Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:17, реферат
Нет ни одного нарушения жизнедеятельности человека, исследования и поиски путей лечения которого оказали бы воздействие на современную культуру человечества, сравнимую с таковыми невротических расстройств. Именно работа с ними привела к возникновению психоанализа, - направления психологической мысли, оказавшего огромное влияние не только на развитие психологической науки, но и философию, искусство, да и человеческие отношения в целом. Представив невроз как результат конфликта между инстинктивными влечениями и требованиями культуры, Фрейд открыл дорогу новому пониманию мира человека.
Введение ………………………………………………………………...…..3
Понятие неврозов………………………………...……….........................3
Диагностика невротических расстройств……….……………….……..3
Типы невротических расстройств………………………….……………..4
Неврастения………………………………………………………………….4
Диагностика неврастении (невроза истощения)……………………….5
Профилактика неврозов……………………………………………………7
Лечение неврозов……………………………………………………………8
Реабилитация при неврозах……………………………………………….9
Игры для реабилитации неврологических больних…………………..10
Заключение………………………………………………………………… 11
Список литературы………………………………………………………...12
Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов, поэтому в их профилактике большую роль играют борьба с острыми и хроническими инфекциями, травмами мозга, в том числе родовыми, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также нормализация режима труда и отдыха, достаточный сон. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.
Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка: развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам.
Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть представления, которые делают его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных ему раздражителей.
У ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием, неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений. Вредно также прививать ребенку представление о его неполноценности, чрезмерно фиксировать внимание на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавлять его инициативу и требовать от него чрезмерного послушания.
Это может способствовать развитию таких черт характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать к неврозу навязчивых состояний.
Для предотвращения нервности важно с самого раннего детства воспитывать ребенка так, чтобы он не получал ни прямых, ни косвенных выгод от нервности, вспыльчивости, тех или иных болезненных проявлений.
Для профилактики рецидивов неврозов очень важно изменить отношение больного к психотравмирующим событиям, повлиять на те характерологические особенности, которые делают его к ним особо чувствительным. Это достигается беседами с больным. С успехом с этой целью могут быть использованы внушение и самовнушение.
Лечение неврозов
Существует много способов лечения неврозов. Чаще всего применяют индивидуальную и групповую психотерапию, отдых, выключение из среды, спровоцировавшей заболевание, а также общеукрепляющие и психотропные препараты. В зависимости от формы и тяжести невроза их используют в различных комбинациях. Всегда важно во время беседы с больным вскрыть причину, травмирующую нервно-психическую сферу больного, попытаться устранить ее или, используя различные приемы психотерапии, уменьшить ее значимость.
Из терапевтических методов лечение невроза включает методы рефлексотерапии (иглоукалывание, точечный массаж) по биоактивным точкам нервной системы, физиотерапии, ароматерапию, релаксационный массаж с маслом. При необходимости назначается лечебная гимнастика.
Лечение невроза в интегральной медицине, благодаря своему комплексному характеру, позволяет эффективно устранить или значительно уменьшить симптомы невроза, как основные, так и сопутствующие, повысить стрессоустойчивость, улучшить психоэмоциональное состояние, повысить умственную работоспособность, улучшить сон и настроение, восстановить баланс нервной системы.
Большинство неврозов
можно лечить амбулаторно (лучше
с последующим отдыхом в
Определяя срок больничного листа, следует учитывать, что для многих больных участие в труде является одним из основных методов лечения.
Для предупреждения развития тяжелых и затяжных форм заболевания имеют значение также их раннее распознавание и лечение.
физическая реабилитация при неврозах
Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение), координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от типа невроза. В условиях стационара используются УГГ, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, чаще общий, гидротерапия.
Основная задача занятий — общеукрепляющее воздействие. С этой целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со снарядами и на снарядах. При повышенной возбудимости больных, когда нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые игры и эстафеты. Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует, демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми.
Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии (оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные и йодо-бромные ванны).
Игры для реабилитации неврологических больных
В физической реабилитации неврологических больных на различных этапах лечения игры используются как вспомогательное средство восстановления, поскольку широкое их применение сдерживается тяжестью заболевания или повреждения ЦНС и отсутствием возможности строгой дозировки нагрузки. Игры включаются в занятия, когда состояние больного позволяет это сделать. Основываясь на двигательном режиме больного, следует подбирать соответствующие игры на месте, на развитие и совершенствование психоэмоциональных свойств (внимание, сообразительность и т. д.); малоподвижные игры — для восстановления двигательных качеств (координации движений, гибкости, силы).
Подвижные игры как одно из средств лечебной физкультуры занимают особое место в обеспечении комплексной реабилитации больных неврозами. Содержание подвижных игр разнообразно, оно включает бег, прыжки, метания, игры-эстафеты. Эмоциональная насыщенность, присущая подвижным играм, способствует ускорению реабилитации, увеличению функциональных резервов больного. Учитывая, что игры для взрослых являются неспецифическим видом деятельности и используются в различных фазах заболевания, они должны соответствовать решению поставленных лечебных задач, возможности управления физической нагрузкой, регулированию физиологических сдвигов, вызванных эмоциональной насыщенностью игр. Из многообразия существующих классификаций игр для больных с различными проявлениями неврозов наиболее приемлемо деление игр по степени подвижности или уровню общей физической нагрузки, а именно: игры малой, средней и большой подвижности. Эти игры могут применяться как самостоятельные занятия и в составе лечебной гимнастики в конце основной части занятия. Если игры применяются в бассейне, их целесообразно проводить в начале или середине основной части занятия.
При проведении
игр как самостоятельных
Основываясь на клинической характеристике различных форм неврастении, целесообразно при неврастении I стадии на фоне преобладания возбуждения, раздражительности, беспокойства использовать игры малой и средней интенсивности, проводимые сидя и стоя без соревновательных элементов, игры на внимание, отмечая каждого участника при подведении итогов. При неврастении II стадии при частой смене настроения и быстрой утомляемости используются игры малой интенсивности в и.п. сидя. При неврастении III стадии с характерным разлитым торможением, сниженной адаптацией к физическим нагрузкам и эмоциональной бедностью целесообразно применять игры средней и малой интенсивности, сидя и стоя, со значительной эмоциональной окраской.
Сниженная эмоциональная подвижность при психастении, отсутствие решительности позволяет широко использовать при данном виде неврозов в большей вариативности игры-эстафеты. Это игры со средней и большой интенсивностью, но простыми правилами, так как сниженное внимание может спровоцировать травматизм в игре.
Заключение
На сегодняшний день существует большое количество факторов, выводящих из равновесия психику человека.
Изучив проблему
невротических расстройств, можно
сделать вывод, что они являются
в наше время довольно распространенным
психическим отклонением, но, при
своевременной и
Список литературы
1. Л.Бонева, П. Слынчева и Ст. Банкова. Руководство по кинезитерапии – София: Медицина и физкультура, 2007. - 357 с.
2. В.Я.Гиндикин «Лексикон малой психиатрии». Москва. 2006
3. В.Я.Гиндикин «Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов» Москва.2001
4. Ю.В.Саенко «Специальная психология: учебное пособие» .Москва. 2006
5. Ю.В.Попов, В.Д. Вид «Современная клиническая психиатрия». СПб.2005
6. С.Н. Попова. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры– Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2008. – 608 с.
7. В.Н. Фокин. Полный курс массажа: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 512 с: ил. — (Популярная медицина).
8. Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. «Основы психиатрии». Ростов-на-дону.2005
Информация о работе Невроз истощения (неврастения) и реабилитационная терапия