Модели современной рыночной экономики и классификация систем здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

В связи с переходным периодом в экономике РФ, с уходом от административно-командной системы, в последние годы очень остро и актуально встала проблема реформирования российской системы здравоохранения. Однако реформирование не может быть не предполагать анализ и сравнение характеристик основных моделей мировых систем здравоохранения. Поэтому целью данной работы является анализ опыта зарубежных систем здравоохранения и применения этого опыта в российской системе здравоохранения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………стр.3

Модели рыночной экономики.
Их сравнительный характер……………………………………………………стр.4

Российская модель переходной экономики………………………….стр.10

Модели систем здравоохранения мира…………………………………стр.13

Заключение………………………………………………………………………………стр.28

Список использованной литературы……………………………………стр. 29

Файлы: 1 файл

Модели современной рыночной экономики и классификация систем здравоохранения.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Общим для обеих моделей  является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. 
 
Французская модель  не имеет ярких особенностей. Эта модель - среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы - индикативное планирование. А. Самуэльсон отмечал, что французское "государственное планирование" является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. "Такая система оказалась неправдоподобно удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления".  Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.  
 
Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: 
 
-господство частной собственности и частной инициативы; 
 
-рыночная экономика играет решающую роль в их развитии; 
 
-основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала; 
 
-государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики; 
 
-наблюдается тенденция к формированию социально-ориентированных систем и стремление к открытой экономике.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская  модель переходной экономики

 

 

После длительного господства административно-командной системы  в экономике России на рубеже 80-х  и 90-х гг. начался переход к  рыночным отношениям.

Исходные позиции для  перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам (объективные факторы):

 
• крайне высокая (даже для стран  с административно-командной системой) степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся "теневой экономике";

 
• длительное (на протяжении жизни  трех поколений) существование принципиально  нерыночной экономики, что ослабляло  хозяйственную инициативу большинства  населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;

 
• крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл  военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский  рынок, была принижена;

 
• неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

 

Все это было усугублено отсутствием в обществе консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, темпов и конкретных способов этого перехода, что вело к почти  непрерывному социально-политическому кризису.

Стратегическая цель переходного периода в России - это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.

 

Условиями создания такой  экономики являются:

 
а) преобладание частной собственности; 
б) создание конкурентной среды; 
в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста; 
г) эффективная система социальной защиты; 
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.  
 
Геополитические и исторические особенности

 

Формирование современной  рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся  и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов. 
Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты: 
• огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; 
• неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; 
•отсутствие автономного от государства гражданского общества: 
•неразрывную связь власти и собственности; 
• слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях.

Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд  черт, унаследованных из исторического  прошлого. Государство даже после  приватизации немалой части собственности  по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.

Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую  часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета. 
 
Другие особенности экономического развития

 

В России не возникало  взаимодействия и разграничения  функций между рыночными структурами  и государством, которые постоянно  конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.

Значительное влияние  на экономические процессы оказывают  сложившиеся в предыдущую эпоху  монополистические структуры, что  затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.

Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре - в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно, нескольких десятилетий.

Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной  сфере и торговле происходит быстрое  приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.

Неравномерным является также переход к рыночной экономике  в регионах России. Быстрее всего  этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.

Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства "в тень" обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собственности, рост коррупции), так и российскими особенностями.

Чрезвычайно болезненные  гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение  немалой части населения в  маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т.е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.

Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.

На формирование рыночной экономики в России оказывают  влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к  государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении  доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.

Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка. 
Такая переходная экономика, представляющая собой шаг вперед по сравнению с административно-командной системой, со временем должна будет уступить место зрелой рыночной системе.

 

Модели  систем здравоохранения мира

Несмотря на многообразие конкретных форм организации системы  охраны здоровья населения, специфику  экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести: 
 
– отношения собственности; 
 
– способы финансирования (получения ресурсов); 
 
– механизмы стимулирования медицинских работников (производителей) и населения (потребителей); 
 
– формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи. 

В каждой стране исторически  складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения определяется сложной системой экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, исторически сложившихся в стране.

Наличие в той или  иной стране соответствующей системы  здравоохранения определяется многими  обстоятельствами. Все зависит от того, что лежит в основе классификации  той  
или иной системы здравоохранения.

 

Так с точки зрения социально-политической структуры  общества условно выделяют пять типов  систем здравоохранения: 1) классическая (неупорядоченная), 2) плюралистическая, 3) страховая, 4) национальная, 5) социалистическая.

 

Российские ученые, с точки зрения приближения к сущности отношений в здравоохранении (О.П. Щепины, В.Б. Филатов, Я.Д. Погорелов и др.), предлагается различать три основных типа систем здравоохранения: а) утилитарную, б) коммунотарную, в) либеральную, в соответствии с тем, как Г. Жаркович с соавторами определяет общественные ценности "благополучного общества". Другие авторы (И.А. Торгунов и др.) считают, что в. современном подходе к типологии систем здравоохранения, изначально должны преобладать правовые характеристики универсальных отношений врача и пациента, в свою очередь определенные фундаментальными (конституционными) свободами личности.

 

 

Экспертами Всемирной  Организации Здравоохранения (ВОЗ) (S. Hakansson, В. Majnoni, D'Intignano, G.H. Mooney, J.L. Roberts, G.L. Stoddart, K.S. Johansen, H. Zollner) предложена классификация, по которой различается три первичных типа систем здравоохранения: 
 
1 – государственная , или система Бевериджа;

 
2 – система, основанная на  всеобъемлющем страховании здоровья, или система Бисмарка; 
 
3 – негосударственная, рыночная или частная система здравоохранения.  
 
Обычно большинство авторов выделяют следующие модели: 
 
1) универсалистская (модель Бевериджа), 
 
2) социального страхования (модель Бисмарка), 
 
3) "южная модель" (Испания, Португалия, Греция и частично Италия), 
 
4) институциональная или социал-демократическая "скандинавская модель", 
 
5) либеральная (остаточного социального обеспечения), 
 
6) консервативная корпоративная (Япония), 
 
7) латиноамериканская, 
 
8) системы здравоохранения индустриальных государств Восточной Азии, 
 
9) системы здравоохранения стран с переходной экономикой. 

Экономические модели систем охраны здоровья разных стран могут быть обозначены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах. 

В настоящее время  все существующие системы здравоохранения  сводят к трем основным экономическим  моделям. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково. Это: платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования, государственная медицина с бюджетной системой финансирования и система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования. 

Информация о работе Модели современной рыночной экономики и классификация систем здравоохранения