Модели современной рыночной экономики и классификация систем здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:32, реферат

Описание работы

В связи с переходным периодом в экономике РФ, с уходом от административно-командной системы, в последние годы очень остро и актуально встала проблема реформирования российской системы здравоохранения. Однако реформирование не может быть не предполагать анализ и сравнение характеристик основных моделей мировых систем здравоохранения. Поэтому целью данной работы является анализ опыта зарубежных систем здравоохранения и применения этого опыта в российской системе здравоохранения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………стр.3

Модели рыночной экономики.
Их сравнительный характер……………………………………………………стр.4

Российская модель переходной экономики………………………….стр.10

Модели систем здравоохранения мира…………………………………стр.13

Заключение………………………………………………………………………………стр.28

Список использованной литературы……………………………………стр. 29

Файлы: 1 файл

Модели современной рыночной экономики и классификация систем здравоохранения.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Тип модели

Социально страховая

Социально страховая

Социально страховая

Страна

Германия

Япония

Канада

Принцип, лежащий в  основе модели.

Здоровье – фактор, определяющий качество "человеческого  капитала". Медицинская услуга - затраты, необходимые для поддержания здоровья.

Медицинская услуга квазиобщественное  благо. Программы ОМС возмещают  часть затрат на медицинскую помощь.

Медицинская услуга –  общественное благо. Систему здравоохранения  должно контролировать государство.

Доля расходов на здравоохранение в ВВП

8,1%

6,6%

8,7%

Источники финансирования.

ОМС - 60% ДМС-10% Гос. Бюджет - 15% Личные средства -15%.

ОМС - 60% Гос. бюджет -10% Общественные фонды - 10% Личные средства – 20%

Федеральные фонды и  фонды провинциальных бюджетов - 90% Фонды частных страховых компаний и добровольные пожертвования — 10%.

Контроль за эффективностью расходования средств.

Контроль осуществляют частные и государственные страховщики.

Контроль осуществляется страховыми фирмами - частными страховщикам

Контроль осуществляет государство.

Доступность медицинского обслуживания

90% населения охвачено  программами ОМС; 10% - программами  ДМС; при этом 3% застрахованных  в ОМС имеют ДМС.

40% населения охвачено  национальной системой страхования; 60% - профессионально-производственной системой страхования.

98-99% населения охвачено  программами ОМС.

Ассортимент доступных  медицинских услуг.

Широкий спектр услуг  за счет сочетания программ ОМС и  ДМС.

Широкий спектр услуг  за счет сочетания программ ОМС и  ДМС.

Программы ОМС обеспечивают необходимый набор медицинских услуг, внедрение новых методик ограничено.

Использование новых  технологий.

Спрос на разнообразные  медицинские услуги стимулирует  внедрение новых технологий.

Спрос на разнообразные  медицинские услуги стимулирует  внедрение новых технологий.

Трудно преодолимые  барьеры на пути внедрения новых  технологий.

Регулирование цен на медицинские услуги.

Цены, выражены в "очках", цена "очка" пересматриваетеся  при изменении экономической  ситуации.

Утверждаются Министерством  здравоохранения социального обеспечения.

Регулируются правительством, ежегодно пересматриваются, но изменяются медленно.


 

 

Таблица: Национальные модели здравоохранения (часть II)  
 

Тип модели

Государственная

Государственная

Рыночная

Страна

Франция

Великобритания

США

Принцип, лежащий в  основе модели.

Медицинская услуга квазиобщественное  благо. Программы ОМС должны возмещать  только часть затрат на медицинскую  помощь.

Медицинская услуга - общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

Медицинская услуга – частное благо, т.е. товар, который может быть куплен или продан.

Доля расходов на здравоохранение  в ВВП

8,5%

6,0%

14%

Источники финансирования.

ОМС - 50% ДМС - 20% Гос. бюджет - 10% Личные средства - 20%

Государственный бюджет.

Частное страхование - 40% Личные средства - 20% Программы для пожилых и малоимущих –40%

Контроль за эффективностью расходования средств.

Контроль осуществляют страховщики: частные страховые  фирмы и государственная организация  социального страхования.

Контроль осуществляет – государство в лице Министерства здравоохранения.

Контроль осуществляется страховыми фирмами – чacтными  страховщиками.

Доступность медицинского обслуживания

80% населения охвачено  программами ОМС.

Всеобщая доступность

Ограничивается платежеспособностью пациентов, программы для пожилых и малоимущих распространяются не на всех нуждающихся.

Ассортимент доступных  медицинских услуг.

Широкий спектр услуг  за счет сочетания программ ОМС и  ДМС.

Широкий спектр профилактических мероприятий, набор лечебных услуг ограничен производственными возможностями.

Самые разнообразные  лечебные и профилактические медицинские  услуги.

Использование новых  технологий.

Спрос на разнообразные  медицинские услуги стимулирует  внедрение новых технологий.

Отсутствуют стимулирующие факторы, новые методы внедряются медленно.

Самые большие инвестиции в НИОКР осуществляются в сфере  здравоохранения.

Регулирование цен на медицинские услуги.

Регулируются правительством, пересматриваются 2 раза в год.

Финансовые средства рассчитываются на основе нормативов учитывающих половозрастной состав населения.

Регулирование практически  отсутствует. Цена формируется в  результате соглашения между пациентом, страховщиком и ЛПУ.


 

 

Рассмотрим эффективность  каждой из моделей с точки зрения возможности применения в условиях переходной экономики. Для этого обозначим характерные черты, присущие экономике переходного периода: 
 
1. Дефицит государственного бюджета. 
 
2. Спад производства. 
 
3. Высокий уровень безработицы. 
 
4. Низкий уровень доходов населения. 
 
5. Высокие темпы инфляции. 
 

В условиях спада производства и роста безработицы, которые  влекут за собой ухудшение качества жизни, потребность в медицинских  услугах возрастает. Поэтому функционирование лечебно-профилактических учреждений нуждается, в первую очередь, в бесперебойном финансировании. Следовательно, в переходный период, с характерным для него дефицитом государственного бюджета, рассчитывать на эффективность государственной модели организации системы здравоохранения не приходится. 

Низкий уровень доходов населения и высокие темпы инфляции будут значительно ограничивать платежеспособный спрос на медицинские услуги со стороны частных лиц. Спад производства и ориентация на выживание не позволят фирмам осуществлять добровольное страхование своих работников. Поэтому использование рыночной модели в условиях переходного периода приведет к тому, что значительная часть населения не сможет получить необходимую медицинскую помощь. Особенно это касается таких социально незащищенных слоев населения, как пожилые люди, инвалиды, дети, поскольку это группы с наименьшими доходами, но с наибольшими потребностями в медицинском обслуживании. Столь негативные последствия в период экономико-политических реформ чреваты социальным взрывом. 

Как уже отмечалось, в  переходный период потребности людей в медицинском обслуживании возрастают. Для обеспечения минимально необходимого объема финансирования лечебно-профилактических учреждений требуется консолидировать все возможные источники привлечения средств. В условиях дефицита государственного бюджета и низких доходов населения только социально-страховая модель с многоканальной системой финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) способна решить эту задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проведя сравнительный  анализ зарубежных систем здравоохранения, мы пришли к выводу, что только социально-страховая модель с многоканальной системой финансирования (из прибыли страховых организаций, отчислений от зарплаты, государственного бюджета) сможет эффективно работать в условиях переходного периода в экономике России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Канаева О.А. Концепция развития здравоохранения в России: принципы формирования и перспективы реализации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2008, №3.
  2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  3. Погорлецкий А.И.  Экономика зарубежных стран. СПб, 2001. 
  4. Попов Г.А. Экономика и планирование здравоохранения. М. 1976



Информация о работе Модели современной рыночной экономики и классификация систем здравоохранения