Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:32, реферат
В связи с переходным периодом в экономике РФ, с уходом от административно-командной системы, в последние годы очень остро и актуально встала проблема реформирования российской системы здравоохранения. Однако реформирование не может быть не предполагать анализ и сравнение характеристик основных моделей мировых систем здравоохранения. Поэтому целью данной работы является анализ опыта зарубежных систем здравоохранения и применения этого опыта в российской системе здравоохранения.
Введение……………………………………………………………………………………стр.3
Модели рыночной экономики.
Их сравнительный характер……………………………………………………стр.4
Российская модель переходной экономики………………………….стр.10
Модели систем здравоохранения мира…………………………………стр.13
Заключение………………………………………………………………………………стр.28
Список использованной литературы……………………………………стр. 29
Тип модели |
Социально страховая |
Социально страховая |
Социально страховая |
Страна |
Германия |
Япония |
Канада |
Принцип, лежащий в основе модели. |
Здоровье – фактор, определяющий качество "человеческого капитала". Медицинская услуга - затраты, необходимые для поддержания здоровья. |
Медицинская услуга квазиобщественное благо. Программы ОМС возмещают часть затрат на медицинскую помощь. |
Медицинская услуга – общественное благо. Систему здравоохранения должно контролировать государство. |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
8,1% |
6,6% |
8,7% |
Источники финансирования. |
ОМС - 60% ДМС-10% Гос. Бюджет - 15% Личные средства -15%. |
ОМС - 60% Гос. бюджет -10% Общественные фонды - 10% Личные средства – 20% |
Федеральные фонды и фонды провинциальных бюджетов - 90% Фонды частных страховых компаний и добровольные пожертвования — 10%. |
Контроль за эффективностью расходования средств. |
Контроль осуществляют
частные и государственные |
Контроль осуществляется страховыми фирмами - частными страховщикам |
Контроль осуществляет государство. |
Доступность медицинского обслуживания |
90% населения охвачено программами ОМС; 10% - программами ДМС; при этом 3% застрахованных в ОМС имеют ДМС. |
40% населения охвачено
национальной системой |
98-99% населения охвачено программами ОМС. |
Ассортимент доступных медицинских услуг. |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС. |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС. |
Программы ОМС обеспечивают необходимый набор медицинских услуг, внедрение новых методик ограничено. |
Использование новых технологий. |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий. |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий. |
Трудно преодолимые барьеры на пути внедрения новых технологий. |
Регулирование цен на медицинские услуги. |
Цены, выражены в "очках", цена "очка" пересматриваетеся при изменении экономической ситуации. |
Утверждаются Министерством здравоохранения социального обеспечения. |
Регулируются правительством, ежегодно пересматриваются, но изменяются медленно. |
Таблица: Национальные модели здравоохранения (часть II)
Тип модели |
Государственная |
Государственная |
Рыночная |
Страна |
Франция |
Великобритания |
США |
Принцип, лежащий в основе модели. |
Медицинская услуга квазиобщественное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь. |
Медицинская услуга - общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый - за больного. |
Медицинская услуга – частное благо, т.е. товар, который может быть куплен или продан. |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
8,5% |
6,0% |
14% |
Источники финансирования. |
ОМС - 50% ДМС - 20% Гос. бюджет - 10% Личные средства - 20% |
Государственный бюджет. |
Частное страхование - 40% Личные средства - 20% Программы для пожилых и малоимущих –40% |
Контроль за эффективностью расходования средств. |
Контроль осуществляют
страховщики: частные страховые
фирмы и государственная |
Контроль осуществляет – государство в лице Министерства здравоохранения. |
Контроль осуществляется страховыми фирмами – чacтными страховщиками. |
Доступность медицинского обслуживания |
80% населения охвачено программами ОМС. |
Всеобщая доступность |
Ограничивается платежеспособно |
Ассортимент доступных медицинских услуг. |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС. |
Широкий спектр профилактических мероприятий, набор лечебных услуг ограничен производственными возможностями. |
Самые разнообразные лечебные и профилактические медицинские услуги. |
Использование новых технологий. |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий. |
Отсутствуют стимулирующие факторы, новые методы внедряются медленно. |
Самые большие инвестиции в НИОКР осуществляются в сфере здравоохранения. |
Регулирование цен на медицинские услуги. |
Регулируются правительством, пересматриваются 2 раза в год. |
Финансовые средства рассчитываются на основе нормативов учитывающих половозрастной состав населения. |
Регулирование практически отсутствует. Цена формируется в результате соглашения между пациентом, страховщиком и ЛПУ. |
Рассмотрим эффективность
каждой из моделей с точки зрения
возможности применения в условиях переходной экономики.
Для этого обозначим характерные черты,
присущие экономике переходного периода:
1. Дефицит государственного бюджета.
2. Спад производства.
3. Высокий уровень безработицы.
4. Низкий уровень доходов населения.
5. Высокие темпы инфляции.
В условиях спада производства
и роста безработицы, которые
влекут за собой ухудшение качества
жизни, потребность в медицинских
услугах возрастает. Поэтому функционирование
лечебно-профилактических учреждений
нуждается, в первую очередь, в бесперебойном финансировании.
Следовательно, в переходный период, с
характерным для него дефицитом государственного
бюджета, рассчитывать на эффективность
государственной модели организации системы
здравоохранения не приходится.
Низкий уровень доходов населения и высокие темпы
инфляции будут значительно ограничивать
платежеспособный спрос на медицинские
услуги со стороны частных лиц. Спад производства
и ориентация на выживание не позволят
фирмам осуществлять добровольное страхование
своих работников. Поэтому использование
рыночной модели в условиях переходного
периода приведет к тому, что значительная
часть населения не сможет получить необходимую
медицинскую помощь. Особенно это касается
таких социально незащищенных слоев населения,
как пожилые люди, инвалиды, дети, поскольку
это группы с наименьшими доходами, но
с наибольшими потребностями в медицинском
обслуживании. Столь негативные последствия
в период экономико-политических реформ
чреваты социальным взрывом.
Как уже отмечалось, в переходный период потребности людей в медицинском обслуживании возрастают. Для обеспечения минимально необходимого объема финансирования лечебно-профилактических учреждений требуется консолидировать все возможные источники привлечения средств. В условиях дефицита государственного бюджета и низких доходов населения только социально-страховая модель с многоканальной системой финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) способна решить эту задачу.
Заключение
Проведя сравнительный анализ зарубежных систем здравоохранения, мы пришли к выводу, что только социально-страховая модель с многоканальной системой финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) сможет эффективно работать в условиях переходного периода в экономике России.
Список использованной литературы
Информация о работе Модели современной рыночной экономики и классификация систем здравоохранения