
и перераспределение их в соответствие
с потребностями всех субъектов, всех
граждан РФ. Объём средств, аккумулируемый
в едином фонде должен обеспечивать выполнение
программы ОМС, обеспечение медицинской
помощи соответствующего объёма и качества.
Средства застрахованного, аккумулируемые
в федеральном фонде ОМС должны следовать
за ним. Целью реформы здравоохранения
должно стать не только успешное восстановление
здоровья, но не допущение его ухудшения,
как и возникновения условий, приводящих
к его этому.
Литература:
Конституция Российской
Федерации. М.: Омега-Л, 2008. - 64с.
Бюджетный Кодекс РФ:
Федеральный закон от 31.07.1998 г. №145 ФЗ -
М.: Омега - Л, 2010. - 276 с.
Федеральный Закон
Российской Федерации от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации».
Постановление Правительства
РФ от 05.11.1997 N 1387 «О мерах по стабилизации и развитию
здравоохранения и медицинской науки
в Российской Федерации».
Постановление Правительства
Российской Федерации от 11 сентября 1998
года № 1096 "О программе государственных
гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи".
Распоряжение Правительства
РФ № 2511-p от 24 декабря 2012 года «Об утверждении
государственной программы РФ "Развитие
здравоохранения".
Распоряжение Правительства
РФ «Об утверждении Программы
по повышению эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года» №1101-р от 30 июня 2010 года.
- Механизмы эффективного финансирования
в здравоохранении / Л.А. Габуева; под общей редакцией В.И. Стародубова М. МЦФЭР 2007г.
- Зенина Л.А. Экономика и управление в здравоохранении
/ Л.А. Зенина. - М.: издат. центр «Академия», 2008.-205 с.
- Иванова М.С. Финансирование системы здравоохранения
/ М.С. Иванова // Законодательство и экономика. -2003. - №12.-с. 78-83.
- Коломин Е.В. О социальных приоритетах
развития страхования / Е.В. Коломин // Финансы. - 2008. - №9.-с. 58-61.
- Комаров Ю.М. Стратегия развития здравоохранения
в РФ / Ю.М. Комаров // Здравоохранение. - 2008. - №2. - с. 53-62.
- Лопатенков Г.Я. Медицинское страхование и
платные услуги / Г.Я. Лопатенков. - Издательство BHV-Санкт-Петербург: - 2005 г. - 160 с.
- Мамедова С. Основные системы финансирования
здравоохранения / С. Мамедова // Финансы. -2005. - №4. - с. 68-70.